Пояснительная записка к конкурсной работе Методический семинар (Учитель года — 2016)


КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
«Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС»
Демидова А.Ю.,
учитель английского языка МБОУ «Гимназия №6»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Расскажи мне — и я забуду,
покажи мне — и, может быть, я запомню,
но вовлеки меня, и я пойму»(Китайская мудрость)
Стремительное вхождение Российской Федерации в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, смешение и перемещение народов и языков поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам. Отсюда следует возрастающая значимость обучения иностранным языкам с целью формирования коммуникативной компетентности, что является одним из требований ФГОС нового поколения. Таким образом, особую актуальность в современной методике приобретает проблема обучения английскому языку как средству общения.
В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, развивает критическое мышление. Данному типу соответствует, прежде всего, системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, формирующий определенные интеллектуальные умения: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, выдвигать аргументы и контраргументы.
На сегодняшний день именно системно-деятельностный подход наиболее полно описывает структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
Формирование УУД на уроках иностранного языка включает в себя несколько видов действий:
1. Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач.
2. Коммуникативные действия, обеспечивающие возможность сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). В процессе изучения иностранного языка формируются, таким образом, речевые умения.
3. Формирование регулятивных действий – действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Например, учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок.
4. Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Системно-деятельностный подход позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе. Делается акцент на групповые и парные работы, которые «вытесняют» фронтальные формы работы.
Одним из эффективных методов, применяемых в нашей практике и реализующих системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, является проектно-исследовательский метод. Он позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Внедрение проектной деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.
Таким образом, представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности.
Эта работа особенно актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения.
Проект ориентирован на достижение целей самими учащимися, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект даёт столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он необходим. Вот почему в основе моей методической системе лежат проектные технологии.
Следовательно, передо мной стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Проектная методика в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.
Для учителя метод проектов интересен прежде всего разнообразием тематики. Используя проектную деятельность на уроках английского языка, я получаю возможность использовать самые разные виды проектов, формы продуктов проектной деятельности, виды презентации проектов.
В первую очередь речь идет о проектной деятельности непосредственно на уроке английского языка. Современные УМК дают возможность в полной мере реализовать данный вид деятельности. Младшим школьникам уже со 2 класса предлагаются задания, которые предусматривают выполнение проектов. Так, работая над темой «Meet the Family»,ученики рисуют портрет своей семьи, создают свое семейное дерево и рассказывают о членах семьи. В 3-4 классах обучающиеся начинают работать с научно-популярными текстами, Интернетом и решают конкретные проблемы, а также проводят небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых оформляются, в основном, в виде проектов и презентаций. Так, например, в 4 классе по УМК Тер-Минасовой С.Г. «English Favourite» много внимания уделяется лингвострановедческой информации, в частности, происходит знакомство со страной изучаемого языка. Результатом проектной деятельности одного из уроков явились газеты, посвященные каждой из стран Соединенного Королевства Великобритании, которые ученики представили друг другу. В 3 классах после изучения темы «Дни недели» учащимся было предложено разработать проекты их личного распорядка дня. Подготовка заданных речевых ситуаций также является видом проектной деятельности на уроке. Учащиеся работают в парах или группах, подбирают языковой материал и в конечном итоге выдают готовый продукт речевой деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность включает в себя обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. Данным видом работы мы занимаемся во внеурочное время. Подготовка научно-исследовательской работы, участие в конференциях мотивирует учащихся, самостоятельный поиск и анализ информации развивают критическое мышление.
Ежегодно учащиеся с большим нетерпением ждут проведения Недели иностранных языков, где в полной мере могут реализовать свои творческие и лингвистические способности. Неизменным атрибутом проведения Недели в гимназии является создание плакатов и газет, посвященных определенной теме. Также регулярно проводятся внеклассные мероприятия, на которых реализовывается проектная деятельность.
Кроме того, одним из самых интересных и ожидаемых мероприятий является ежегодный фестиваль иностранных языков, где в полной мере раскрываются также актерские способности учеников. У меня за плечами два подготовленных выступления в рамках этого фестиваля. Это особый педагогический и творческий процесс, затрагивающий все аспекты усвоения знаний.
В результате моей работы повысилась активность и осознанность действий школьников, интенсифицировалось их интеллектуальное и речевое развитие. Средний качественный показатель знаний учащихся постоянно повышается.
Результатом данной деятельности является активное участие моих учеников в различных конкурсах и олимпиадах.
Исходя из опыта работы по использованию проектного метода, могу отметить достоинства этой технологии:
•повышение мотивации учащихся в учебе;
•получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
•повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
•предоставление каждому возможностей самореализации;
•развитие творческих способностей;
•развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
•получение навыков презентации себя и своей работы в различных форм: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии делаю следующие выводы:
1.Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
2.Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.
3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.
Перспективы развития опыта:
- разнообразить виды проектов (социальные, семейные, межпредметные, сетевые);
- разработать элективные курсы, формой отчетности которых будет защита проектных работ;
- организовать руководство старшеклассников с развитыми проектными умениями работой над проектами младших школьников;
Перспективы использования опыта:
- участие в семинарах-практикумах по организации проектной деятельности для педколлектива, обмен опытом работы;
- обучение учащихся работе над проектами, подготовка методических рекомендаций;
- проведение диагностики сформированности проектных умений учащихся.