Конспект урока по окружающему миру Лес — волшебный дворец


Программа «Перспектива» 3класс
Окружающий мир
Тема урока: Лес – волшебный дворец
Цели урока:
Образовательные:
знакомство учащихся с понятиями «природное сообщество»;
знакомство взаимосвязи между всеми компонентами природного сообщества леса;
формирование бережного отношения к природе;
развитие познавательной активности.
Воспитывать:
умение быть внимательным слушателем;
уважение к чужому труду; самостоятельность, настойчивость в достижении поставленных целей;
культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу;
развитие способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
умение действовать и принимать решения по предложенному плану;
постановка учебной задачи с учётом имеющихся знаний, полученных в процессе урока;
учиться прогнозировать, корректировать и оценивать свою деятельность.
Познавательные УУД:
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием всех возможных источников;
умение анализировать, синтезировать учебный материал, делать выводы;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельный и командный поиск её решения.
Коммуникативные УУД:
формирование умения полно и чётко выражать свои мысли, умело владея речью;
умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать экологическую взаимосвязь природного сообщества «лес».
Уметь высказывать свое мнение; рассказывать о лесном сообществе.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Межпредметные связи: математика, литературное чтение.
Оборудование:
- мультимедийный проектор; - учебник.3 класс. Часть 1.Плешаков А. А.; - рабочая тетрадь.3 класс. Часть 1.Плешаков А. А.; – презентация по теме «Лес – волшебный дворец»; - иллюстрации с изображением птиц и животных; растений; - карточки с дополнительным заданием.
Тип урока: изложение нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование, документ-камера.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Ребята, я вам предлагаю повернуться друг к другу, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться друг к другу и пожелать друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Самоопределение к деятельности.
- Ребята, я вам приготовила стихотворение Сергея Погореловского, послушайте его, пожалуйста, и подумайте, о чём говорится в стихотворении:
Лес
Здравствуй, лес!Дремучий лес,Полный сказок и чудес!Ты о чём шумишь листвоюНочью темной, грозовою,Что нам шепчешь на зареВесь в росе, как в серебре?Кто в глуши твоей таится?Что за зверь? Какая птица?Все открой, не утаи:Ты же видишь, мы свои.С. Погореловский-Ребята, к чему обращается автор?
- Что он о нем говорит?
- Как вы думаете, почему наш урок окружающего мира, мы начали со стихотворения? - Предположите, о чём будет наш урок. - Прочитайте тему урока на слайде № 1
- А сейчас я вам предлагаю отправиться в лес. На лесных тропинках даже взрослые могут встретиться с неведомым, удивительным, таинственным. Я предлагаю вам стать учеными, исследователями и открыть эти тайны леса.
3. Работа по теме урока.
Над рекой широкой, Сумраком покрыт, В тишине глубокой …. густой стоит.
– Какое слово пропущено? (Лес) (Слайд 3) – Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.) – Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.) – А какой этот дом? (Большой, многоэтажный. Похож на дворец) – Давайте выделим этажи леса-дворца. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.) 2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.) 3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.) 4)Стелющееся или прямо стоящее споровое растение, обычно растущее в сырых местах на земле, на деревьях, на камнях. (мох)
– Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы.) – Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т.д.) – В среднем ярусе? (Малина, смородина, калина, шиповник, волчье лыко и т.д.) – Что растет в нижнем ярусе? (Костяника, кислица, ландыш, и т.д.) – А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.) (Слайд 4) – Предлагаю записать в своих таблицах по 2-3 представителя каждого яруса. (Работа в парах; проверка по документ-камере)
Распределите растения по ярусам:
ЕЛЬ, МАЛИНА, БЕРЁЗА, ШИПОВНИК, ОСИНА, СМОРОДИНА, ОДУВАНЧИК, КУКУШКИН ЛЁН (МОХ), РОМАШКА, КАЛИНА.
ЯРУСЫ НАЗВАНИЯ РАСТЕНИЙ
ДЕРЕВЬЯ Ель, берёза, осина.
КУСТАРНИКИ Малина, шиповник, смородина,
ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ Одуванчик, ромашка.
МХИ, ЛИШАЙНИКИ Кукушкин лён
- Предлагаю подробнее познакомимся с растениями леса: – Ель (Слайд 5) – Берёза  (Слайд 6)
– Еще об одних обитателях леса надо сказать. Догадайтесь, о чем идет речь.
И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой, Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят. (Грибы.)  
– Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)
А какие грибы вы знаете? На какие группы можно разделить грибы?
Грибы: – Подберёзовик, белый гриб. (Слайд 7) – Подосиновик, лисички.  (Слайд 8) – Сыроежки, опята.  (Слайд 9)
К какой группе относятся эти грибы? (съедобных)
- Где мы будем искать подберёзовика, подосиновика, белый гриб, сыроежку? – Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения.) - А кого можем заметить ещё? (птиц, зверей..) – Каких вы знаете животных леса нашего края? – Лось, белка. (Слайд 10) – Медведь, волк, лиса. (Слайд 11) – Птицы: дрозд, иволга, дятел, кукушка. (Слайд 12) – Животные почвы: лесная мышь, полёвка. (Слайд 13) – Короед, дождевой червь. (Слайд 14) – А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.) – А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)
- Какой вывод мы можем сделать? Как вы думаете, чем является лес для животных? – Мы выяснили, что лес для животных является домом.
А что в этом доме (лесу) есть для существования, для жизни животных? (В лесу животные находят пищу.)
Физкультминутка
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули –Ветер сбивает росу.В стороны руки, плавно помашем –Это к нам птицы летят.Как они тихо садятся, покажем –Крылья сложили назад.
– Ребята, как вы думаете, какие взаимоотношения могут быть у дерева и жука-короеда? (СЛАЙД 15) Вред или пользу приносят короеды лесу? (вред)
- Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множество короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.
– Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
– Предлагаю поработать в группах и составить цепи питания. (Работа в группах с последующей коллективной проверкой.) (У ребят карточки)
ПРОВЕРКА ПО ДОКУМЕНТ - КАМЕРЕ
– Ребята, как вы считаете, могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)
– Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)
4. Продолжение изучения новой темы
– Хорошо в лесу в любое время года. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что вы снова в лесу. (Шуршат старые листья, сквозь них пробивается трава. Хрустят под ногами сухие веточки.)
- Как вы думаете, что я описала, как это называется в науке? ЗАТРУДНЕНИЕ!
- Хотите узнать, как это называется?
– Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)
– А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)
– Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных.)
– Молодцы! Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом)
Вывод учителя:  Живые организмы в лесу тесно связаны между собой, живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.
6. Дифференцированное домашнее задание
- Стр. 98-103, прочитать, ответить на вопросы.
Творческое задание (по выбору): Составить рассказ-презентацию о животном, птице нашего края; Пофантазируйте, как живут звери в волшебном дворце.
7. Рефлексия а) Продолжите предложения:
- Сегодня я на уроке узнал(л) …..
- Я понял(а), что ….
- Мне было интересно….
- Мне было трудно …
Б) Какой вопрос вы бы задали по теме урока, что ещё хотели бы узнать?
– О чем самом главном мы должны помнить?
– Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением С. Павловой:
Прошу, природу берегите!Не рвите ландыши, прошу!Их мало на земле осталось,Храните леса красоту.Она не даром нам досталась,Сегодня все должны понять:Природу надо охранять.Она, как малое дитя,К тебе протягивает руки.И дарит всем нам красоту,Чтоб мы не знали в жизни скуки! (Слайд 16)
ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ:
Закрепление изученного материала. Работа по группам или в парах.
1 группа: Составьте схемы цепей питания в лесном сообществе.
2 группа: Задание №1 в рабочей тетради на стр.68.
3 группа: Запишите названия лесных организмов нашего края.
Растения: ___________________________________________________________________
Животные: __________________________________________________________________
Грибы: ______________________________________________________________________
4 группа: Расположите растения по ярусам: берёза, одуванчик, мох, ель, малина, крапива.
ярусы растения
1 2 3 4