Методический семинар — презентация на конкурс Учитель года -2016


« Формирование универсальных учебных действий через организацию проектно-исследовательской деятельности младших школьников »
Новые стандарты образования поставили перед педагогами новую задачу образования - развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Их сформированность определяет качество познавательной деятельности учащихся в школе, способствует успешному становлению учебно-познавательной мотивации.
У каждого ребенка есть интересы и способности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно младшие школьники отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной исследовательской деятельности. Значит, одна из задач учителя использовать этот период, чтобы сформировать устойчивую положительную мотивацию к проектно-исследовательской деятельности. Для этого необходимо, чтобы универсальные учебные действия, а именно, личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные умения, были развиты на необходимом уровне.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Я работаю по учебно-методическому комплекту «Перспективная». Материалы учебников создают благоприятные условия для организации проектной – исследовательской деятельности. Поэтому система моей работы по формированию универсальных учебных действий успешно реализуется на материале комплекта учебников образовательной системы «Перспективная».
Цель моей педагогической деятельности:
Желание научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию.
Предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
сделать  процесс обучение занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
-Информационно-коммуникационные технологии
-Интерактивные технологии (проектный метод, включающий проблемное обучение и исследовательскую деятельность)
-Игровые технологии
-Личностно-ориентированные технологии обучения
-Тестовые технологии
-Здоровьесберегающие технологии
Уверена в том, что проектно-исследовательская деятельность должна протекать в творческом взаимодействии учителя и ученика, поэтому определила для себя наиболее результативные, на мой взгляд, образовательные технологии, а именно:
гуманно-личностную технологию
технологию - метод проектов,
технологию проблемного диалога,
игровые технологии,
информационно-коммуникативные технологии
обучение в сотрудничестве.
Методы, используемые для формирования универсальных учебных действий:
эвристическая беседа,
проблемная задача;
метод стимулирования познавательных интересов учащихся,
дискуссия,
прогнозирование.
ЭТАПЫ РАБОТЫ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ:
Проект – это “пять П”:
1 этап – определение проблемы ,погружение в проект , постановка задач предстоящей деятельности.
2 этап –планирование, организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей,
выбор формы и способа презентации)
3 этап – поиск информации, осуществление деятельности(, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации)
4 этап – презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности)
5 этап- Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Проблема проекта или исследования, должна быть в области познавательных интересов учащихся.
  Кроме того, важно ставить вместе с ребятами и учебные цели. Например, можно задать ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы впоследствии применять такие умения?»
  Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления. От учителя потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.
  Очень важно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции.
  Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация  (защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Для этого они готовят небольшое выступление с рассказом о своём проекте.
  Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, памятными подарками, значками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Ни в коем случае нельзя превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого–физиологические особенности младших школьников.
Формы работы по формированию универсальных учебных действий:
1. Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.
2. Творческий проект предполагает свободный авторский подход в решении проблемы.
3. Ролево-игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои.
4. Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории
Результат (продукт) проектной деятельности:
- письменная работа (эссе, отчёт о проделанном исследовании и др.);
-художественная творческая работа, представленная в виде стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения.
-музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
-материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты..Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода
проектов :730885149225РОЛЬ
УЧИТЕЛЯ
00РОЛЬ
УЧИТЕЛЯ
3759835149225РОЛЬ
УЧЕНИКА
00РОЛЬ
УЧЕНИКА

195960930226000
5236210508000
73088588265Консультирует
Мотивирует
Наблюдает

00Консультирует
Мотивирует
Наблюдает

385508588265Является субъектом
познавательной
деятельности
Выбирает
(принимает решения)
Выстраивает систему
взаимоотношений
с людьми
Оценивает
00Является субъектом
познавательной
деятельности
Выбирает
(принимает решения)
Выстраивает систему
взаимоотношений
с людьми
Оценивает

Условия эффективности формирования универсальных учебных действия в процессе исследовательской деятельности:
Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться.
Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель.
Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).
Использование методов эвристической беседы и проблемной задачи в процессе организации проектно-исследовательской деятельности способствует эффективному развитию познавательных универсальных учебных действий. Реализация в образовательном пространстве комплекта учебников образовательной системы «Перспективная» показывает высокие предметные и метапредметные результаты, обеспечивает учащихся способами научного познания, творческого применения знаний, повышает эффективность обучения предметам учебного цикла.
Методы стимулирования познавательных интересов учащихся и дискуссия предполагают умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать споры на основе согласования позиций и учёта интересов. Таким образом, реализуется развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
Проектно-исследовательская деятельность помогает обеспечить формирование и развитие личностных универсальных учебных действий, а именно становление творческой индивидуальности ребёнка - гражданина России, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, основ культуры, мотивации к творческому труду, работе на результат.
В результате исследовательской деятельности, ребята вырабатывают предметные универсальные учебные действия, то есть получают представление о способах поиска и открытия новых знаний, овладевают общими способами логики рассуждений, учатся применять полученные знания при решении практических задач и оценивать полученные результаты, овладевают умениями решения учебных задач.
При разработке уроков в основе которых лежит исследовательская (поисковая) деятельность мною учитываются и формы работы с обучающимися: работа в группах, коллективная домашняя работа, составление обучающих презентаций, рефлексия.
Формирование навыков группового взаимодействия помогает ученикам добиться ощутимых результатов в учебной деятельности, а также развивается чувство взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке товарищей, появилась потребность в расширении своих знаний. Заметен рост уровня сформированности мотивации.
Таким образом, приобщение к проектной - исследовательской деятельности нужно начинать в младшем школьном возрасте, когда процесс формирования универсальных учебных действий опирается на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость.
Описанные выше условия для работы по данной системе способствуют эффективному формированию у учащихся младших классов универсальных учебных действий и положительной мотивации к проектно-исследовательской работе. А новые образовательные стандарты позволяют сделать эту работу более целенаправленной и продуктивной.
Результативность опыта
Метод проектов я использую  в своей практике третий год.  Я начала использовать метод проектов  на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе, и эти попытки оказались успешными.
 Примером этому могут служить следующие проекты:
Проект: «Мой край родной - Кабардино- Балкария»
«Никто не забыт и ничто не забыто», проект, посвященный самой жестокой и кровавой войне.
«Уроки осторожности» - здоровьесберегающий проект
«Осенняя книжка», «Весенняя книжка», «Зимняя книжка», книги нашего класса, куда ребята записали стихи и рассказы собственного сочинения.
«Мой прадедушка - участник Великой Отечественной войны»
В ходе этих работ я пришла к выводу, что  проектную деятельность необходимо использовать при работе с младшими школьниками, так как она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни.   
Также широко применяю проектную деятельность и во внеурочной деятельности. В итоге внеурочная проектная деятельность состоит из двух компонентов: работа над темой и работа над проектом.
При этом работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.
А работа над проектами – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
Основные этапы внеурочной проектной деятельности:
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4. Реализация проектов.
5. Презентация.
6. Самооценка процесса и результата деятельности.
Выбор темы.
Работа над темой мы начинаем с её выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она достаточно ёмкая, а в ней выделяется много разных подтем по интересам детей. Например, в проекте: «Моя малая родина» выделяются подтемы: «Животные края», «Растительный мир края», «Достопримечательности края», « Великие люди нашего народа », «Обычаи и традиции народа»
Осознание чувства гордости за свою Родину, народ, историю формируется в ходе работы над проектом «Моя малая родина». Дети исследовали историческое прошлое посёлка, проводили социологический опрос его жителей. Развитию познавательных интересов, чувства гордости за свою Родину способствуют и творческие проекты учащихся. Авторские стихи «Наш край», «Мой прадед- ветеран войны», проект: «Никто не забыт – ничто не забыто», организует родителей и учащихся на совместную работу по увековечению памяти предков.
Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. В качестве источников информации выступают книги, детские журналы, фильмы, экскурсии в музей, на природу, рассказы родителей.
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, хранить и использовать ее.
Выбор проектов.
После завершения этапа сбора информации предлагаю детям принять участие в реализации проектов. При этом знакомлю детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя им возможность самим придумать свои проекты
Реализация проектов.
На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (на некоторых уроках и после) и вне школы. Каждый ребёнок имеет право:
– не участвовать ни в одном из проектов;
– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
– выйти в любой момент из любого проекта;
– в любой момент начать свой, новый проект.
Презентации.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
После завершения работы над проектом, детям предоставляется возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.Самооценка.
Итоговым моментом в работе над любым проектом является самооценка процесса и результата собственной деятельности. Эту самооценку мы осуществляем с помощью само оценочных листов.
Своё выступление я хочу закончить пословицей, которая выражает сущность проектного метода обучения.
Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Сделай вместе со мной – и я научусь.