Конспект урока «Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт»)»


Урок развития речи в 5 классе на тему
«Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт»)»
Цели:
Развитие навыков анализа текста, сжатого изложения, умения пересказывать текст с изменением лица рассказчика.
Формирование интереса к самостоятельной творческой деятельности.
Воспитание внимательного отношения к друзьям, чувства благодарности к людям.
2. Постановка целей и задач урока.
Обращение к теме урока: «Шоколадный торт».
- Тема необычная. Чем будем заниматься на уроке?
- Урок развития речи. Будем готовиться к написанию сжатого изложения с изменением формы лица.
- Какова задача сжатого изложения?
(передача текста сжато, обобщённо)
- Что значит сжать текст?
(нужно суметь отобрать в тексте главное, найти обобщающие слова и выражения, которые помогут в передаче информации).
- Сжатие текста, отобрать в тексте… Главным всё-таки является текст.
- Слово текст (лат.) означает плетение, связь, соединение. Родственным ему является слово текстиль. О людях, плохо владеющих речью, говорят: «Двух слов связать не может».
- Какова задача уроков развития речи?
(Задача уроков развития речи состоит в том, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения).
- Зачем нужно уметь сжимать текст? Где пригодится это умение?
(экзамен в 9 классе, пригодится в жизни, когда нужно быстро сообщить что-то важное)
3. Чтение текста упр.699 «Шоколадный торт» учителем.
- А вы любите праздники? Какой праздник самый любимый? (День рождения)
- Почему? (веселье, все поздравляют, дарят подарки)
- Я хочу пригласить вас на День рождения к одному мальчику.
(Чтение текста упр. 699 учителем, текст распечатан)
4. Первичная проверка понимания.
- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?
- О чём говорится в тексте? Назовите тему.
- Только ли желает рассказать о Дне рождения? (Осуждает поступок мальчика)
- Что вас поразило в рассказе?
- Как должен вести себя вежливый, гостеприимный хозяин?
- Что мешает понять герою недовольство гостей и их быстрый уход?
(Его невоспитанность)
- Согласитесь ли вы с пословицей «Дорог не подарок, дорого внимание»?
- В чём основное намерение автора (основная мысль текста)?
(Рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, о чувстве обиды, показать, как не следует себя вести в подобной ситуации)
5. Стиль текста, тип речи (ПОР)
- Определите стиль текста. (Художественный)
- Тип речи? (Повествование)
6. Языковой разбор текста. Ключевые слова и выражения.
- Итак, А.Ф. Савчук интересно рассказал о торжественном событии в жизни героя рассказа – Дне рождения! Давайте посмотрим, какие слова и выражения помогают в раскрытии основной мысли текста – рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, обиды, показать, как не следует вести себя в подобной ситуации.
А) Самостоятельная работа в парах: находят и подчёркивают слова и выражения, текст распечатан.
Б) Проверка самостоятельной работы.
- Эпизод начинается с сообщения о наступлении Дня рождения, приглашении гостей и покупке угощения для них.
Второй абзац открывается предложением: «Ну, пришли они, гости». И в первом же предложении звучит нотка пренебрежительного отношения к приглашённым. Читатель не чувствует радости хозяина от встречи с дорогими для него людьми, его товарищами, пришедшими разделить радость праздника.
Далее автор использует глагол «притащил». Создаётся впечатление, что в подарок предназначено что-то ненужное, разве можно подарок «притащить».
Но герой рассказа – «вежливый» мальчик, он благодарит Кольку за подарок и тут же омрачает всё фразой: «…я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».
Не замечает мальчик, как обижает и других гостей, подчёркивая, что сказки Андерсена – чудесная книга, «это ничего, что она не новая». И фломастеры ему нужны: «Жаль, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!»
- Сколько раз автор показывает неблагодарность героя? (Трижды)
- Зачем обращается к такому приёму? (Чтобы показать, что герой на самом деле такой невоспитанный человек)
- А в следующем абзаце вновь: «Сложил я подарки в угол…». Можно ли подарки складывать в угол?
- А гости? Какие слова и выражения нашёл автор для передачи настроения гостей?
(«гости скучные», «не веселятся», «ковыряют торт ложечками», «смотрят в тарелки». «Потом давай один за другим прощаться и ушли»)- И всё же гости оказались вежливыми людьми. Ни один из них не высказал обиду, они постарались пробыть на празднике, сколько смогли, а затем попрощались.
Вывод:
- Можно ли эти ключевые слова убрать из текста при сжатии?
(Нет, потеряется смысл всего текста, общее настроение эпизода)
- Мы ещё раз доказали, что текст – это сплетение, связь, соединение, ведь все предложения в тексте связаны между собой по смыслу, поэтому необходимо сохранить слова, которые послужат этой цели.
7. Физминутка.
8. Работа над планом изложения.
(самостоятельная работа в парах: обсуждение плана изложения, можно добавить свои пункты, своё решение обосновать, доказать)
Примечание: обратить внимание, что изложение с изменением формы лица.
Примерный план.
1. Наступил День рождения.
2. Пришли гости: Колька, Витька, Лиля.
3. «И чем я им не угодил?»
1. Приход гостей.
2. Подарки.
3. Невесёлое чаепитие.
9. Сжатие частей текста.
- Сжатие текста можно провести за счёт обобщения понятий или исключения части информации.
А) – Перечитаем первое предложение. Используя приёмы сокращения, уменьшим его объём.
Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.
Примерный ответ: На День рождения сына мама купила шоколадный торт для угощения.
Б) Приход гостей, подарки.
Примерный ответ: Пришли гости, принесли подарки. Колька настольную игру «Хоккей» притащил, Витька – сказки Андерсена, Лиля – набор фломастеров.В) – Сократите диалоги, обобщите информацию до одного предложения.
Примерный ответ: Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга чудесная, хоть и не новая, зачитанная, Лиле – что набор фломастеров маловат.
Г) Невесёлое чаепитие.
Примерный ответ: Сложил он подарки в угол, пригласил гостей к столу. А гости почему-то скучные сидят, не веселятся, ложечками торт ковыряют и в тарелки смотрят. Вскоре гости стали прощаться и ушли. А хозяин так и не понял, чем он гостям не угодил.
10. Итог урока. Рефлексия.
- Что я узнал сегодня на уроке?
- Чему я научился сегодня?
- Как я изменился сегодня?
- А у меня были такие случаи в жизни?
- Как бы я повёл себя в подобной ситуации?
11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- В память о нашем уроке дарю каждому из вас «шоколадный торт» (картинка).
1) Письменно поблагодарите друга за подарок (на картинке «шоколадный торт»).
2) Сжатый пересказ с опорой на план.
Примерный план.
1. Наступил День рождения.
2. Пришли гости: Колька, Витька, Лиля.
3. «И чем я им не угодил?»
Примерный план.
1. Приход гостей.
2. Подарки.
3. Невесёлое чаепитие.