Тема: Подробное изложение с изменением лица


Сценарий урока по развитию речи в 5 классе
(подготовка к подробному изложение).
Тема: Подробное изложение с изменением лица
Цели:
Предметные: знать о возможностях использования существительных синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, более точного выражения мыслей; уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным пре5дметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, тволрческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод, индивидуальная, парная, фронтальная.
Образовательные ресурсы: http://LearningApps.org/display?v=pt10i9qa516Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, как вы видите, я раздала вам тетради по развитию речи. Нам предстоит работать в них в течение двух часов. Как вы думаете, какой вид работы нас ожидает? (Или сочинение, или изложение). Да, это будет изложение.
Для чего мы учимся писать изложение? (Чтобы развивать память, чтобы узнавать новые слова, чтобы учиться красивой и грамотной русской речи)
Какие разновидности изложений вы знаете? (Сжатое, подробное с изменением лица).
Сегодня на уроках мы с вами будем учиться писать подробное изложение с изменением лица.
Что такое изложение, близкое к тексту?
Сформулируйте цель урока. (Слушаем варианты детей)
Что нужно сделать, чтобы подготовиться к подробному изложению? 
Ответы учащихся:
– послушать текст, понять тему и идею текста;
- объяснить лексические значения неизвестных вам слов;
– составить план текста;
– рассмотреть языковые особенности текста;
– предупредить ошибки.
Учитель: Молодцы, ребята. Давайте и начнем решать поставленные задачи
Сейчас я прочитаю текст. Вы будете слушать. С какой целью? (Чтобы определить тему и идею текста)
Ну а теперь давайте обратимся к тесту изложения.
(чтение текста, у детей на партах текст, он же отражается на интерактивной доске)
Чтение текста учителем.
Часть 1
Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал. В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех стран мира. Встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках по российским избам. Воспетые в восточных одах, широко стояли платаны и чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, темные и задумчтвые, и днем и ночью мудро молчали. И пальмы, пальмы. Низкие, высокие, разлапистые, с шевелюрами современных молодых парней.
Часть 2
Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три березки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут березы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Березы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и все-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени зазубренных литьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.
Березки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже… Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа…
В.П.АстафьевПосле прочтения текста:
- Давайте познакомимся с автором текста
Работа с презентацией № 2:
- показ слайда № 1
2. Работа с интерактивным приложением «Работа с текстом изложения»http://LearningApps.org/display?v=pt10i9qa516:
Задание № 1:
- наведите порядок в вопросах, установите их последовательность и найдите ответы на них в тексте изложения части 1.
От чьего лица идет рассказ? ( от лица автора)
Почему главному герою дали путевку? ( Он заболел)
3. Где находится санаторий? ( На юге страны)
4. Бывал ли там раньше автор? (Нет, он там впервые)
5. Куда пошел гулять главный герой? (В парк)
6. Почему парк называется приморским?
7. Чем поразил автора этот парк? (Тема, что там росли деревья и кустарники со всего мира)
!!! 8. Какие деревья там росли? (Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы)
- Открыть слайды № 8, 9 с изображением названных растений.
- А кто их вас был на юге? А вы видели интересные растения? Чем они вас поразили?
9. Как характеризует автор все эти растения? (Деревья с африканским отливом в широких листьях). Как вы понимаете это выражение?
10. Что поразило главного героя при виде фикусов? (Они росли не в кадках, а на улице)
11. На что похожи семена чинар? (На мохнатые шарики с ниточками)
12. Какие пальмы увидел главный герой? (Низкие, высокие, разлапистые)
13. С чем сравнивает В.П.Астафьев листья пальм? (С шевелюрой современных молодых людей).

Лексическая работа:
Ребята, каково лексическое значение слов ПУТЕВКА, САНАТОРИЙ, дайте свое толкование этих слов. А ребята, у которых лежат на партах толковые словари, найдут и зачитают нам толкования этих слов, а вы сравните, правильно ли вы определили значение этих слов.
- Сколько лексических значений имеет слово ПУТЕВКА? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

- Открыть слайд № 2, 3 (презентация № 2) со словарной статьей из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова.

Автор пишет, что платаны и чинары «воспеты в восточных одах». Давайте посмотрим значение слова ОДА.
- Открыть слайд № 4 (презентация № 2)
Итак, давайте сделаем ВЫВОД о содержании 1-ой части текста.
Что описывает В.П.Астафьев, на что обращает внимание читателя? ( В 1-ой части В.П.Астафьев описывает приморский парк с экзотическими растениями).

РАБОТА над 2-ой частью.
Почему , на ваш взгляд, текст разделен на две части? (В 1-ой части говорится об экзотических растениях, во второй части о русских березах).
Такой прием называется ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ, т.е. по определению С.И.Ожегова что-то противопоставляется чему-то.
Задания ко 2-ой части текста: ( вывести на доску)
Сформулируйте вопросы по содержанию 2-ой части текста, запишите и задайте их своим одноклассникам. Ответы ищите в тексте.
Устно объясните лексическое значение выделенных слов, пользуясь «Толковым словарем» С.И.Ожегова.
Составьте план 2-ой части текста (Поделить текст на абзацы :1. Найдите эпизод встречи с березами, как автор рассказывает о встрече с березами в южном парке?
Найдите описание березок.
Выделите эпизод истории появления березок на юге.
О чем вспомнил автор, глядя на березки в южном парке.
Обратите внимание, что в этом тексте всего 2- абзаца, а смысловых частей - больше . Давайте попробуем их отыскать. Покажите на пальцах , сколько, по вашему мнению, смысловых частей? Правильный ответ 4. Прочитаем смысловые части, дадим им названия, запишем в тетради. Что у нас получилось?
ПЛАН:
Прогулка по парку.
Березки на полянке.
История деревьев.
Воспоминания автора.
При написании изложения важно сохранить выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту экспрессивность, эмоциональность.
Выпишите эпитеты, которые использовал автор для описания березок.
- Что нам нужно ещё раз сделать, чтобы лучше запомнить произведение? (прочитать его ещё раз). Именно это мы и сделаем на следующем уроке, прежде чем писать изложение.
Ваша задача - написать изложение 2-ой части текста от 3-его лица. Помимо местоимения «он» можете употреблять синонимы «главный герой», «В.П.Астафьев», «рассказчик».
Выберите для себя возможный вариант работы:
Запись по памяти изложения по составленному плану.
Выборочное списывание по составленному плану.
На следующем уроке дети после прочтения текста пишут подробное изложение.

Рефлексия:
Что нового, интересного узнали сегодня на уроке?
Что понравилось, запомнилось, удивило?
Что пригодится в будущем?
Что вам показалось наиболее сложным?
Домашнее задание:
Составить «Памятку работы над текстом для подробного изложения».