Доклад учителя-логопеда «Для чего нужен логопед в ДОУ и когда нужно к нему обратиться?»


Доклад учителя-логопеда
«Для чего нужен логопед в ДОУ и когда нужно к нему обратиться?»
(общее собрание в МБДОУ «Каракулинский детский сад №2»)
Наша современная жизнь диктует нам новые правила, сейчас от того как ты умеешь общаться зависит будущее нас и наших детей.
Каждый родитель, конечно, хочет, чтобы его ребенок говорил чисто, красиво и правильно. У некоторых детей это выходит сразу красиво и правильно, а у других нет. Когда нужно обращаться к логопеду? Время обращения к логопеду в подобных ситуациях, носит индивидуальных характер. Почему? У большинства ребят сам процесс овладения звуками заканчивается к 4-5 годам. Поэтому лучше обратиться в 4 года к логопеду, если вы заметили, что к 4 годам ребенок не выговаривает более 3 звуков, и искать всевозможные пути решения проблемы другими способами. Часто родители обращают свое внимание на неправильное произношение тех или иных звуков в речи своих детей, когда уже нужно поступать в школу, именно в это момент они создали большие проблемы ребенку и самим себе!!!Приведу пример: перед школой родители вдруг замечают, что ребенок оказывает не выговаривает то или иной звук или звуки и по ускоренной программе начинают самостоятельно устранят эти недостатки речи и в этой спешке невольно наносят ребенку дополнительный ущерб. Проблемы не решаются, а усложняются и терпение всех участников уже на исходе. Знакомая ситуация? И такое встречается сейчас часто.От чего же здесь нужно в первую очередь предостеречь родителей? Поскольку родители не владеют техникой постановки звуков, они могут предложить ребенку, только один вариант - подражать их речи: « Слушай, как я говорю и повторяй». Ребенок, стараясь угодить маме, пыхтит и пробует сказать, как она. Не зная, как это нужно делать правильно, ребенок может добиться искаженного звучания звука. Именно поэтому в ряде случаев возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое [р] и другие варианты, которые исправлять потом будет гораздо сложнее.Работа над коррекцией звукопроизношения сложна и требует определенной системности, последовательности. Время постановки одного звука зависит, в первую очередь от индивидуальных особенностей ребенка и занимает разное по длительности время: от месяца до года, а в некоторых сложных случаях и более. В любом случае родителям надо запастись терпением, не ждать, что за одно занятие у ребенка появится звук, и довести начатый курс коррекции произношения у ребенка до конца. Именно поэтому нужно, вовремя обращаться к специалисту, который сможет правильно применить необходимые методы и приемы устранения нарушений речи. Научить правильному произношению ребенка, конечно, легче в дошкольном возрасте, но если вы прождали до школы, а звуки так и не появились, тогда звуки лучше ставить в срочном порядке в младшем школьном возрасте, но по времени процесс может длиться дольше. Потому что по мере взросления ребенка, его привычка неправильного произношения закрепляется и хуже подается коррекции.Для того, чтобы ребенок правильно заговорил, нужно много трудиться, делать артикуляционную гимнастику, выполнять гимнастику правильно. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильного уклада органов артикуляции (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимого для правильного произношения звуков.Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушением звукопроизношения - необходимость. Они подготавливают речевой аппарат ребенка к постановке звука (это задача логопеда). Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, регулярно, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно выполнять гимнастику 1-3 раз в день. В процессе выполнения гимнастики следить за качеством выполнения движений, а не за количеством, амплитуда повторений каждого упражнения колеблется от 3 до 10 раз. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом, медленно, особенно в начале, потом ребенок уже начнет чувствовать движения и сможет контролировать себя без помощи зеркала. Все упражнения комплекса гимнастики должны выполнять строго по указанному порядку, точно и плавно, в медленном темпе, иначе гимнастика не имеет смысла и не принесет пользу.Необходимо следовать всем советам, рекомендациям логопеда. Необходимо набраться терпения, сил и довести начатое дело до конца.
Задачи, которые мы ставим перед коррекционно-развивающей работой (вы видите на слайде)
1.развивитие фонематического восприятия и слуха;
2. развитие органов артикуляционного аппарата;
3. развитие дыхания;
4. развитие связной речи;
5. обогащение словаря;
6. совершенствование грамматический строй речи;
7. вызвать звук;
8. автоматизировать звук;
9. дифференцировать звук;
10. развить психические функции;
11. развить мелкую моторику;
12. учить детей понимать обращённую к ним речь.
Обследование речевого развития детей на начало 2012 – 2013 уч.г.
Таблица №1
Обобщающие результаты проведённых исследований.
Уровни развития Звукопроизношение Фонематические процессы Лексика Грамматический строй речи Связная речь Мелкая моторика
нк нк нк нк нк нк
Высокий 32% 75% 68% 60% 60% 80%
Средний 40% 56% 4% 16% 28% 20% 3% 28% 3% 28% 3% 8%
Низкий 80% 12% 96% 9% 72% 12% 88% 12% 88% 12% 88% 12%
Для большей достоверности и наглядности я сравнила данные двух обследований, сопоставила показатели диагностики уровня речи до проведения коррекционной работы и после нее. В таблице видно, что дети, находившиеся на высоком уровне развития речи по окончанию обследования показали те же результаты. Дети, находящиеся на низком уровне повысили результаты, и перешли на средний уровень развития речи, а дети со средним уровнем поднялись на высокий уровень. По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Без улучшений детей нет.
Значительно улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи, пространственная ориентировка, артикуляционная моторика, мелкая моторика.
Состояние фонематических процессов дошкольников в конце учебного года после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития фонематических процессов было 96 %, в конце года число детей с низким уровнем снизилось до 9 %. Состояние связной речи дошкольников в конце учебного года после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития связной речи было 88 %, в конце года число детей с низким уровнем составило 12%. За период с 2012 –2014 год из общего числа детей (26 чел.), показали высокий уровень речевого развития (6 чел) – 23,07 %. Результаты коррекционно – развивающей работы следующие: (21 чел) – 63,6 % положительная динамика, (9 чел) – 34,61 % продление курса, (3 чел) – 9 % выбыли по различным причинам. Эффективность коррекционной работы за 2012 – 2014 уч.г. наглядно показано в диаграмме № 1 – 2.
Диаграмма № 1
Диаграмма речевого развития детей на начало 2011-2012 уч.г.
Диаграмма № 2
Диаграмма речевого развития детей на конец 2011-2014 уч.г.

VI. Вывод
Запланированная работа на 2011 -2012 учебный год в полном объеме выполнена.
Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год.
Особенно удачными считаю следующие мероприятия:
1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.
2. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди родителей и педагогов через использование новых форм работы.
Отрицательные моменты считаю:
1. Низкая потребность родителей в применении логопедических знаний в воспитании и развитии своих детей.
2. Болезнь детей.
3. Отсутствие кабинета учителя-логопеда.
В 2014-2015 учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу по развитию связной речи и формированию словаря, совершенствовать полученные детьми навыки и умения. Главной целью ставлю перед собой использование и подбор таких материалов для занятий, игр, заданий, которые будут учитывать особенности развития детей с ФФН, содержать в себе все вышеперечисленные требования.
Планирую изучать новые источники, методики и т.д.
Оказывать своевременную помощь детям имеющие проблемы в речевом развитии.
Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди педагогов и родителей, используя новые современные формы работы.
Организовывать коррекционно-развивающую работу, направленную на подготовку детей к обучению в школе.
VI. Перспектива. (На слайд)
Приобретение логопедических пособий.
Оформление кабинета.
Развитие интереса родителей к логопедической работе.
Продолжить изучение проблем речевого развития у дошкольников.
Активно приобщать родителей к оказанию помощи в изготовлении пособий для занятий.
Расширять рамки консультаций и просветительско- профилактической работы с родителями и педагогами через интерактивные формы деятельности:
- дискуссионные клубы,
- родительскую школу,
- совместные занятия учителя-логопеда с педагогами.
Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и коррекционных занятиях.