Конспект родительского собрания на тему: «Психолого – педагогическое самообразование родителей как важный фактор повышения их педагогической компетенции»


Родительское собрание
«Психолого – педагогическое самообразование родителей как важный фактор повышения их педагогической компетенции»
Здравствуйте, уважаемые родители! Начать наше собрание я бы хотела со слов великого педагога В.А.Сухомлинского: «Отец и мать создают новое существо – сына, дочь. Это самое высокое, бессмертное творчество. Путь к бессмертию заключается здесь в том, чтобы повторить в своих детях самого себя, но повторить на высшей основе – воспитать человека лучше, чем ты сам».
Неоспорима истина, что никто не знает ребенка лучше родителей. Но и родителям, зачастую, необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а, значит, - к безрезультативности воспитания.
В настоящее время ведется целенаправленная психолого-педагогическая помощь семье со стороны государства, однако преподаватели школ столкнулись с такой проблемой, как педагогическая некомпетентность родителей, очень часто безразличное отношение к успехам и неудачам ребенка, жизни и традициям школы. Поэтому перед администрацией, педагогами, психологами назрела необходимость более тесного взаимодействия с семьями.
Чтобы партнерство семьи и школы было успешным, оно должно быть взаимовыгодным. Формами партнерства являются:
- совместная деятельность в различных акциях;
- организация досуговых мероприятий;
- дни творчества учащихся и их родителей;
- участие в открытых уроках и внеклассных мероприятиях;
- помощь в укреплении материально-технической базы;
- шефская помощь;
- участие родителей в работе Попечительского совета;
- участие родителей в работе родительского комитета.
Основные принципы, на которых строится совместная деятельность с родителями:
- открытость (обсуждение и согласование всех планов работы, программ);
- доступность (информирование родителей о деятельности школы через печатный орган школьной газеты различными средствами, включая Интернет-технологии);
- добровольность (только добровольное участие, основанное на собственных интересах, потребностях, компетенции);
- сотрудничество (вся деятельность строится на основе партнерства).
Главными идеями, положенными в основу повышения педагогической компетентности родителей, являются:
- идея единства приоритетных ценностных ориентиров;
- идея личностной направленности, сотрудничества, динамичности, гибкости каждого участника.
Выстраивая партнерские отношения с родителями, повышая их педагогическую компетентность, мы используем различные виды работы: индивидуально-дифференцированные консультации, интерактивные формы проведения родительских собраний, родительские чтения, родительские тренинги, конференции, дни открытых дверей для родителей и другие. И сегодня я хочу провести с вами родительский тренинг. Он направлен на приобретение важных навыков взаимодействия, установление отношения доверия и сотрудничества между родителями и детьми, улучшение взаимопонимания в семье. Я предлагаю вам, уважаемые родители, обсудить некоторые ситуации.
1. Ваш сын пришел домой радостный, возбужденный. Мама была дома и, как всегда, занята. Сын пытался рассказать что-то важное, но мама не поддержала разговор, и реакция была одна: «Видишь, я занята, переодевайся и вымой руки». - «Ничего больше не расскажу тебе», - сказал мальчик и обиженным ушел в другую комнату.
Почему мальчик обиделся на маму?
Какова должна была быть реакция мамы на рассказ о жизни его класса?
Как вы поступили бы в аналогичной ситуации?
2. «-Дочь, мой руки и садись обедать,- говорит отец, обращаясь к дочери, которая лежит на диване с книгой Дочь не отвечает. Через минуту отец повторяет:
- Верочка, ты слышишь? Обедать пора.
- А? Что? - очнувшись, спрашивает дочь.
- Обедать пора, - терпеливо повторяет отец.
- Хорошо, сейчас, - не отрываясь от книги, бросает дочь.
- Вера, а кому я сказал? Снова напоминает отец.
- Ну что ты хочешь от меня? Ну сейчас, я ведь сказала! - раздраженно отвечает дочь.
- Суп ведь стынет... Садись.
Молчание. Дочь снова углубилась в чтение.
- Вера, сколько раз я буду повторять тебе?
После нескольких препирательств Вера, наконец, садится за стол.
Можно ли считать, что отец уважает себя и вправе требовать уважение к себе от дочери?
Какой стиль внутрисемейных отношений царит в семье?
Привести варианты более разумного поведения отца.
3. В прошлом году мой сын (15 лет) в первый раз попросил разрешения пойти отмечать Новый год в компанию. Я знала, что кроме друзей сына, там будут и незнакомые ребята. Некоторым мальчикам родители категорически запретили идти на эту вечеринку. Я этого делать не стала. Могла бы попросить сына не ходить, но и этого делать не стала.
Правильно ли поступила мать?
Не слишком ли рискован ее поступок?
Что вы скажете о других родителях, которые категорически запретили мальчикам идти на эту вечеринку?
Уважаемые родители, спасибо вам за участие в обсуждении ситуаций. Такие формы и методы психолого-педагогического просвещения родителей способствуют более активному участию родителей в воспитании детей и формированию у них осознанного критического отношения к своей воспитательной деятельности, повышению уровня педагогической компетенции.
И завершить нашу встречу я хотела бы словами знаменитого советского педагога А.С.Макаренко: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость…»