Учитель года — 2017, Конкурсное задания Методический семинар, пояснительная записка

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Князева Елена Александровна,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном российском образовании наблюдаются большие перемены, связанные с введением нового федерального государственного образовательного стандарта для начальной, основной и старшей школы. Учителю мало обладать знаниями, нужно уметь передавать их. Нужно ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое. Это поистине задача из задач.
Тема идеи, которая лежит в основе моей педагогической деятельности, «Разноуровневое обучение на уроках физики как одно из условий преодоления перегрузок учащихся».
Сделать трудное – привычным, привычное – лёгким, лёгкое – приятным. С этими словами я начала свою педагогическую деятельность, потому что они очень точно отражают принципы современной школы: стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у учащихся умение находить и применять информацию, а не просто заучивать ее.
Как мотивировать познавательную деятельность учеников? Над этой проблемой работают многие преподаватели и ученые: Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, Г.К. Селевко, В.В. Елисеев, Н.Н. Никитина. Известный психолог А.Н. Леонтьев писал: «Деятельности без мотива не бывает». Поэтому, прежде всего, необходимо осознание школьниками полезности своего учебного труда, осознание мотивов своей деятельности. Необходимы средства, побуждающие школьника активно действовать на уроке. Проблема, которая встает при этом - это разработка системы развития мотивации учения, развития познавательного интереса как глубинного мотива учения.
Считаю, что внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мне приходится строить свой урок таким образом, чтобы мотивация стала естественной потребностью ученика, а в дальнейшем продолжать формировать, развивать и стимулировать ее.
Новизна педагогической идеи состоит в том, что при подготовке к уроку создаю его модель. То есть, моделирую свои действия и действия обучающихся, применяя опережающее, проблемное обучение, групповую и парную работу, организовываю работу по опорным схемам, излагаю материал урока доказательными приемами.
Для наибольшего активизирующего эффекта на своих занятиях создаю ситуации, в которых ученики сами:
- находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- отстаивают свое мнение;
- принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставят вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензируют ответы товарищей;
- оценивают ответы и письменные работы товарищей;
- занимаются обучением отстающих;
- объясняют более слабым ученикам непонятные места;
- самостоятельно выбирают посильное задание.
Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ученика появится потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.
Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ребята поставить учебную задачу или нет.
Уже на первом этапе урока я создаю условия для осмысления учебной деятельности. Для этого помогаю ученикам осознать цель предстоящей деятельности, осмыслить и принять мотивы познавательной деятельности, связанные с самим процессом познания и его результатом. Четко поставленная цель урока структурирует всю систему действий, из которых состоит деятельность. Поэтому на уроках применяю приемы коллективного целеполагания. Для этого задаю вопросы, связанные с прошлым уроком или с опережающим заданием. Для тех, кто затрудняется, предлагаю прочитать начало параграфа, где есть текст, который помогает в выполнении данного задания.
После постановки цели урока спрашиваю учащихся: «Зачем нам необходимо знать данную тему?». В процессе обсуждения выясняется значимость ее использования в повседневной жизни. Когда этап постановки задачи учащимися завершен, мы начинаем планирование учебной деятельности.
Для ученика важно на уроке наглядно убеждаться во взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Этому способствуют многосторонние межпредметные связи. Познавательная деятельность учеников на уроке под влиянием межпредметных связей значительно активизируется. К примеру, при изучении темы «Оптические приборы. Глаз» рассматриваем оптические иллюзии, без которых не было бы мира изобразительного искусства, архитектуры, телевидения; при изучении темы «Давление твердых тел» объясняем, почему нет гор в 10 раз выше Эвереста, почему давление осы на кожу человека при укусе такое же, как и в центре Земли – 300 млрд. Па, и т.д. Ученики применяют знания сразу из нескольких предметов к решению новых познавательных задач, проблемных вопросов. Использование межпредметных связей на уроках способствует эффективному формированию коммуникативной компетентности ученика.
Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности ученика, закреплению и углублению получаемых им знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у него потребность в чтении.
Важным элементом учебной деятельности учащихся является рефлексивная деятельность.
Создавая благоприятный эмоциональный фон, стараюсь включить в обсуждение как можно больше учеников, в ходе которого школьники свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят.
Физика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Дифференцированный (разноуровневый) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых, но и для развития сильных учеников. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения материала: подготовки учащихся к изучению нового, введения нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением и др. Дифференцированным могут быть: содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); методы обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач и др.; дифференцировать можно средства и формы обучения. Опыт передовых учителей показывает, что дифференциация может затрагивать все элементы методической системы обучения и в этом случае она дает наибольший эффект в условиях обычного класса.
По словам З. И. Калмыковой, если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ряда школьной программы.
Следуя этому принципу, материал к урокам я подбираю в соответствии с уровнем развития детей, индивидуальными интересами. Некоторым ученикам даю одно задание, другим предлагаю на выбор несколько. К тому же часто составляю самостоятельные и контрольные работы в форме ЕГЭ и ОГЭ, дифференцируя задания по уровню сложности. Выделяю 3 уровня заданий.
Вопросы 1 уровня направлены на воспроизведение учебной информации, знание и понимание формул и физических законов. Такие задания ориентированы на учеников, которые правильно понимают физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, умеют решать простые задачи с использованием готовых формул. Например, для проверки домашнего задания и знания формул по теме «Работа. Мощность. Энергия» в 10 классе составляю карточки следующего вида:
Обозначение физических величин
Название
Единица измерения СИ
Формулы

А





Энергия

-

Fтяж

H



Сила упругости

= - k x


Сила трения

F = N


Потенциальная энергия тела поднятого над Землей
Дж
Ер=


Потенциальная энергия упруго деформированного тела

.= k x2/2

Ек


=mv2/2


Задания 2-го уровня – предполагают применение знаний и умений в знакомой учебной ситуации. Такие задания ориентированы на учащихся, которые верно понимают физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, правильно выполняют чертежи, схемы, графики, умеют решать задачи, требующие преобразования формул.
Задания 3-го уровня связаны с творческим применением знаний и умений в новых учебных ситуациях. Вариативные задания стимулируют работу учащихся и создают условия для их выполнения в темпе удобном для детей, с учетом их интересов и возможностей. Вопросы обязательно должны быть связаны между собой одной темой. При выполнении таких заданий ученик строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Использование современных средств педагогических технологий, информационных компьютерных технологий даёт возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся и учителя. Особенно моим ученикам нравится делиться новой информацией подготовленной заранее (проекты, сообщения, презентации). Известно, что 87% информации поступает в мозг человека через зрительный канал восприятия. Таким образом, применение информационных технологий дает несравненно большие возможности совместной деятельности учителя и ученика. Уроки с использованием ИКТ вызывают у учащихся желание самим сделать презентацию и показать ее соученикам. Здесь основная задача учителя – направлять детей.
Моей задачей является: научить добывать, структурировать и транслировать информацию. Для трансляции информации на уроке выполняются компьютерные презентации, проекты, составляются выступления, доклады, изготавливается дидактический материал. Готовые электронные пособия, авторские проекты учеников и учителя в форме презентаций могут быть использованы в качестве дидактического материала для учеников, пропустивших занятия или индивидуального обучения.
Регулярное использование на уроках физики и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов позволили моим ученикам достичь хороших результатов в обучении.
Качество знаний по итогам внутреннего мониторинга
Дата пров.
Класс
Всего
Вып. работу
5
4
3
2
Средн. балл
% качеств
% успев.

22.11.2016
8
31
29
6
8
15
-
3,7
48,3
100

22.11.2016
7
34
32
1
10
17
4
3,3
34,4
87,5


Качество знаний по итогам внешнего мониторинга
Дата пров.
Класс
Всего
Вып. работу
5
4
3
2
Средн. балл
% качеств
% успев.

14.12.2016
9
30
27
-
11
15
1
3,4
41
96,3

19.05.2016
7
32
29
8
10
10
1
3,9
62,1
96,6

Школьники независимо от учебных успехов учатся с желанием, которое со временем не угасает, а становиться все более устойчивым, ярким.

Результаты участия обучающихся в муниципальном туре Всероссийской предметной олимпиады школьников

Ф.И. обучающегося
Класс
Год участия
Результат


1
Юртаев Данила

9
2016-17 уч.год
победитель

2
Козлов Данила
10
2016-17 уч.год
1 место в рейтинге

3
Кечуткин Сергей
11
2015-16 уч.год
1 место в рейтинге

4
Козлов Данила
9
2015-16 уч.год
1 место в рейтинге

Мои ученики участвуют в конкурсах, викторинах, блиц-турнирах по физике. Занимают не всегда призовые места, но я знаю, что участвуют с удовольствием.

Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах

Наименование мероприятия
Уровень
Год участия
Результат

1
Международная дистанционная олимпиада по физике проекта «ИНФОУРОК»
Международный
2014-2015 уч.г.
4 участника, 1 победитель (диплом 2 степени)

2
Международный дистанционный блиц-турнир «Законы, по которым мы живем» проекта «Новый урок»
Международный
2015-16
уч.г.
5 призеров (дипломы 2 и 3 степени)

3
III Региональная открытая олимпиада по физике МГПИ им. М.Е. Евсевьева
Республиканский
2014-15 уч.г.
1 призер

4
III Региональная открытая олимпиада по физике МГПИ им. М.Е. Евсевьева
Республиканский
2015-16 уч.г.
3 участника, 2 призера дистанционного тура

5
Олимпиада для школьников «Машиностроение: техника и технологии будущего» на базе РИМ (ф) МГУ им. Н.П.Огарева
Республиканский
2015-16 уч.г.
1 призер (диплом II степени)

6
XI Открытая олимпиада по физике Института физики и химии МГУ им. Н.П. Огарева
Республиканский
2015-16 уч.г.
1 призер (диплом II степени)

7
Международная дистанционная олимпиада по физике проекта «ИНФОУРОК»
Международный
2016-17 уч.г.
1 призер (диплом 3 степени)

8
I Международный конкурс «Мириады открытий» по физике
Международный
2015-16 уч.г.
1 победитель, 1 призер

9
I муниципальная научно-практическая конференция школьников «Молодежь и наука – Шаг в будущее»
Муниципальный
2016-17 уч.г.
1 призер

10
Международный дистанционный блиц-турнир проекта «Новый урок»
Международный
2014-15
уч.г.
4 призера (дипломы 1-3 степени)


Повысить интерес к предмету можно не только на уроке, но и после. На элективных занятиях с учащимися ведется подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, прорабатываются методики решения задач, а также ведется исследовательская и практическая работа. Со своими работами учащиеся выступают на школьной и муниципальных научно-практических конференциях.
Опытом своей работы постоянно делюсь с учителями физики района, города: выступаю на курсах, семинарах с творческими отчетами, обобщением своего педагогического опыта, даю открытые уроки и мероприятия. Активно делюсь своим опытом на заседаниях методического объединения, на педагогических советах. Разработки уроков, внеклассных мероприятий, опыт своей работы публикую на своем сайте (http://knyazevaelena.ru/, https://infourok.ru/user/knyazeva-elena-aleksandrovna) и на сайте школы (www.schoolrm.ru/schools_ruz/sc7ruz/).
Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в свое время сказал Д.И. Писарев: «Каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучшее и догадливее». Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором он работает быстрее и продуктивнее.
Сформировать глубокий познавательный интерес к физике у всех учеников невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на уроке и на внеклассных мероприятиях.
Разноуровневое обучение, как одна из технологий достижений стандарта, является эффективной и удобной формой работы, как для учеников, так и для учителя. Оно разрешает основную проблему для достижения успешности в овладении учебными знаниями.
15