Доклад Обеспечение системности в процессе подготовки к ЕНТ как важный фактор успешности конечного результата


«Максимовка орта мектебі»ММ
ГУ «Максимовская средняя школа»
Доклад
Обеспечение системности в процессе подготовки к ЕНТ
как важный фактор успешности конечного результата
Заместитель директора
по учебной работе Брант И.М.
с.Максимовка2014 год
Обеспечение системности в процессе подготовки к ЕНТ
как важный фактор успешности конечного результата
В Казахстане с 2004 года с целью оценки качества знаний выпускников средних школ используется независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования (ЕНТ). ЕНТ как процедура внешней оценки предоставляет широкие возможности для повышения эффективности процесса управления качеством образования. Педагоги нашей щколы всегда в поиске ответа на вопрос «Как эффективно подготовить учащихся к сдаче единого национального тестирования?» Эта проблема волнует всех участников процесса обучения: учителей, родителей, учеников.
Только системная работа, осуществляемая в школе, может дать определенный результат. В школе планомерная работа учителей-предметников, всего педколлектива приносит свои позитивные результаты. В период с 2004 по 2014 год отмечается тенденция постоянного роста среднего балла ЕНТ: с 42,2 балла в 2004году до 83 баллов в 2014году. Успехи не приходят сами по себе. Им предшествует долгий, кропотливый труд всех участников образовательного процесса – учеников, родителей и учителей.  Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Так и с учениками – можно добиться идеальной дисциплины, можно заставить выучить, но усвоения знаний без пробуждения интереса не произойдет. Чтобы научить детей думать, открывать,  изобретать, учитель  должен сам очень много придумывать, изобретать и открывать.   У каждого учителя  сложилась определенная методика подготовки учащихся.  Особое внимание в процессе деятельности по подготовке учащихся к ЕНТ занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме и по материалам ЕНТ. Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕНТ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕНТ. Такую работу проводят заместитель директора, ответственный за вопросы ЕНТ, учителя-предметники, анализируют их, выносят на обсуждение на административные совещания, доводят до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность более качественной подготовки учащихся, прогнозирования оценок на выпускном ЕНТ.
 Эффективная подготовка к ЕНТ возможна в условиях использования в сфере образования перспективных форм, методов, средств обучения. Основная цель ЕНТ - объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников. Полученная информация позволяет проанализировать различные стороны подготовки выпускников и на этой основе выявить сильные и слабые стороны предмета. Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕНТ включает следующие направления деятельности:
Посещение администрацией уроков учителей-предметников, методическая помощь.
Включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕНТ, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации.
Индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся.
Привлечение ресурсов дистанционного обучения и Интернета для подготовки к ЕНТ.
Широкий спектр элективных курсов, расширяющих программу базового обучения;
Психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕНТ.
Родительские собрания с целью информирования родителей и учащихся о порядке подготовки и проведения итоговой аттестации и ЕНТ.
Проведение пробных экзаменов, тренировочных и проверочных тестирований по учебным предметам и обсуждение их результатов на педсовете.
Проведение тренировочных занятий по заполнению бланков регистрации, ответов.
Проведение пробных туров ЕНТ (школьных и районных).
Проведение с учителями-предметниками совещаний по правилам подготовки учащихся к сдаче ЕНТ, по результатам пробных туров.
Выявление типологии пробелов. Создание банка тем, вызывающих затруднения у учащихся (по результатам пробных тестирований).
Организация учителями контроля над качеством преподавания тем, вызывающих затруднения у обучающихся.
Поощрение учителей за лучшие результаты учащихся на ЕНТ.
В процессе обучения и при сдаче ЕНТ большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и во-вторых, умение это делать. Поэтому все учителя активно вводят тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу.
Исходя из проблем и специфики подготовки к ЕНТ по предметам , учителями –предметниками разрабатываются собственные методики и приёмы, помогающие ученикам успешно сдать единое национальное тестирование:
-работа с опорными схемами, синхронологическими таблицами, электронными средствами обучения;
-проведение в течение года планового повторения тем , параллельно проработка тестов с их анализом, комментариями, с приведением аналогий, развивая тем самым ассоциативное мышление у учащихся. Учителями для учащихся 11-х классов проводятся консультации по предметам, где с помощью разных форм подготовки - лекций, семинаров, лекций с элементами практикума, семинаров с элементами лекции , практикумов и т.д.,учащиеся повторяют программный материал 5-11 классов.
Этапу коррекционной деятельности всегда предшествует самый важный этап анализа успехов и недостатков при выполнении заданий учащимися и осуществление мониторинга, позволяющего выявить уровень фактической подготовки учащихся к тестированию, выявить типологию пробелов, определить проблемное поле и разработать корректирующие методики. Для осуществления этой деятельности отработана определенная система. Первым осуществляет мониторинг и делает анализ учитель, заполняя лист учета типичных ошибок и определяя уровень выполнения тестирования. Что дает такая работа? Во-первых, четкое представление о качестве выполнения теста. Во- вторых, четко увидеть пробелы, а значит указать, над чем надо работать. Такой анализ и мониторинг необходим не только учителю, ведущему предмет в 11 классах, но и другим предметникам, так как ориентация учащихся на ЕНТ ими осуществляется, начиная с пятого класса. Поэтому анализ пробных тестирований осуществляется на каждом заседании МО, где дается установка всем учителям на особое внимание по тем или иным аспектам учебного материала в ходе его изучения. 
Для коррекции знаний учащихся при подготовке к ЕНТ применяются такие формы работ: • работа с тестами не только с целью осуществления контроля за ЗУН, но и как контрольно - обучающий метод;• работа с тестами на входном контроле или выделение в проблеме основных смысловых блоков; • групповая самостоятельная работа, в которой учащиеся должны не только определить правильный ответ, но и обосновать свой выбор; • самостоятельное составление тестов;• постановка задачи к составленному тесту;• организация работы экспертов из состава учащихся; • перенос незавершенного тестирования на домашнее задание. • работа над тестом в группе с последующей защитой коллективно избранной позиции. 
Учителя-предметники среднего и страршего звена  планируют свою работу с различными типами заданий, предлагаемых в ЕНТ. Это несложно выполнить, так как включение таких заданий в каждую программную тему расширяет спектр учебной деятельности, с помощью которой вырабатываются умения. На этапе промежуточного, текущего контроля, а также и на завершающем этапе изучения темы, при подготовке, например, к тематическому контролю, предлагаются задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом. В то же время подготовка к ЕНТ не подменяет систематическое изучение школьных предметов; как любая традиционная подготовка к экзамену, она включает планомерное повторение, обобщение, систематизацию знаний, варьирование стандартных условий заданий, рассмотрение новых типов заданий.
Так,  учителями казахского языка Жуманова Н.А. и Жахина Н.К. организовано систематическое повторение всех грамматических тем  через устный коллоквиум, самостоятельную работу учащихся  и письменный контроль знаний, предлагают учащимся 5-11 классов тематические тесты.   Ребята получают базу заданий и ответов за прошлые годы в электронном виде, тематические тесты, список рекомендуемой литературы. По всем устным и грамматическим темам проводятся зачеты. Учителя истории и географии Лосева Т.П. и Рыжкова Н.Н. убеждены, что единое национальное тестирование остается важнейшим испытанием для учеников и учителей и на сегодняшний день является главным показателем работы школы. Свою деятельность  по подготовке учащихся учителя строят по трем основным направлениям:  Во-первых, изучая программный материал 10-11 классов, учитель делает акцент  на фактах, необходимых для сдачи ЕНТ.  
Во-вторых, практикует  тематическое повторение  истории Казахстана с древних времен.
В-третьих, побуждает к   самостоятельному решению  тестовых заданий дома. После чего проводится зачетная работа на оценку.  Учителя убеждены, что  единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность. Изучая программный материал, они использует методы и приемы критического мышления,  работу в малых группах, уроки-семинары, работу с дополнительной литературой.  Учитель математики Холопцева Г.В. при подготовке учащихся к ЕНТ особое внимание уделяет знанию теоретического материала.С 5 класса учащиеся заводят справочники, где фиксируют основные правила и формулы по алгебре, теоремы, свойства по геометрии. С 7 класса учитель вводит в практику выполнение тестовых заданий. В 10-11 классах организовано тематическое повторение, которое проводится на консультациях, разбор тестовых заданий прошлых лет и зачет. Учителя русского языка и литературы Лоренц Н.Н. и Спиридониди О.Н. используют дифференцированное обучение при подготовке учащихся к ЕНТ. В старших классах каждый ученик ведет мониторинг собственных ошибок, допущенных в пробных тестовых заданиях, заполняя соответствующую таблицу. А учителя контролируют обязательную отработку учеником каждой ошибки как теоретически, так и практически. В современном мире, где успех зависит от способности перерабатывать огромное количество информации и учитывать разные точки зрения, умение  анализировать и уверенно принимать решения является  наиважнейшим качеством.
На совещаниях при директоре постоянно координируются действия по подготовке к экзаменам, обсуждаются новые положения и приказы. Заместителем директора по учебно-воспитательной работе и классными руководителями в выпускных классах ежегодно в сентябре проводится инструктаж по выбору предметов и формы итоговой аттестации, ознакомление с Положением об итоговой аттестации, с Положением о ЕНТ.
  Кроме того, подготовка к итоговой аттестации поставлена на внутришкольный контроль, т.е. постоянно отслеживаются результаты обученности учащихся, их подготовка к итоговой аттестации, а также отслеживается выбор предметов учащимися.
Действия, направленные на подготовку обучающихся к ЕНТ, должны быть согласованными, требования к детям — едиными. Очень важно организовать равноправное, профессиональное сотрудничество с учителями-предметниками на основе индивидуального вклада каждого в общее трудное дело, каковым является система работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся и их родителей к ЕНТ. Все педагоги, работающие и в 11 классе и в школе, решают общие образовательные задачи. Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых ученикам конкретного класса. Каждый педагог заинтересован в результате своей деятельности, в частности, в успешной сдаче обучающимися ЕНТ и экзаменов, и достичь этого можно только совместными усилиями учителей, психолога и родителей, координируемыми классным руководителем.
Взаимодействие классного руководителя и психолога имеет своей целью совместное выявление возникающих у ребенка проблем и проведение коррекционной работы для оказания помощи в преодолении проблемных ситуаций.
Таким образом, подготовка к ЕНТ является систематическим, планомерным, управляемым процессом, единым действием всех структурных элементов школы, всех участников учебного процесса.



Приложение 1 
Рекомендации для учителя
Пять шагов к успеху
Соберите банк информации и комплексно проанализируйте её.
Оцените учебную и методическую базу, на которой будете выстраивать свою работу.
Создайте свою систему работы по подготовке учащихся к ЕНТ.
Постоянно модифицируйте, обогащайте и корректируйте созданную систему.
Регулярно проводите мониторинг результативности работы своей системы: отслеживайте и анализируйте итоги ЕНТ.
Приложение 2
Практические советы
При работе в среднем звене
1. Начинайте формировать систему работы по подготовке к ЕНТ как можно раньше: с 5 класса приучайте ребят вести СП (рукописный сборник правил, в котором в краткой форме фиксируются все изучаемые темы и правила; формулы, рекомендуйте заполнять лист с одной стороны (при последующем повторении или систематизации можно будет вернуться и дополнить записи).2. С 5 класса приучайте учеников к различным видам тестового контроля (комплексное тестирование, тематическое тестирование, тесты открытые, закрытые и т. д.).
3. Учите школьников среднего звена анализировать результаты тестирования, выявлять свои успехи и недочёты.
4. При выполнении тестовых заданий используйте взаимопроверку и самопроверку.
5. Доводите до сведения родителей результаты проделанной работы.
При работе в старших классах
Основываясь на сформированных ЗУНах, распределите учебный материал таким образом, чтобы каждый раздел курса вашего предмета был отработан по трём направлениям: повторение, систематизация, углубление.
СП (сборник правил) можно дополнить практическим приложением (тетрадь «Подготовка к ЕНТ», в которой будут выполняться дополнительные практические задания).
Постарайтесь как можно полнее и шире использовать возможности учебника, но не ограничивайтесь только им. Предлагая любой источник (справочник, методическое пособие и т. п.), аннотируйте его, обязательно называя не только плюсы, но и минусы рассматриваемого пособия.
Планируя систему контроля, проводите контрольные тестирования в 10 классе 2 раза в четверть, в 11 классе – 2 раза в месяц. Это могут быть комплексные или тематические тестирования.
Уже в 10 классе введите подготовку к ЕНТ в структуру урока. Выберите один из тестовиков и «порциями» давайте по 3 задания для выполнения на этапе актуализации знаний. На одном уроке используйте три разнотипных задания.
Используйте тесты на этапе проверки знаний как вид самостоятельной работы. Для этого вида работы лучше подходят тематические тесты (по теме урока).
Используйте тесты как один из видов домашнего задания.
Уже в 10 классе организуйте индивидуальные занятия.
Начните их с предварительной диагностики, затем – мониторинг, далее – самодиагностика, которая выразится в том, что ученик сам будет заносить в таблицу (один из разделов тетради «Подготовка к ЕНТ») не только количественные, но и качественные показатели, то есть пробелы в знаниях, затруднения и успехи.
Обязательно ведите количественный и качественный учёт всех видов тестирований для организации индивидуальных консультаций.
Исходя из зафиксированных показателей и своих наблюдений, подбирайте для каждого ученика конкретные задания.
Анализ пробных тестирований проводите индивидуально, можно работать с группой учеников, допустивших однотипные ошибки.
Работайте с тестовиками разных лет. Обычно на уроках в 10 классе разбираем (в поурочном планировании) 1тестовик, в 11 классе первое полугодие работаем с тестовиком прошлого учебного года, а второе полугодие – с тестовиком текущего учебного года.
Моделируйте вопросы, то есть из разных тестовиков выбирайте одинаковые по сути вопросы, которые сформулированы по-разному, учите понимать суть вопроса!
Используйте разные виды консультаций: «произвольную» консультацию (ответы на любые вопросы любого раздела предмета), тематическую консультацию (выбранную учителем на основании своего мониторинга), консультацию «по требованию» (ученик вне графика проведения консультации обращается с интересующим вопросом) и т. п.
При необходимости используйте такой тактический приём: намеренно составляйте сложные тесты, результаты которых должны озадачить и даже испугать ребят, то есть создавать «ситуацию неуспеха». А затем показывайте пути выхода из сложной ситуации: «Делай вот так» (дать алгоритм работы по подготовке к успешной сдаче ЕНТ).