Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы


Савюк Раиса Викторовна
Воспитатель, МБДОУ «Аленький цветочек»
Непосредственно образовательная деятельностьпо обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы «Задания от феи Грамматики».
Прогр.содержание. Закрепление терминов: звук, слог, слово, предложение, гласные, согласные – твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.Закрепление предложных конструкций и умения графического изображения предложения.
Совершенствование умения детей в звуковом анализе слов, закреплять знания определять и выкладывать звуки знаками, делении слов на слоги, постановке ударения. Закреплять графические образы гласных букв, и соответствующими правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков.
Учить подбирать к схеме звукового анализа слова. Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук и двигательной активности.
Демонстрационный материал: Конверт с письмом, мяч, картинка лиса, схемы звукового анализа слов.
Раздаточный материал: пеналы с красными, синими, зелеными фишками, тарелочки с гласными буквами и черная фишка (для обозначения ударения).
Ход занятия
Стук в дверь, в группу пришло письмо (большой красочный конверт)
В. Это письмо для нас, оно от феи Грамматики, в нем написано:- «Ребята, я прислала вам задания, если справитесь с этими заданиями, вас ожидает сюрприз»
Выполним задания феи? Первое задание на доске (нарисована схема предложения).
В. Ребята, объясните, что нарисовано на доске?
(ответ: это схема предложения, линии-слова, все слова пишутся раздельно, вертикальная линия обозначает, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения – точка)
В. Что такое предложение?
(предложение состоит из слов, наша речь состоит из предложений, предложения бывают длинные и короткие, слова в предложении дружат)
Давайте мы придумаем с вами предложения, (передает мяч и дети придумывают предложения)
В. Предложения состоят из слов, давайте будем называть просто слова (передает мяч, дети называют разные слова)
В. Что обозначают эти черточки под словами. (Это слоги, слова состоят из слогов)
(передает мяч, дети называют слоги)
В. Из чего состоят слоги? (из звуков)
(передает мяч, дети называют любые звуки)
В.Я бросаю мяч, и даю задание, назвать или предложение, или слово, или слог, или звук.
Игра «Назови слово, предложение, звук, слог»
В. Ребята, садитесь за столы. Я предлагаю вам поиграть в игру «Живое предложение»
Я придумала вот такое предложение «Мы дружные ребята»
Вы будете словами, вам надо построить предложение.
(варианты: мы дружные ребята, ребята мы дружные, дружные мы ребята)
В.Молодцы, вы и, правда дружные ребята, и веселая гимнастика для пальчиков, это про нас.
Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе»
Воспитатель. Следующее задание.
В.Расскажите, какие бывают звуки.
(гласные и согласные, характеристика звуков)
-Сколько всего гласных звуков? Сколько гласных букв?
В.Давайте вспомним, какие гласные буквы пишутся после согласных твердых звуков, а какие гласные буквы пишутся после согласных мягких звуков.
В. Следующее задание, сделать звуковой анализ слова (показывает картинку), лиса, поставить ударение, выложить под гласными звуками – буквы.
-Кто повторит задание? (ребенок повторяет)
Ребята поднимите руку, кто хочет выполнять задание у доски.
(ребенок делает звуковой анализ слова, характеризует каждый звук)
После выполнения задания:
-В пенал убрать фишку, обозначающую звук (ль, а, и, с)
-Закройте пеналы, гласные буквы положите в тарелочки
Физминутка.
В. Следующее задание «Подберите слова к схемам»
В. Мы справились с заданиями
-Ребята, какое задание было самым сложным?
- Какое задание было самым легким?
Сюрприз от феи, достает из красивой коробки сувениры.