Программа: Воспитательная программа школы Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ»
66294095250
«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося»
Программа воспитательной работы школы
на 2015-2020 гг
Новоалтайск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка3-11
Нормативно-правовые, концептуальные основы и назначение3
Программы воспитательной работы в школе
Содержание основных направлений воспитания и6
воспитательных задач
Принципы построения системы воспитательной работы школы 10
1.4 Ценностные установки и ориентиры Программы 11
Структура воспитательной работы12
Совместная деятельность школы, семьи, общественности по реализации
Программы 14
Содержание мини-программ17-31
3.1. Мини-программа «Природа и мы»17
3.2. Мини-программа «Времен связующая нить»19
3.3. Мини-программа «Ступеньки творчества»21
3.4. Мини-программа «Мое Отечество»22
3.5 Мини-проект «Я верю в свое здоровье» 25
3.6. Мини-программа «Хочу все знать»27
3.7. Мини-программа «Труд – основа жизни»29
Механизмы реализации Программы воспитательной работы32
Показатели эффективности воспитательной работы в школе33
Методы оценки качества воспитательной деятельности в школе34
Ожидаемые результаты от реализации Программы35

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые, концептуальные основы и назначение Программы воспитательной работы в школе.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитательной работы школы «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося» являются:
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Закон «Об образовании»от 10.07.1992 N 3266-1 в ред. от 29.12.2010 N 439-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Устав школы;
- Образовательные программы для ступеней начального, основного и среднего (полного) общего образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края»
На современном этапе приоритетным направлением государственной политики в образовании является сфера воспитания. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском, профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Достижение заявленных целей обеспечивается созданием в образовательных учреждениях воспитательных систем, выступающих главным фактором успешного решения воспитательных задач.
Воспитательная система в МБОУ «СОШ №1» охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, систему дополнительного образования, разнообразную деятельность и общение за пределами школы.
По итогам реализации воспитательной программы ОУ до 2015 года школе удалось достигнуть следующих результатов:
- эффективно функционируют детские организации на всех ступенях обучения:
1-4 классы - « Радужная страна»
5-8 классы - «Алые паруса»
9-11 классы - «Созвездие «ОРИОН»»
- получило развитие ученическое самоуправление;
- педагоги школы реализуют современные воспитательные технологии;
- классные руководители используют стратегическое и тактическое планирование воспитательной работы с классом посредством программы воспитательной работы на перспективу и плана воспитательной работы на год, а также оформление Папки классного руководителя;
- существует система поручений, повышающая эффективность воспитательного воздействия на учащихся;
- занятость учащихся в кружках и секциях школы и города – 99%;
- в школе существуют и развиваются традиции;
- разработана и эффективно функционирует система предоставления учащимся мест для демонстрации успешности (конкурсы, олимпиады, НОУ, праздники, фестивали, соревнования, предметные декады, тематические месячники, творческие презентации, конкурс «Ученик года», «Спортсмен года», выставки, тематические вечера и др.),
- проводится мониторинг успешности школьников через ученическое портфолио.
В свою очередь, при оценке продуктивности программы развития школы за период 2011-2015 гг, удалось сформулировать проблемы – основания для программных решений, в том числе и связанных с воспитательной работой:
- проблемой, которую призвана решать Программа развития школы на период 2015-2020 гг, является демократизация школьного уклада; особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы, совершенствование системы государственно-общественного управления школы, возрастание роли школьных детских организаций;
- у значительной части школьников не сформированы активная гражданская позиция, система ценностей здорового образа жизни и способность противостоять вредным привычкам, ответственное отношение к семье.
Программа должна обеспечить:
усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно-значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей социокультурной группе, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, деятельности детских общественных и творческих организаций, экологических и т.п.;
формирование у обучающихся способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;
формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью;
осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
формирование готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;
осознанное отношение к выбору индивидуального рациона здорового питания;
Формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ; убежденности в выборе здорвого образа жизни.
Возникает необходимость дальнейшего совершенствования воспитательной системы с целью повышения её воспитательного воздействия на духовно-нравственное становление учащихся. Основной формой повышения качества воспитательной работы в школе является программно-деятельностный подход: создание долгосрочной программы воспитательной работы с проведением поэтапного систематического мониторинга воспитательного процесса.
Цель программы воспитательной работы школы на период 2015-2020 гг. «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося» - проектирование воспитательной среды, которая будет способствовать духовно-нравственному воспитанию обучающихся, развитию их гражданственности, уважения к историческому прошлому, традициям страны и города, социальной зрелости и способности адаптироваться в современном мире.
Задачи программы:
- создать нормативно-правовую и организационно-методическую базу для реализации идей духовно-нравственного воспитания;
- утвердить механизмы реализации Программы воспитательной работы
в 2015-2020гг.;
- определить показатели эффективности воспитательной работы в школе;
- спрогнозировать ожидаемые результаты от реализации Программы.
Воспитательная программа «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося» рассчитана на 5 лет и предполагает реализацию следующих этапов:
Проектный (сентябрь 2014-2015 уч.г.)
Цель этапа: подготовка условий создания системы духовно-нравственного воспитания.
Задачи этапа:
- подготовить нормативно-правовую базу реализации Программы;
- разработать, провести внутреннюю экспертизу и утвердить Программу воспитательной работы школы;
- определить способы оценки качества духовно-нравственного воспитания школьников.
Практический (октябрь 2015-март 2016 гг)
Цель этапа: реализация Программы «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося».
Задачи этапа:
- отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
- постоянно обогащать содержание духовно-нравственного воспитания;
- продолжить развивать ученическое самоуправление;
- расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными организациями города;
- вовлекать в систему духовно-нравственного воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- проводить мониторинг реализации Программы.
Аналитический (март – август 2020 г.)
Цель этапа: оценить продуктивность Программы воспитательной работы «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося».
Задачи этапа:
- провести анализ результативности реализации Программы по каждому направлению;
- описать возможные и необходимые перспективы в изменении системы воспитательной работы в школе.
1.2.Содержание основных направлений воспитания и воспитательных задач
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России прописаны цели и система задач, направленных на повышение значимости духовно-нравственных ценностей.
Так, важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности: личностная культура; социальная культура; семейная культура.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
- готовность и способность к духовному развитию,нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки - «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнение моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиции;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- сознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противостоять;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
- укрепление веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственного развития и воспитание обучающихся должно обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
- готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание этнического мира и согласия;
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
- законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
- формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
- укреплению и совершенствованию демократического федерального правового государства с республиканской формой управления;
- повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
- повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
- укреплению национальной безопасности.
Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
•семейной жизни;
•культурно-регионального сообщества;
•культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей традиционных российских религий;
•российской гражданской нации;
•мирового сообщества.
Направления деятельности программы:
1.Духовно-образовательное.
2.Воспитательно-оздоровительное.
3.Культурно-познавательное, эстетическое.
4.Нравственно-трудовое, экологическое.
5.Развитие творческих способностей учащихся.
Принципы построения системы воспитательной работы школы
Развитие воспитанности личности осуществляется в едином и целостном учебно-воспитательном процессе, в основе организации которого лежат закономерности, позволяющие глубже понять: каким должно быть воспитание, и, соответственно, пути его совершенствования. Исходя из существующих закономерностей воспитательного процесса с МБОУ «СОШ №1» соблюдаются важнейшие правила (принципы) организации воспитания.
1. Поскольку, цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями, характер и содержание воспитания МБОУ «СОШ №1» соответствует социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям и нормам (принцип общественной направленности воспитания), при этом значительное внимание уделяется развитию способностей учащихся осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми и миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию (принцип субъектности).
2. Принимая во внимание, что результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влияния объективных и субъективных факторов в школе соблюдаются: 1) принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательного учреждения, коллектива, общественных организаций; 2) принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей детей; 3) принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий.
3. С учетом того, что позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития педагогический коллектив МОУ «СОШ №1» использует принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании, гуманистической направленности воспитания (гуманное отношение к личности воспитанника; уважение его прав и свобод, в том числе права быть самим собой; предъявление разумных и посильных требований), а также принцип опоры на положительное в человеке.
4. Эффективность воспитания обусловлена степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью детей. Отражение настоящей закономерности коллектив школы находит в следующих принципах: 1) принцип деятельностного подхода в воспитании; 2) принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально полезной и субъективно значимой деятельности; 3) принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; 4) принцип вариативности деятельности соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности.
5. В связи с тем, что эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организации системы воспитательных воздействий и взаимодействий, в школе работают: 1) принцип целостного подхода в воспитании; 2) принцип единства воспитания и обучения; 3) принцип ориентированности педагогической деятельности и взаимодействий на формирование в единстве сознания и опыта деятельности; 4) принцип эстетизации детской жизни.
Ценностные установки и ориентиры Программы
Программа построена на основе базовых национальных ценностей российского общества.
Критерием систематизации и разделения ценностей по определенным группам являются источники нравственности и человечности, то есть те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.
Система базовых национальных ценностей:
Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
Социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
Гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
Семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
Наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
Традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Структура воспитательного процесса в МБОУ СОШ №1 основана на выделении его главных стадий, этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Главные стадии любого процесса воспитания:
- формирование сознания;
- формирование убеждений;
- формирование чувств;
- выработка навыков и привычек поведения.
Формирование сознания (осознание воспитанником требуемых норм и правил поведения) - важный этап процесса воспитания. Без осознания воспитанником личной выгоды, понимания того, что от него требуется, формирование заданного типа поведения не может быть успешным. Поэтому вначале следует разъяснять, зачем необходимо то или иное поведение, мотивировать духовно-нравственное поведение.
Формирование убеждений требует, чтобы знания переходили в глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения - это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрениях взгляды, позиции, которые послужат опорой и руководством в жизни. Без убеждений нет целостной личности. Убеждения - результат длительного воспитания. Но и на первых его этапах убеждения играют заметную роль.
Формирование чувств - еще один очень важный компонент воспитательного процесса. Без человеческих эмоций, как утверждали древние, нет и не может быть человеческого искания истины. Все нужно пережить, особенно важное и значительное. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.
Главный этап воспитательного процесса - деятельность. В практике этот этап всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.
Таким образом, IIэтап – Практический - Программы воспитательной работы «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося» может быть реализован в 4 этапа. Этапы реализации практической части Программы, сроки этапов и планируемые результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы реализации практической части Программы воспитательной работы школы «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося»
Название этапов Сроки реализации Планируемые результаты
1.Формирование сознания 2015-2016 уч.г. - осознание учащимися существующей в обществе проблемы, связанной с низким духовно-нравственным потенциалом граждан Российской Федерации;
- сформированность внутренней мотивации всех субъектов образовательного процесса на действия, способные изменить духовно-нравственный уровень личности, семьи, классного коллектива, детской организации, всего ученического, родительского, педагогического сообщества школы.
2.Формирование убеждений 2016-2017 уч.г. - твердая убежденность всех субъектов образовательного процесса в необходимости быть высоконравственным, творческим, компетентным гражданином России, принимающим судьбу Отечества как свою личную, осознающим ответственность за настоящее и будущее своей
страны;
- целостность личности учащихся, через сформированность принципов и мировоззренческих взглядов, позиций, которые послужат опорой и руководством в жизни, основанных на духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
3.Формирование чувств 2017-2018 уч.г. - переживание учащимися сформированных на втором этапе убеждений в ситуациях, требующих проявления высокого духовно-нравственного воспитания;
- обострение чувств всех субъектов образовательного процесса, связанных с проявлением в семье, классе, школе, городе, Алтайском крае, России безнравственного поведения отдельно взятой личности, малой группы или сплоченного коллектива.
4.Выработка навыков и привычек поведения 2018-2020 уч.г. - сформированность личностной, семейной и социальной культуры поведения учащихся, основанной на принципах духовно-нравственного воспитания
На каждом этапе реализации практической части Программы воспитательной работы в школе реализуются воспитательные мини-программы «Природа и мы», «Времен связующая нить», «Ступеньки творчества», «Я верю в свое здоровье», «Мое Отечество», «Хочу все знать», «Труд – основа жизни». Содержание мини-программ варьируется каждый год с учетом планируемых в программе результатов. Каждая мини-программа реализуется за короткий промежуток времени (1-2 месяца). Однако работа по каждому из направлений продолжается в течение всего учебного года через классные воспитательные программы.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ, И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для организации успешного функционирования образовательного процесса, направленного на нравственное воспитание школьников, программа предполагает консолидацию и согласованность усилий школы и других социальных субъектов, общественности.
Взаимодействие школы с семьей.
Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающихся. В рамках данной Программы предполагаются следующие направления и формы взаимодействия:
№ Направление взаимодействия
Формы работы
1 Повышение педагогической и психологической культуры родителей (законных представителей)
Родительский лекторий, семинар, тренинг для родителей, педагогический практикум, консультации психолога
2 Знакомство родителей с результатами учебной и творческой деятельности, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Посещение уроков и внеурочных мероприятий, родительские собрания, школьные конференции, индивидуальные встречи, творческие отчеты учащихся, детские презентации, мастерские, посещение детских выставок
3 Участие родителей в управлении классом и школой Работа родительского комитета, творческих групп родителей, организация детского отдыха и оздоровления, участие в работе Профилактического совета, Совета гимназии,
4 Проведение совместных мероприятий по направлениям программы Коллективно-творческие дела, проекты, Исследовательские работы, часы общения, праздники, походы, поездки, игры, дни творчества, клубы общения
5 Индивидуальная работа с родителями детей, требующих повышенного педагогического внимания, а также работа с проблемными семьями и семьями, находящимися в социально-опасном положении Индивидуальные беседы, консультации психолога, соц.педагога, посещение на дому
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных приоритетов по развитию и воспитанию учащихся, в разработке содержания и реализации программы, оценке ее эффективности
Сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей)
Педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям
Поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей
Содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей
Опора на положительный семейный опыт
Взаимодействие школы с общественностью
Для эффективной реализации Программы предполагается педагогическое взаимодействие школы с различными социальными субъектами:
Учреждения дополнительного образования (ГДЮЦ, ДШИ, ДХШИ)
Учреждения культуры и спорта (КДЦ «Космос», «Современник», Центральная библиотека им. Л.С. Мерзликина, Краеведческий музей им. В.Я Марусина, ДЮСШ)
Другие социальные субъекты: Центр социальной помощи семье и детям, ГИБДД и др)
Возможные формы взаимодействия:
Расширение системы дополнительного образования учащихся школы ;
Совместные мероприятия по различным направлениям: беседы, библиотечные уроки, КТД, дискуссии, социальные и творческие акции, проекты, фестивали, конкурсы, выставки и др;
Проведение совместных лекториев для родителей с целью повышения их педагогической и психологической культуры.

СОДЕРЖАНИЕ МИНИ-ПРОГРАММ
Мини-проект «Природа и мы» (сентябрь)
14541538100Цель: обеспечить свободное осмысление обучающимися природы не как объекта научного исследования (это производится в процессе обучения), а как объекта, в котором обитает жизнь самых разных форм и в том числе, жизнь человека.
Задачи:
- создать условия для формирования уважительного отношения к жизни и ко всему живому;
- заботиться о природе: беречь, защищать и приумножать ее;
- создать условия для понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой;
- создать условия для формирования эстетического отношения школьников к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат: учащиеся должны задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Основные мероприятия в рамках реализации мини-проекта, целевая группа, сроки проведения и ответственные отражены в таблице 2.
Таблица 2
Содержание мини-проекта «Природа и мы»(сентябрь)
Мероприятия Целевая группа Ответственные Сроки
1. Проведение бесед, классных часов
Примерные темы:
«О маленьких ранах» (о правилах поведения в природе) 1-2 классы классные руководители, родители учащихся 2 неделя сентября
«О больших ранах, которые наносят природе люди, используя ее» 3-4 классы «Природе нужна твоя помощь!» (Как сажать деревья? Как сделать кормушку? Чем подкормить птиц?) 2-4 классы «Растения и животные – предсказатели погоды» 2-4 классы «Чистая река – чистая совесть» 2-4 классы «Друзья и враги леса» 2-4 классы «Заповедные уголки России» 4-е классы «Пусть всегда будет солнце» (экологический праздник) 5-6 классы Викторина «Мир вокруг нас» (цветы в легендах и преданиях) 5-7 классы Мы в ответе за тех, кого приручили. 5-8 классы «Я – житель планеты Земля» (круглый стол) 8-9 классы «Человек свободного общества» (беседа, диспут) 9-11 классы Международный день охраны озонового слоя Земли 5-11 классы 2. Конкурсы, общешкольные дела
Конкурс рисунков «Природа в опасности» 1-4 классы Учитель ИЗО 3 неделя сентября по классам, 4 неделя на уровне школы
Конкурс фотографий «Природа в объективе» 5-7 классы зам.директора по ВР Конкурс плакатов, эл. Презентаций «Берегите воду!», «Природа в опасности» 8-11 классы Праздник «Осень золотая» 1-4 кл. зам.директора по ВР, кл. руководители,
родители 4 неделя сентября
Выставка цветочных композиций «Цветущая планета» 1-11 классы Кл. руководители,
родители 2 неделя сентября
День здоровья 1-11 классы Зам.директора по ВР 3 неделя сентября
3. Мероприятия по плану месячника «Золотая пора» 1-11 классы зам.директора по ВР, кл.рук., родители 3-4 неделисентября
4. Экскурсии в природу, походы с участием родителей 1-11 классы Кл. руководители, род.комитет В течение месяца
5.Подготовка проектов-исследований «Человек в природе и его здоровье», «Загрязнение города- угроза здоровью» и т.п.
Творческие проекты «Красота родного края», «Оглянись вокруг!», «Поэзия и природа»
2-11классы Кл. руководители, учителя биологии В течение месяца
3.2.Мини-проект «Времен связующая нить» (октябрь-ноябрь)
-1016035560Цель: воспитание доброты, чуткости, сострадания, сопереживания, терпимости, доброжелательности, заботы и милосердия как основных черт русского характера.
Задачи:
- развитие детской инициативы по оказанию помощи людям, нуждающимся в их заботе и внимании;
- воспитание уважительного отношения к старшему поколению, к своим родным и близким, истории своей семьи, рода;
- создание условий для обучения детей и родителей традиционному общению в системе семейных отношений, формирование стремления к взаимоуважению и взаимопониманию;
- организация подшефной работы учащихся средних и старших классов с учениками начальной школы, включающей в себя проведение мероприятий и помощь учителям в организационной работе.
Предполагаемый результат:осознание учащимися необходимости строить свою жизнь, как жизнь достойного человека, имеющего свои корни; развитие чувства ответственности за тех, кто находится рядом.
Основные мероприятия в рамках реализации мини-проекта, целевая группа, сроки проведения и ответственные отражены в таблице 3.
Таблица 3
Содержание мини-проекта «Времен связующая нить»(октябрь-ноябрь)
Мероприятия Целевая группа Ответственные Сроки
1. Проведение бесед, классных часов
Примерные темы:
«Кого мы называем добрым?» 1-2 классы Классные руководители, родители 1-2 неделя октября
4 неделя ноября
«Мы, наши имена, фамилии и отчества» (культура общения со взрослыми и сверстниками) 1-е классы «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу» 3-4 классы «Дорога к победе над собой» (практическое домашнее задание – совместно с родителями) 2-4 классы «Чем мы обязаны взрослым?» 1-4 классы «Уголок дома, который любит вся семья», «Что бы я хотел сказать прадеду, не пришедшему с войны», «Неразлучные друзья – взрослые и дети» 5 классы «Мамины глаза, папина улыбка…», «На кого мне очень хочется быть похожим» 6 классы «Что могут рассказать семейные фотографии?» «Фронтовые треугольники моей семьи», «Любимые песни нашего дома», «О тех, кто каждый день со мной рядом» 7 классы «Как не потерять доверие и уважение близких тебе людей?». «Почему плачут матери?» (об ответственности перед родными людьми), «Добрые дела моей жизни» 8 классы «Родители – друзья или…?», «Терпение и терпимость – слова одного корня», «О друзьях нашего дома» 9 класс «Родина для меня – я для Родины», «Как научиться понимать друг друга? Взрослые дети и родители» 10 класс «Мои родители для меня и я для моих родителей», «Значение нашего рода в истории нашей страны», «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» (великие учителя великих учеников), «О человеческой благодарности, памяти и беспамятстве» 11 класс «Мы нужны друг другу», «Международный день толерантности… что это значит?» (мероприятия, посвященные проблемам инвалидов) 1-11 классы (ноябрь) 2. Конкурсы, общешкольные дела
«Тебе, мой учитель, посвящается!» (конкурс стихов, сочинений) 3-11 классы Активы детских организаций 1 неделя октября
«Учительница первая моя» (конкурс рисунков) 1-4 классы Актив детской организации «Радужная страна» 1 неделя октября
«День Учителя» (концертная программа, встречи с ветеранами педагогического труда). 1-11 классы зам.директора по ВР, активы детских организаций 5 октября
«Спешите делать добро» (благотворительная акция в рамках осенней недели добра) 1-11 классы Активы детских организаций, кл.руководители октябрь
«Я привел ребенка в школу, в которой учился» (конкурс на лучшую презентацию) 1-11 классы зам.директора по ВР, активы детских организаций, родители 2-3 неделя октября
«Всё о любимой школе!» (конкурс видео-роликов о школе) Родительские собрания – праздники, посвященные Дню пожилого человека, Дню матери. 1-11 классы Зам.директора по ВР, кл.рук. 4 неделя октября
Совместные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья». 1-11 классы Кл. рук., родители, учителя физического воспитания 4 неделя ноября
3. Мероприятия декады «С Днём рождения, школа!» 1-4 классы зам.директора по ВР, кл.рук., активы детских организаций, родители 1-3неделиоктября
4.Организация подшефной работы, поддержание связи с выпускниками школы, участие в благотворительных акциях, операции «Ветеран живет рядом», «Примите наши поздравления» 1-11 классы Кл. рук., родители, зам.директора по ВР В течение года
5.Социально-ориентированные акции «Протяни руку помощи», «Дом без одиночества», «Подари улыбку детям» и т.п.
1-11 классы Кл. рук., родители, зам.директора по ВР 869953498853.3..Мини-проект «Ступеньки творчества» (декабрь)
Цель: организация свободного времени учащихся в соответствии с их интересами и потребностями, реализация их творческих способностей.
Задачи:
- создать условия для выявления и развития у учащихся творческих способностей, их творческой самореализации;
- создать условия для формирования художественного вкуса, стремления к красовте во всех проявлениях жизни, продолжить работу по приобщению учащихся к духовным ценностям;
- развитие сотрудничества с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта;
- создать условия для снятия психологических барьеров, стрессов у длительно болеющих детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создать условия для формирования положительных эмоций, благоприятного психологического климата в процессе досуговой деятельности.
Предполагаемый результат:направление деятельности и освоения окружающего мира ребенком в положительном конструктивном русле, по возможности нейтрализация имеющегося отрицательного социального воздействия; открытие своих талантов, самореализация школьников.
Основные мероприятия в рамках реализации мини-проекта, целевая группа, сроки проведения и ответственные отражены в таблице 4.
Таблица 4
Содержание мини-проекта «Ступеньки творчества»(декабрь)
Мероприятия Целевая группа Ответственные Сроки
1. Проведение бесед, классных часов
Примерные темы:
«Я и мои увлечения» 1-7классы Кл.руководители 2 неделя
«Творческий человек. Какой он?» 8-11 кл. 2. Конкурсы, общешкольные дела
«Ало, мы ищем таланты!» (конкурс творчества) 1-11 классы зам.директора по ВР, активы детских организаций, родители 4 неделя
Выставка творческих работ учащихся 1-7 классы Руководители кружков, секций, кл.руководители, активы детских организаций 2-4 неделя
«Мастерская Деда Мороза» (изготовление елочных игрушек, украшение классов) 1-5 классы 3-4 неделя
«Новогодняя сказка!» (конкурс сценариев проведения новогодних утренников и вечеров) 1-11 классы, учителя зам.директора по ВР, кл.руководители, активы детских организаций 1-2 неделя
Организация и проведение новогодних утренников и вечеров. 1-11 классы 3-4 неделя декабря
3. В течение года. Выявление интересов учащихся, привлечение к участию в работе школьных кружков, секций вне школы. Участие в классных и школьных концертных программах и выставках, в городских и краевых фестивалях детского творчества. Реализация программ дополнительного образования и демонстрация ее результатов.
38100349885 3.4.Мини-проект «Мое Отечество» (январь)
Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Задачи:
- создать условия для получения и расширения знаний школьников о России: ее истории, культуре, традициях;
- воспитание любви к родному городу;
- формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и ответственности за будущее России;
- развитие чувства уважения к российской армии, формирования желания служить в ней, защищать свое Отечество.
Предполагаемый результат:учащиеся должны осознать смысл патриотизма, преданности и любви к своему Отечеству, к своему народу.
Основные мероприятия в рамках реализации мини-проекта, целевая группа, сроки проведения и ответственные отражены в таблице 5.
Таблица 5
Содержание мини-проекта «Моё Отечество»(февраль)
Мероприятия Целевая группа Ответственные Сроки
1. Проведение бесед, классных часов
Примерные темы:
«История моего города» 1-2 классы Классные руководители 2 неделя
«Юные герои в годы войны» 3-4 классы «Уголок России – отчий дом», «Памятные страницы истории моей Родины» 5 класс «Историческое путешествие по моей стране во времени и пространстве», «Традиции, которыми гордится моя страна» 6 класс «История моей страны в стихах и песнях», «Человек моей страны, о котором мне бы хотелось узнать» 7 класс «Моя страна вчера, сегодня, завтра», «На братских могилах не ставят крестов…» (о безымянных героях моей страны) 8 класс «Кто они - люди, которым не дорог мир на Земле?», «Права и обязанности гражданина и человека» 9 класс «Россия на мировой арене», «То, чем можно и нужно гордиться, говоря о Родине», «У моей России щедрая душа…», «Если бы я был президентом…», «О защитниках страны: вчера, сегодня, завтра», «Что значит быть Человеком?» 10 класс «… Но гражданином быть обязан…», «О патриотизме ложном и мнимом», «Родина моя! Хочу, чтоб услыхала ты еще одно признание в любви!» (об эмиграции и эмигрантах) 11 класс 2. Конкурсы, общешкольные дела
«Моя малая родина в будущем», «Край, в котором я живу» (конкурс рисунков) 1-3 классы Учитель ИЗО 2-3 неделя
«Я люблю тебя, Россия» (конкурс сочинений) 4-9 классы Учителя истории, русского языка и литературы 4 неделя
«Мой край» (интеллектуально-познавательная викторина) 1-7 класс 4 неделя
«Россия, Русь! Храни себя, храни!» (конкурс эссе) 9-11 классы «День русской кухни» 1-11 классы Зам.директора по ВР, кл.руководители, активы детских организаций, родители 3 неделя
«Защитникам Отечества посвящается» (выпуск тематических газет) 5-6 классы актив детской организации «Алые паруса» 3-4 неделя
«Ветеран живет рядом» (операция) 9-11 классы актив подростковой организации «Орион» 3-4 неделя
«Песни, опаленные войной» (конкурс исполнения военных песен) 2-11 классы зам.директора по ВР, кл.руководители, активы детских организаций 3 неделя
Акция «Подарок воину», праздничный концерт в в/ч 1-11 классы зам.директора по ВР 3 неделя
Тематические экскурсии в музеи Алтайского края 3-9 классы Классные руководители, родители по плану ВРК
Родительское собрание-праздник, посвященное 23 февраля 1-11 классы 4 неделя
3. Декада общественных дисциплин «Пою тебя, моя Россия» 4-11 классы Учителя истории 4 неделя января -1 неделя февраля
4. В течение года. Изучение государственной символики, Уроки России; патриотическое воспитание через уроки гуманитарного цикла; Неделя Памяти.
-226060247015Мини-проект «Я верю в свое здоровье» (февраль)
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни.
Задачи:
- сформировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- сформировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания;
- формировать умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
Предполагаемый результат:
- у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- учащиеся имеют элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Основные мероприятия в рамках реализации мини-проекта, целевая группа, сроки проведения и ответственные отражены в таблице 6.
Таблица 6
Содержание мини-проекта «Я верю в свое здоровье» (февраль)
Мероприятия Целевая группа Ответственные Сроки
1. Проведение бесед, классных часов
Примерные темы:
«В здоровом теле- здоровый дух», «Здоровье дороже золота» 1-2 классы Классные руководители 2 неделя
«Современная мода и здоровье», «Здоровье на тарелке» 3-4 классы «Уроки здорового питания», «Каша-пища наша», «Пирамида здоровья», «Со спортом дружить – здоровым быть» 5 класс «Спортивное путешествие по моей стране во времени и пространстве», «Традиции спорта, которыми гордится моя страна» 6 класс «История моей страны в спортивных достижениях», «Человек – спорта моей страны, о котором мне бы хотелось узнать» 7 класс «Спорт вчера, сегодня, завтра», », «Простые правила здорового образа жизни» и т.п., «Безопасность нашей жизни» 8 класс «Кто они - люди, люди спорта?», 9 класс «Россия на спортивной арене», «То, чем можно и нужно гордиться, говоря о Спорте», «У моей России спортивная закалка…», «Если бы я был президентом спорта…», 10 класс «Нет наркотикам», «Вредные привычки. Как уберечься от них?», «История моей страны в спортивных достижениях» 11 класс 2. Конкурсы, общешкольные дела
Проведение познавательных викторин, турниров, игр по тематике здорового и безопасного образа жизни
1-11 классы Зам.директора по ВР, кл.руководители, учителя физической культуры 2-3 неделя
Подготовка проектов-презентаций по темам «Здоровье на тарелке», «Спорт-это здоровье», «Мы выбираем здоровый образ жизни» и т.п.
4-9 классы Зам.директора по ВР, кл.руководители, учителя физической культуры 4 неделя
Ролевые и деловые игры «», «Полезные и вредные привычки»
1-7 класс 4 неделя
Проекты-исследования по темам «Чем опасны чипсы, кола, кириешки?», «Почему сигарета – это яд» и т.п.
5-11 классы Конкурс творческих работ (рисунков, сочинений, плакатов, раскладушек, буклетов по тематике здорового и безопасного образа жизни»
1-11 классы Зам.директора по ВР, кл.руководители, активы детских организаций, родители 3 неделя
Спортивные игры, эстафеты, пешие походы, массовые катания на коньках, лыжные пробежки, Дни здоровья, Спартакиады и т.д.
1-11 классы Зам.директора по ВР, кл.руководители, актив детской организации «Алые паруса» 3-4 неделя
9-11 классы Зам.директора по ВР, кл.руководители, актив подростковой организации «Орион» 3-4 неделя
Проведение агитационных программ и театральных выступлений по темам «Мы за здоровый образ жизни!», «Молодежь выбирает жизнь», «Скажи наркотикам нет» и т.п.
3-11 классы Классные руководители, родители по плану ВРК
3. Декада ЗОЖ «Апельсиновая Радуга Здоровья» 4-11 классы Учителя физической культуры 4 неделя января -1 неделя февраля
4. В течение года. Походы в бассейны, на катки, на природу
48260335280 Мини-проект «Хочу все знать» (март)
Цель: Развитие познавательной активности учащихся.
Задачи:
- обучение самостоятельному поиску информации, ее творческой переработке;
- развитие умений грамотно обобщать материал в виде сообщений, проектов, исследовательских работ.
Предполагаемый результат: расширение кругозора учащихся, развитие у них любознательности, формирование потребности в самообразовании и интеллектуальном развитии.
Основные мероприятия в рамках реализации мини-проекта, целевая группа, сроки проведения и ответственные отражены в таблице 6.
Таблица 6
Содержание мини-проекта «Хочу всё знать»(март)
Мероприятия Целевая группа Ответственные Сроки
1. Проведение бесед, классных часов
Примерные темы:
«Культура умственного труда» (интерес к знаниям, вера в возможность достижений, самоанализ; культура речи), «Защита исследовательских работ» (лекция для учащихся) 2-10 класс Классные руководители, руководитель НОУ, члены НОУ, зам.директора по УВР 2 неделя
«Быть любознательным – это хорошо или плохо?» 5 класс «Открытия века», «Ученые и их судьбы» 6-7 классы «Лауреаты премии Нобеля. Кто они такие?» 8 класс «Мои способности и достижения» 9-10 кл. «О школьных экзаменах. О ЕГЭ и не только» 11 класс 2. Конкурсы, общешкольные дела
«Интеллектуальный марафон» 2-11 классы (по параллелям) зав.кафедрами 1 неделя
Конкурс «Считай, смекай, отгадывай!» 1-4 классы Учителя начальных классов, родители 2 неделя
«День Фемиды» (встречи с сотрудниками правоохранительных органов (суда, прокуратуры)) 8-11 классы зам.директора по ВР, кл.руководители 3 неделя
«Ученик года» (школьный конкурс) 11 классы зам.директора по УВР, кл.рук. 11-х классов, родители 2 неделя
4.Праздники искусства, музыки, культурных традиций 1-11 классы зам.директора по ВР, кл.руководители В течение недели
5. Творческие проекты и презентации, рисунки, сочинения по теме «Красота вокруг нас», «Поделись своей красотой» 2-11 классы зам.директора по УВР, кл.руководители В течение недели
6.Посещение КДЦ, театров, выставочных залов, музеев 1-11 классы зам.директор по ВР, кл.руководители В течение недели
7.Организация художественных выставок собственного творчества «город мастеров» 1-11 классы зам.директора по ВР, кл.руководители В течение недели
8.Экскурсии по живописным местам родного края и за его пределы 1-11 классы зам.директора по ВР, кл.руководители В течение недели
9.В течение года. Мероприятия в рамках профориентационной работы (8-11 классы), предметные декады. Работа НОУ (подготовка и участие в олимпиадах, практических конференциях, дистанционных проектах в соответствии с Программой работы НОУ на уч.год)
3.7 Мини-проект «Труд – основа жизни» (апрель-май)
-3937064770Цель: трудовое воспитание школьников.
Задачи:
- воспитание отношения к труду как высшей ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде;
- воспитание социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях;
- развитие навыков самообслуживания;
- формирование уважительного отношения к материальным ценностям;
- воспитание ответственности за порученное дело.
Предполагаемый результат: осознание учащимися, что приобретаемые навыки труда пригодятся им в жизни, личностная заинтересованность в результатах своего труда, понимание необходимости трудиться для достижения успеха.
Основные мероприятия в рамках реализации мини-проекта, целевая группа, сроки проведения и ответственные отражены в таблице 7.
Таблица 7
Содержание мини-проекта «Труд – основа жизни»(апрель-май)
Мероприятия Целевая группа Ответственные Сроки
1. Проведение бесед, классных часов
Примерные темы:
«Сделал дело – гуляй смело», «Всякая вещь трудом создана» 1-2 классы Классные руководители, зам.директора по ВР, зам.директора по УВР, родители, специалисты городской службы занятости населения апрель
«Мои поручения – как я их выполняю», «Каждому делу отдай кусочек сердца» 3-4 классы «Мои обязанности в семье», «Что я могу сделать для своего класса?» 5 класс «Когда труд в радость», «Мое любимое дело», «Профессии выпускников нашей школы» 6 класс «Старание и труд все перетрут. Как достичь успеха?», «Трудовые традиции русского народа» 7 класс «Труд в жизни знаменитых людей»,«Женские» и «мужские» дела в доме», «Красота и величие человеческого труда» 8 класс «Трудолюбие – черта русского характера», «Как добиться успеха в жизни», «О личностных качествах профессионала», др. темы в соответствии с планом предпрофильной подготовки девятиклассников 9 класс «Как победить собственную лень?» 10 класс «Радости и трудности школьных будней»,«Трудовое законодательство», «Рациональное использование времени» 11 класс 2. Конкурсы, общешкольные дела
Утренник «Все работы хороши, выбирай на вкус». 2-4 классы Классные руководители, вожатые, активы детских организаций 3-4 неделя апреля
Праздник «Есть много профессий, хороших и разных». 5-7 классы Смотр «Твое рабочее место» 1-2 классы актив детской организации «Радужная страна» 4 неделя апреля
«Это мы можем сделать сами» (Выставка-смотр поделок) 1-7 классы руководители кружков, секций Акция «Сделаем школу красивее!» 1-11 классы Зам.директора по ВР май
Подготовка к высадке саженцев и уходу за ними 9,11 класс Зам.директора по ВР, родители Конец мая
Операция «Живи, книга». 4-6 классы Библиотекари, активы детских организаций Май
Уборка школьной территории 2-11 классы Кл.рук., зам.директора по АХЧ, зам.директора по ВР апрель-май
Посещение учебных заведений в дни открытых дверей 8-11 классы кл.руководители, члены НОУ май
Ролевые игры и деловые игры «Я выбираю профессию», «Дом самоуправления», «Выборы», «Преодолеваем преграды и препятствия» и т.п. 1-11 классы Классные руководители, зам.директора по ВР В течение года
Решение жизненных ситуаций-задач, касающихся общения и взаимодействия с окружающими: взрослыми, сверстниками, родителями, педагогами и т.п. 1-11 классы Классные руководители, зам.директора по ВР В течение года
3.Проекты «Профессия моей мечты», проект-презентация «Знакомьтесь, это Я», «Знакомьтесь, это мой друг», «Знакомьтесь, это наш класс» и т.п. 2-11 классы Классные руководители, зам.директора по ВР В течение года
4. В течение года. Мероприятия в рамках профориентационной работы (1-11 класс), экскурсии на предприятия и фирмы города и края; дежурство по школе и классу; активное участие в общешкольных и классных мероприятиях; выставки; «Мастерская Деда Мороза»; практическая деятельность «Уход за комнатными растениями» (1-2 класс), «Помощь зимующим птицам» (3-4 класс); ответственное выполнение поручений, работа во внутриклассных группах сменного состава.

5.Механизмы реализации Программы воспитательной работы
«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося» и пути ее совершенствования
Реализация Программы воспитательной работы в МБОУ СОШ №1 г.Новоалтайска строится в соответствии с ресурсным обеспечением, в комплексе следующих компонентов:
- нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы – законодательные документы, нормативные акты, Концепции, Положения, регулирующие образовательную и воспитательную деятельность школы;
- психолого-педагогическое и методическое обеспечение: предполагает разработку комплекса программ, методических рекомендаций, указаний по организации и проведению воспитательной работы в школе с учетом особенностей, интересов и склонностей учащихся в рамках многообразия педагогических форм и средств воспитания;
- информационно-познавательное обеспечение: осуществляется через средства массовой информации, использование информационных технологий, Интернет ресурсов;
- организационно-управленческое обеспечение: предусматривает проектирование и планирование воспитательной работы, координирует работу всех субъектов воспитательного процесса;
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяются следующие пути совершенствования воспитательной работы в школе:
-создание системы по повышению квалификации организаторов воспитательной работы;
- разработка планов, программ, проектов по отдельным направлениям воспитательной деятельности;
- информационное обеспечение воспитательной деятельности: организация выставок, размещение информации на сайте школы;
- изучение состояния социально-психологического климата в классных коллективах, анализ статистики асоциальных явлений в школьной среде, правонарушений и других антигуманных явлений;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта, разработка рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы со школьниками;
- проведение мониторинга промежуточных и конечных результатов реализации Программы воспитательной работы в школе.
Показатели эффективности воспитательной работы в школе
При оценке результатов состояния воспитательной работы в школе целесообразно рассматривать следующие показатели:
- глубокое и прочное усвоение духовно-нравственного поведения;
- умение применять полученные знания, принципы и убеждения в повседневной жизни, учебной, научно-исследовательской, общественно-политической и трудовой деятельности;
- уровень учебной и трудовой дисциплины классных коллективов;
- степень участия школьников в работе НОУ;
- уровень нравственной культуры учащихся;
- уровень морально-психологической атмосферы в классных коллективах, отсутствие правонарушений и аморальных поступков.
В практике организации воспитательной работы показателями эффективности ее организации могут быть:
- оперативность всех субъектов образовательного процесса в совершенствовании воспитательной работы;
- содержательность проводимых воспитательных мероприятий;
- уровень организации вне учебной воспитательной работы;
- наличие анализа и информации по результатам воспитательного процесса;
- повышение квалификации организаторов воспитательной работы;
- организация обратной связи «выпускник-школа»;
- степень участия в управлении учебно-воспитательным процессом и его совершенствовании детских организаций.
Показателями эффективности социального развития личности школьника являются:
- инициативное и творческое стремление к достижению общественно значимого результата в трудовой и гражданской активности;
- умение подходить к оценке общественных явлений с четких духовно-нравственных позиций;
- определение личностью своих перспектив, выработка собственной долгосрочной, стратегической жизненной программы, выбор конкретного идеала, жизненной цели, основных путей и нравственных принципов ее достижения;
- степень осознания единства с реальным общественным бытием, сопричастность к созиданию нового Российского общества;
- внутреннее осознание долга, наличие внутренней системы - тех норм сознания, поведения, деятельности, которые позволяют регулировать направленность жизнедеятельности в соответствии с избранной жизненной программой, принципами и интересами; стремление отдавать приоритет общественному содержанию в структуре внутреннего долга; ответственное отношение к обязанностям, своему общественному долгу, призванию и назначению;
-отражение деловых качеств, как - единство слова и дела: умения доводить до конца начатое дело; выработка системы познавательных и творческих способностей, самостоятельность и продуктивность;
- умение устанавливать нормальные взаимоотношения с членами ученического коллектива; способность отстаивать до конца принципиальную общественно значимую позицию; способность к критике и самокритике;
- активность личности в основных позициях: общественно-политических, трудовых и нравственно-культурных, степень активности и результативность;
- уровень самовоспитания, характеризуемый самопознанием и самооценкой, самоорганизацией, самоконтролем и саморегуляцией, самодеятельностью и самоутверждением.
Все перечисленные показатели эффективности развития личности каждого ученика школы, позволяют определить эффективность воспитательной работы в нашем образовательном учреждении.
Методы оценки качества воспитательной деятельности в школе
Программа воспитательной работы «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося» предполагает следующую систему методов для оценки ее эффективности:1.Эвристический метод, строящийся на основе оценки эффективности предметно-практической деятельности учащихся (успешное осуществление деятельности учащимися говорит о наличии выстроенной системы взаимоотношений в группе);2.Метод психосоциальной диагностики. Этот метод оценки имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны он достаточно удобен, так как позволяет проводить диагностику непосредственно в период образовательного процесса, а также осуществлять мониторинговые исследования и оперативно корректировать методы воспитательной работы. С другой стороны существует сложность в выделении влияния сконструированной педагогом ситуации от влияния других жизненных ситуаций, в которые попадает учащийся. Однако, используя методы статистического анализа, можно получить «усредненную картину», которая может свидетельствовать о степени эффективности воспитательной работы среди множества учеников;3.Биографический метод осуществляется на основе изучения биографий выпускников, по таким показателям как стремление образовываться в течение всей жизни, осознанная профориентированность, общественная, политическая и гражданская активность, правовая послушность. Однако данный метод, хотя и дает реальную картину, но представляет сложность в процессе сбора информации. В биографическом методе также используется метод статистического анализа.
Использование комбинированной системы оценки эффективности воспитательной деятельности в школе позволяет принимать оперативные педагогические решения.
Ожидаемые результаты от реализации Программы
Создание документов, регламентирующих жизнь взрослых и детей в школьном пространстве;
Повышение активности всех субъектов воспитательного процесса, ориентация на сотрудничество;
Формирование единого ценностно-смыслового пространства взрослых и детей;
Повышение психолого-педагогической и правовой компетенции всех субъектов воспитательного процесса;
Повышение уровня воспитанности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, в соответствии духовно-нравственными ценностями и идеалами;
Создание эффективной системы мониторинга и информационного обеспечения воспитательного процесса.