Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Лес — волшебный дворец!


Технологическая карта урока (окружающий мир)
Тема: Лес – волшебный дворец.
Класс: 3
Цель: познакомить учащихся с особенностями жизни лесного сообщества
Планируемые результаты
Предметные:
- учащиеся вместе с учителем конкретизируют понятие «природное сообщество»,
- учащиеся смогут характеризовать природные сообщества на примере леса,
- получат представление о структуре леса (об ярусном расположении растений), о взаимосвязи организмов лесного сообщества,
- смогут характеризовать круговорот веществ в лесном сообществе,
- смогут выявить роль грибов и бактерий в круговороте веществ.
Метапредметные:
- развитие способности к анализу предлагаемой информации,
- развитие способности к оценке и коррекции как собственных результатов, так и результатов других учащихся,
- формирование способности к извлечению дополнительной информации из других источников.
Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о мире животных и что ещё нужно узнать.
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между представителями живой природы, учиться классифицировать животных.
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение. воспитание бережного отношения к сохранению экосистемы леса.
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; умение работать в группах. (Дети садятся на урок по группам)
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Учебник – М.: Издательство «Ювента», 2010.
Деятельность учителя Деятельность уч-ся Формируемые УУД
1.Организационный этап
« К новым знаньям
Стремимся друзья!
Без открытий нам
В жизни нельзя!»
- Прочитайте слова очень внимательно. Подумайте, о чём говорится? - Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну, узнаем что-то новое Л:Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1.Задание по группам:
1гр составить цепь питания, вписав нужные организмы
2г.расскрасить стрелки в соответствии с признаками приспособления к добыванию пищи и защите от врагов.
3 гр записать названия растительноядных и хищных животных
4гр.в тексте подчеркнуть разные группы животных
5гр. Построить цепь питания по картинкам
6 гр Разделите на группы животных: карась, шмель, бобр, цапля, щука, пиявки, медведь, кузнечик, полевая мышь

2). Какие живые организмы остались лишними? - Можем ли мы определить их в эко систему луга? Водоема?
- Почему?
Вывод: Каждый живой организм может жить только в своем месте, чувствуя себя, как дома.
Это дом. Огромный дом-
Места всем хватает в нем
И бельчонку, и зайчонку
И зубастому волчонку
- Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь? Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Проверка заданий по слайдам
Луг
Кузнечик
Ящерица
Шмель
Водоем
выдра
лягушка
бобр
(медведь - лишнийП: Понимание и анализ конкретного задания.
Р: Оценивание учебных действий в соответствие с поставленной задачей
К: Умение слушать и понимать других. Работа в команде разного наполнения (в паре, малой группе, целым классом)Оформление своих мыслей в устной форме, речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей.
Л: Проявление толерантности к чужим ошибкам и другому мнению, умение видеть, исправлять и не бояться собственных ошибок.
3. Актуализация знаний
Какие условия необходимы для жизни растений?
- Откуда растениям поступают минеральные соли и вода?
- Благодаря чему образуются минеральные соли?
- А что такое перегной?
- А какую роль играют растения в жизни?
- Как называется группа животных, которые питаются растениями?
- Какие ещё группы животных по особенностям питания вы знаете?
- Что ещё можно встретить в лесу, кроме растений и животных? Что завлекает людей в лес в летний сезон?
- А какую роль они играют в лесу?
- Подведём итог: как связаны между собой растения, животные, грибы и неживая природа?
- А какая наука изучает взаимосвязь организмов между собой и окружающей средой?
- Мы вспомнили очень многое из пройденного материала, и эти знания нам сегодня пригодятся. А сейчас они помогут вам ответить на вопрос: почему лес называют природным сообществом? - Наличие солнечной энергии, воды, минеральных солей
- Из почвы
- Благодаря перегною
- Остатки растений и животных
- Они вырабатывают питательные вещества и кислород, поглощая углекислый газ; благодаря им, все живые организмы получают необходимую для жизни энергию и имеют способность дышать
- Растительноядные
- Насекомоядные, хищники
- Грибы
- Ими питаются животные
- Почва питает растения водой и минеральными солями, Растения под воздействием солнечных лучей образуют из воды и углекислого газа питательные вещества и вырабатывают кислород, который необходим для всей жизни на земле; растения предоставляют пищу для животных, а животные распространяют плоды и семена растений, грибы так же служат пищей для животных.
- Экология
- Предположения детей П: Поиск и выделение необходимой информации.
Р: Постановка цели учебной задачи.
К: Умение слушать и понимать других. Работа в команде разного наполнения (в паре, малой группе, целым классом)Оформление своих мыслей в устной форме, речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей.
Л: Проявление толерантности к чужим ошибкам и другому мнению, умение видеть, исправлять и не бояться собственных ошибок
4. Первичное усвоение новых знаний
Если в лесу внимательно оглядеться вокруг, то можно заметить, что он напоминает своеобразную лестницу, а, точней, этажи. Эти этажи называют ярусами. И на каждом этаже-ярусе живут свои жильцы, которые в чём-то друг на друга похожи. Гербарий – распределить растения по этажам
С этими жильцами мы уже хорошо знакомы, осталось только уточнить, кто на каком этаже живёт!
- На слайде – изображения самых различных растений. Ваша задача – «расселить» их на «нужные» этажи-ярусы.
- Покажите/назовите растения, которые вы решили поместить на верхний ярус?
- Почему их?
- Проверим.
- Каких жильцов поместим этажом ниже? Почему?
- Кто у нас остался на нижнем этаже?
- Итак, сколько этажей-ярусов у леса? Назовите их.
- Интересно, а с какими жильцами и на каких этажах взаимодействуют другие обитатели леса – животные? Давайте узнаем.
- Откройте учебник на стр. 100-101. Познакомьтесь с разнообразием организмов в лесу.
Обратите внимание, что в иллюстрации нарушено соотношение размеров живых существ – для наглядности.
- Назовите растительноядных животных. Насекомоядных. Хищников. Всеядных.
- Приведите примеры связей в лесном сообществе. Устанавливаем цепи питания.
- Давайте потренируемся составлять схемы попробуем составить схемы цепей питания по рисунку. - Показывают у интерактивной доски и называют деревья
- Потому что они самые высокие, и им нужно много света
- Показывают/называют кустарники. Потому что они ниже и требуют меньше света
- Называют (травы и грибы)
- Три. Самый верхний – деревья, затем – кустарники, самый низкий этаж – травы и грибы
- Учащиеся открывают учебник на стр. 100-101, знакомятся с иллюстрацией.
- Называют представителей разных групп животных по особенностям питания, которые представлены на иллюстрации
- Учащиеся называют цепи питания (им это было задано в качестве устного домашнего задания)
- Учащиеся анализируют цепи питания, представленные на слайде (выполненные второклассником), выявляют ошибки, доказывают своё мнение
- Учащиеся вспоминают, как осуществляется круговорот воды в природе
- Круговорот веществ П: Ориентирование на развороте и страницах учебника. Чтение, извлечение и объяснение информации, заданной с помощью чертежа
Р: Оценивание учебных действий в соответствие с поставленной задачей.
Прогнозирование предстоящей работы.
Участие в обсуждении, высказывание своих предположений на основе работы с материалом учебника.
К: Оформление своих мыслей в устной форме, речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей. Умение слушать и понимать других .Внесение своего вклада в работу коллектива для достижения общих результатов.
Физкультминутка
Мы решали, мы решали
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)
Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)
Раз присядем,
(Приседания.)
Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.) Улыбнемся, Тихо сядем.
5. Первичная проверка понимания
- Вы знакомы с понятием «круговорот воды в природе». Вспомните, как он осуществляется.
- В лесу тоже происходит похожее явление, как оно называется?
- Рассмотрите схему на стр. 102
- Кто или что участвует в круговороте веществ?
- Что за крошечные организмы называют труженицами? Почему? Где они обитают? В чём заключается их труд? Что они образуют?
- Что образуется из перегноя?
- Что происходит солями дальше?
- Какую роль в круговороте играют растения?
- Как продолжается круговорот веществ?
- И кто снова принимается за работу?
- Наш круг замкнулся?
- Вот так осуществляется круговорот веществ в лесу
- Посмотрите, а у бактерий, оказывается, есть помощники – что это?
- Чем они помогают?
- Всем нашлась работа! У каждого участника – своя, особенная роль в круговороте веществ.
- Что произойдёт, если чья-то работа собьётся?
- Поэтому очень важен каждый участник круговорота веществ в лесу.
- Жизнь леса очень сложна и интересна! И сегодня мы познакомились лишь с некоторыми её особенностями – впереди у вас ещё очень много замечательных открытий!
- Как нужно относиться к лесу, к природе, чтобы не навредить этой жизни, чтобы не разрушить целое сообщество? Какие правила поведения вы знаете? (- Давайте составим памятку!Рассматривают схему на стр. 102
- Растения, животные, бактерии, грибы, мёртвые остатки растений и животных
- Бактерии. Они обитают в почве и перерабатывают мёртвые остатки растений и животных, превращая их в перегной
- Минеральные соли
- Соли растворяются в воде почвы, их используют растения
- Ими питаются животные
- Вещества снова попадают в почву вместе с остатками растений и животных
- Бактерии
- Да
- Грибы
- Способствуют разложению растительных остатков
- Круг разорвётся, и жизнь в лесу остановится
- Ученики высказывают своё мнение
- Составляют вместе с учителем памятку «Как нужно относиться к лесу» или «Как нужно вести себя в лесу» П: Составлять, понимать и объяснять план действий при работе над конкретным заданием. Понимание и анализ конкретного задания.
Р: Оценивание учебных действий в соответствие с поставленной задачей.
К: Умение слушать и понимать других. Работа в команде разного наполнения (в паре, малой группе, целым классом6.Первичное закрепление
- Обобщим то, что мы сегодня узнали.
- Докажите, что лес – это природное сообщество
- Почему лес называют единством живой и неживой природы? - Растения в лесу растут ярусами. Животные делят этажи между собой. Все живые организмы живут сообща. Грибы и бактерии способствуют разложению отмерших растений и животных, а также образованию перегноя. Из перегноя образуются соли, которые растворяются в воде почвы и их используют растения. Происходит круговорот веществ.
- Жизнь лесного сообщества (растений, животных и грибов) зависит от неживой природы. Солнечный свет, воздух, вода необходимы для того, чтобы растения создавали питательные вещества, которыми питаются сами и кормят животных. Почва служит источником питания для растений и домом для многих живых организмов. П: Составлять, понимать и объяснять план действий при работе над конкретным заданием. Понимание и анализ конкретного задания.
Р: Оценивание учебных действий в соответствие с поставленной задачей.
К: Умение слушать и понимать других. Работа в команде разного наполнения (в паре, малой группе, целым классомГруппы ребят задают друг другу вопросы.
- Ребята, посовещайтесь в группах и задайте вопросы другим группам по новой теме урока.
- К какой группе принадлежат …
- Как называется группа, если у животных 6 ног, 8 ног, чешуя, шерсть, и т7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
- Задание для всех: стр. учебника 98-103, выполните задание из раздела «Подумаем» на стр.103
- Подготовьте небольшие, всем понятные, сообщения по теме. Перед уроком, за день, покажите мне, что будете рассказывать одноклассникам. Записывают в дневник П: Составлять, понимать и объяснять план действий при работе над конкретным заданием. Понимание и анализ конкретного задания.
8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)
- Что у нас получилось хорошо? Что не получилось? Над чем ещё надо поработать?
Над какой темой мы сегодня работали? Какой вывод сделаем?
Какой процесс развития животного мира мы с вами узнали?
Что на уроке вы бы назвали целым? Какие части этого целого вы узнали? На все ли вопросы мы ответили? Оправдались ли ваши ожидания?
Звуковой файл с записью звуков, издаваемые разными животными.
Как прекрасен этот мир! Как прекрасны творения Природы! Можно, ли представить нашу жизнь без животных. Известно…
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо,
Берегите свою планету –
Ведь другой, похожей, нету! (Яков Аким) Оценивают результаты собственной деятельности;
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
оценить собственную деятельность на уроке; обсудить и записать домашнее задание Р: Осуществление познавательной и личностной рефлексии. Оценивание учебных действий в соответствие с поставленной задачей всего урока.
Л: Проявление толерантности к чужим ошибкам и другому мнению, умение видеть, исправлять и не бояться собственных ошибок.