Интегрированный урок по всеобщей истории и истории России в 11 классе Оттепель


Интегрированный урок по всеобщей истории и истории России в 11 классе.

Тема урока: Оттепель.
«Самая большая ошибка – считать, что ты никогда не ошибаешься».
Т. Карлитль.
Цели: обобщить изученный материал; создать исторический портрет Н.С.Хрущева.
Задачи: воспитание у обучающихся уважения к историческому прошлому, научить ценить заслуги ушедших поколений, учиться не повторять их ошибок.
Умения и навыки: уметь систематизировать и анализировать исторический материал, демонстрировать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: Доска ( оформлена в виде газеты с заголовками того времени), портреты Н.С Хрущева на разных этапах его деятельности, компьютер и мультимедийный проектор.
Тип урока: обобщающий.

Ход урока.
1.Актуализация опорных знаний.
Личность в истории, как мы не раз убеждались, играет огромную роль. Потомки дают их деяниям свою оценку и не всегда сходятся во мнениях. С именем Н.С. Хрущева связан целый период в советской истории, который историки назвали «Оттепель». Используя информацию, полученную на уроках, из воспоминаний ваших бабушек и дедушек и других источников вы попытаетесь создать исторический портрет человека, с именем которого связаны важнейшие события отечественной и мировой истории.
2. Мотивация учебной деятельности.
Предлагаю на данном уроке выступить в роли депутатов н-ского сельского совета, в который поступило заявление от граждан с пожеланием открыть памятник Н.С.Хрущеву. Представьте, что вы находитесь на заседании исполнительного комитета, и необходимо принять решение предоставить такую возможность или отказать. Свое решение нужно аргументировать в ходе дискуссии.

3.Систематизация и обобщение знаний.
Итак, давайте вспомним изученную тему «Оттепель» и попытаемся создать исторический портрет Н.С.Хрущева как политика и просто человека советской эпохи накануне подъема, на вершине власти и ухода из большой политики.
Повторение и обсуждение материала будет проходить по следующим пунктам:
Общественно-политическая жизнь страны;
Внешнеполитическая деятельность Н.С.Хрущева;
Экономические реформы;
Социальная и культурная сферы деятельности Н.С.Хрущева.
Беседа с учащимися по первому пункту.
-Каким был Хрущев при жизни Сталина?
До 1949 года он исполнял обязанности 1-го секретаря ЦК КПУ. Проявил особое рвение в таких мероприятиях партии как коллективизация в Западной Украине, в борьбе с украинским буржуазным национализмом (преследование Довженко, Яновского, Малышка). Руководил кампанией борьбы с космополитами, ликвидацией УГКЦ. Отчаянно боролся с врагами народа.
« Враги у нас еще не передохли и не передохнут, пока существует капиталистическое окружение. Это надо помнить. Мы на Украине здорово почистили врагов. Некоторые еще остались. Они чувствуют себя одиноко, боятся голову поднять, но они есть. Поэтому смотреть надо в оба».
(Энциклопедия для детей. История России).
-Какие черты характера Хрущева проявились на данном этапе его жизни?
Абсолютная преданность Сталину, покорность вождю, во всем угодить, угадать желание вождя. Верный слуга Сталина и делу партии.
-Какую цель ставил перед собой Хрущев?
Находясь в первом эшелоне власти, сохранить свою жизнь и своих близких. Результатом такой деятельности в Украине, стало полное доверие Сталина. Хрущев становится приближенным вождя.
- В марте 1953 года умер Сталин. Какой была реакция Хрущева на смерть вождя?
Искренне плакал , как и многие простые люди. В стране началась борьба за власть. В 1953-1957 годах Хрущев одержал победу над «старой гвардией» - Берией, Маленковым, Молотовым, Кагановичем, Ворошиловым.
- Хрущев пришел к власти случайно или нет?
Первая точка зрения: случайно ,т. к. «старая гвардия» не смогла объединиться. Недооценила его в 1953 году ( считали шутом гороховым).
Вторая точка зрения: не случайно, т. к. народ надеялся на облегчение, нуждался в новом лидере и он скорее чувствовал потребности, хотя не всегда понимал.
- Согласны ли вы, что 1956 г. был взлетом его карьеры?
В 1956 году состоялся ХХ съезд партии, первый после смерти Сталина. И на нем он зачитал доклад «о культе личности и его последствиях». Рассказал о злодеяниях, совершенных по отношению к конкретным политическим деятелям.
-Какие черты характера проявились в данный период, что стало мотивом его поступка?
Хрущев был решительным и смелым. Им двигало желание освободиться от страха самому и освободить от него людей. После ХХ съезда началась массовая реабилитация. Однако как и все его инициативы она носила ограниченный характер.
-Почему?
Оправданы были не все. Правду говорили, но не всю. Сказать всю правду означало признать себя соучастником сталинских злодеяний.
Беседа с учащимися по второму пункту.
Здесь нужно сказать, что всю жизнь Хрущев был верным идее построения социализма и его победе в мире. И именно это привело к такому явлению в мире как холодная война.
Главное противостояние было между СССР и США. ( Видеофрагмент №1)
-Берлинская проблема. К чему она привела?
Противостояние привело к возведению стены между западным и восточным Берлином, к ухудшению отношений между странами социалистического лагеря и капиталистического.
Никита Сергеевич искал пути «посрамления» Америки. Было решено сделать прорыв в космосе.
-Удалось ли сделать этот прорыв? (Видеофрагмент №2)
12 апреля 1951 года был совершен первый в истории полет человека в космос. И это был гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Это был успех СССР на международной арене и успех Н. С. Хрущева как руководителя страны.
-В 1962г. обострились отношения между СССР и США. В чем заключалась суть конфликта?
События вошли в историю как «Карибский кризис».
-Чем руководствовался Хрущев, отдавая приказ о размещении на Кубе ядерных ракет?
Было большое стремление повлиять на дисбаланс в мире и желание «не потерять» Кубу.
Отношения были налажены, но конфликта могло и не быть, если бы…(поиск учащимися аргументов , домашнее задание).
- Как вы понимаете выражение «ботиночная дипломатия»?
«За кажущейся несдержанностью проглядывал тонкий, а иногда лукавый расчет. Действительно как не странно, американцев даже тронули «человеческая простота и душевность» поведения Н.С.Хрущева». ( Энциклопедия для детей. История России).
Поведем итог этому блоку.
-Как вы оцениваете внешнеполитическую деятельность Н.С.Хрущева?
Несмотря на продолжавшееся противостояние, Хрущеву удалось приоткрыть «железный занавес». В мире он был признан человеком года.
Беседа по третьему пункту.
В 1961г. на ХХll съезде партии Хрущев грубовато заявил, обращаясь к западным политикам:
« Обождите , мы вам еще покажем кузькину мать и в производстве сельскохозяйственной продукции».
-Каковы были результаты его самых известных инициатив в с/х?
Вспомним три из них: « Целина», « Догнать и перегнать Америку по производству молока,мяса, масла», «кукурузная эпопея».
Напомню, что в 1953 г. в с/х произошли положительные сдвиги . Маленков, будучи главой правительства , увеличил размеры приусадебных участков, сократил налоги. В народе стали говорить «пришел Маленков, поели блинков», Маленков якобы «племянник Ленина». Дальнейшее увеличение производства придавало энтузиазма.
-В каком году началось освоение целины? Кратко осветите суть этой инициативы? Для чего Хрущеву нужна была целина?
В 1954 г. началось освоение целинных земель. Планировалось таким образом разрешить продовольственную проблему , развивать запущенные районы, дать сельскому хозяйству новые импульсы для развития ,способствовать подъему пищевой и легкой промышленности. Целина должна была укрепить авторитет партии, придать энтузиазма народу. Никита Сергеевич повысил бы свою популярность и получил общенародное признание. В результате в народе появилась еще одна шутка « Хрущев посеял на целине, а собрал в Канаде».
«Догнать и перегнать Америку» за 3-4 года- это еще один фантастический проект Н.С.Хрущева.
-Осветите суть этого мероприятия? Что вы знаете о «рязанском почине»?
Идея построения светлого будущего вдохновляла людей на ударный труд . Эта вера в то, что они делают способствовала появлению самых разных народных инициатив. Одна женщина назвала новорожденных сыновей Догнат и Перегнат.
Следующая инициатива- выращивание повсеместно кукурузы. Ваши бабушки хорошо помнят те времена, когда даже в хлеб стали примешивать кукурузу.

-Осветите это мероприятие Н.С.Хрущева. Каков итог реформирования сельского хозяйства?
Несмотря на энтузиазм и желание ускорить приближение светлого будущего, инициативы Хрущева в с/х закончились провалом.
Беседа по четвертому пункту.
-Какие перемены произошли в жизни советских людей?
Постепенно происходили улучшения в повседневной жизни людей. Неимоверными усилиями народ восстановил города и села после тяжелых военных лет, жизнь потекла по мирному руслу. В социальной сфере предстояло решение многих проблем. С именем Хрущева связано решение жилищной проблемы, с 1 июля 1964 года вводятся пенсии, колхозникам отменяют трудодни и переводят на заработную плату , выдают паспорта.
-Охарактеризуйте развитие культуры в период «Оттепели»?
С началом «Оттепели» деятели культуры ощутили некую творческую свободу. В литературе и искусстве появляются новые направления, которые противоречат установленным советской идеологией рамкам. Н С. Хрущев становится главным критиком в области культуры.
-Приведите известные вам случаи встреч Хрущева с творческой интеллигенцией.
В 1964 Н.С.Хрущева сняли с должности и отправили на пенсию.
Какие черты характера во многом способствовали падению его карьеры?
Это- прежде всего, нежелание считаться с мнением других, субъективизм в принятии решений государственного значения, желание сделать государство могучим, а народ счастливым, постоянное желание осчастливливать людей новыми реформами, нежелание сдерживать себя, нежелание смотреть правде в глаза, отсутствие четкой научнообоснованной программы действий, абсолютная уверенность в правильности избранного пути, нормальное отношение к созданию собственного культа.
«То, что мои товарищи, правы они или нет, смогли потребовать моей отставки- отставки Первого секретаря и председателя Совмина- главное достижение моей деятельности. Разве могли мы себе представить что-либо подобное во времена Сталина? Да от нас бы и мокрого места не осталось. И если бы я ничего больше не сделал, то ради одного этого стоило жить» (из воспоминаний Н.С.Хрущева).
Итогом нашего урока станет обсуждение поставленной в начале урока перед вами задачи. Свое решение нужно аргументировать. Проходит подсчет голосов и принимается решение.
Но пока этого памятника нет, предлагаю посмотреть на фото памятника, установленного на могиле Н.С.Хрущева на Новодевичьем кладбище. Его автор скульптор-модернист Эрнст Неизвестный для его создания выбрал мрамор черного и белого цветов, что символизирует противоречивость личности Н.С.Хрущева.