Доклад «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся как основа воспитательной работы в школе»


Доклад заместителя директора по воспитательной работе
Петрусенко М.С.
«Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся как основа воспитательной работы в школе»
30.01.2017г
Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, следующее: «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие учащихся является первостепенной задачей современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации.
Задачи воспитания тесно связаны с процессом духовно-нравственного развития личности и осуществляются в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Уважение к прошлому ради будущего – выбор духовно-нравственного поколения.

В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным.

Сегодня на педагогическом совете мы решили осветить вопросы нравственного воспитания школьников, как с теоретической, так и с практической точки зрения, попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности, проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии.
При подготовке к педсовету изучались следующие вопросы:
Изучение научно-методической литературы по проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся
Анализ духовно-нравственного воспитания учащихся за прошедший и текущий учебный год
Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся
Анализ этих вопросов позволил найти уязвимые места в системе воспитательной работы школы, особенно в духовно – нравственном плане. В ходе подготовки к педсовету были определены и основные цели его проведения.
Цели данного педсовета:  
1. Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного развития и воспитания учащихся.
2. Корректировка подходов и технологий духовно – нравственного развития и воспитания учащихся.
3. Мотивация деятельности педагогического коллектива на усиление нравственного и духовного воспитания учащихся.

В 2015-2016 учебном году педагоги и учащиеся школы активно участвовали не только в школьных мероприятиях, но и в мероприятиях и конкурсах муниципального, регионального и Всероссийского уровней.
Результаты: 1-е место –в 6 конкурсах, 2-е место – в 5 конкурсах, 3-е место в 3 конкурсах. В муниципальном этапе школьной олимпиады - 29 призовых мест, из них 6 победителей. В региональном этапе 7 призовых мест, из них 2 победителя
Итого: 58 призовых мест
В текущем учебном году, то есть за первое полугодие результаты таковы:
3 место в 55- ом туристическом слете учащихся;
2 место в городской экологической акции «Защитим Чёрное море» конкурсе плакатов «Черному морю –чистую жизнь!» (Репко Ян-Кристиан, 6-а класс);
1 место в районном этапе конкурса по компьютерной технологии «Безопасность-это важно» ( Никитина Влада, 6-а класс);
1 место в XXI валеологическом конгрессе школьников «Осторожно: ВИЧ-инфекция!» (Бурая Елизавета -10-а класс, Семенец Ирина -10-а класс, Козаченко Валерия -10-б класс, Левченко Василиса -10-б класс);
3 место в научной конференции школьников «Экономика и право» (Храмова Анна, 11 класс);
1 место в городском конкурсе юных правоведов, посвященного Дню прав человека, среди обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений города Севастополя (Фидоренко Анастасия (10-а), Козаченко Валерия (10-б), Товт Ксения (11), Храмова Анна (11), Оверко Дмитрий (11));
1 место в районном этапе городского конкурса юных правоведов «Права ребёнка» (Говалло Милана (7-а), Гузь Владислава (8-а), Гончаренко Александр (7-в), Ткаченко Николай (8-а), Цибир Максим (8-б), Шаманина Влада (8б));
Призеры муниципального этапа школьников -24 учащихся. Из них 3 победителя.
Итого: 34 призовых места.
Это хороший результат работы педагогического коллектива.
Хотя, если проанализировать список победителей, призеров и участников, то мы видим, что в конкурсах и мероприятиях из года в год участвуют одни и те же учащиеся. Возникает вопрос: какая работа ведется с остальными учащимися?

Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить и возродить в нашей школе то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы.

Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.
Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль - это нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражаются отношения людей друг с другом, с коллективом, классом, народом, обществом в целом.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Лев Николаевич Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Обращаю Ваше внимание на приоритетные задачи воспитания:
Оказание помощи ребенку в его мировоззренческом гражданском самоопределении
Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности;
Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах.
Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Задаем себе вопрос: Почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания.
Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.

Система нравственного воспитания включает в себя:
• Во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения учащихся с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
• Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
• В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.
Рассмотрим основные источники нравственного опыта
Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учащихся на осмысление отношений к человеку и обществу.
На всех учебных предметах в той или иной степени учитель уделяет внимание духовно-нравственному воспитанию.
Велико влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. ФГОС предъявляет высокие требования к личности учителя. Если школа новая, то нужен и новый учитель. Примером является, увлеченный, ответственный по отношению к своему делу, принципиальный, чуткий. Учитель должен руководствоваться тем, что: «Я, как классный руководитель, занимаю позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств. Моё главное предназначение заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка».
Василий Александрович Сухомлинский писал:
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи. Педагог, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.

Выделяется группа качеств личности педагога, влияющих на нравственное воспитание учащихся:
Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)
Профессионально-педагогические
Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)
Эмоциональная отзывчивость
Волевые качества
Особенности темперамента
Состояние здоровья
Творческое мышление
Диалоговое общение
«Преобразовательные» способности
Педагогическая рефлексия
Положительные этические качества (добродетели)
Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)
Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят при подготовке и проведении культурно-творческих дел, факультативы, научно-практические конференции старшеклассников, защита самостоятельных докладов на уроках, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев и выставочных залов города, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.
В заключении хотелось бы вновь обратиться к словам Великого Педагога В.А.Сухомлинского и нацелить Вас, уважаемые коллеги, на плодотворную работу: 
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что  каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».

Благодарю за внимание.