Проектная работа ученицыСкорость чтения как важный фактор успеваемости




Проектная работа
«Скорость чтения как важный фактор успеваемости»
Выполнила: Моисеева Ангелина,
ученица МАОУ «СОШ№7», 1 класс АНаучный руководитель: Баязитова О.А.,
учитель начальных классов
г.Альметьевск
2014г.
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………………….3-4
1.Что я узнала из информационных источников…………………….………5-6
1.1.Основные критерии определения уровня развития техники чтения…....5
1.2.Причины замедленного чтения у детей……………………………..….…6
2.Развивающие занятия и упражнения.……………………………………....7-9
2.1.Занятия в домашних условиях…………………………………………..…7
2.2.Занятия с учителем……………………………………………………....…9
3.Заключение…………………………………………………………….…….10
4.Список используемой литературы……………………………………...….11
5.Приложение…………………………………………………………….....…12
Введение
«Чтение – вот лучшее учение!»
А.С.Пушкин
Актуальность: при посещении подготовительных курсов подготовки к школе, я уяснила для себя, что в школе лучше обучаются дети, которые уже приходят читающие. Я стала интересоваться об этом у воспитателей в детском саду, и они мне рассказали, что скорость чтения - важнейший фактор успеваемости, а быстро обычно читают те ученики, которые читают много. Выяснила, что при чтении 120-150 слов в минуту достигается наилучшее усвоение материала школьником. В школе ребенку, у которого низкая скорость чтения будет тяжелее усваивать новый материал. За то время, которое он будет тратить на чтение условий задачи или упражнения, быстро читающий ребенок успеет все переписать в тетрадь и приступить к выполнению задания. Чтение способно расширить словарный запас. Ребёнок, который дружит с книгой – мастер рассказывать увлекательные истории, знает неожиданные вещи, с ним интересно другим. Я хочу учиться в школе на «отлично», быть хорошим собеседником, иметь много друзей, значит, мне важно научиться, не просто читать, а читать без ошибок, быстро, осознанно.
Цель: узнать, как можно научиться быстро и правильно читать.
Гипотеза – предположим, что регулярные занятия по обучению чтению помогут ребенку читать без ошибок, сознательно и выразительно.
Задачи:
Подбор и изучение литературы по данной теме.
Развивающие занятия, упражнения с мамой и учителем.
Фиксирование результатов.
Подведение итогов.
Создать памятку для обучения техники чтения.
1.Что я узнала из информационных источников.
1.1.Основные критерии определения уровня развития техники чтения.
Нас с мамой стал волновать вопрос развития техники чтения. Мы стали искать различные методики в интернете, а потом решили проконсультироваться у учителя в школе. Она рассказала нам, что в начальных классах школы технике чтения уделяется много внимания. Основные критерии определения уровня ее развития следующие:
Способ чтения:
слог, слог и слово, слово.
Понимание прочитанного материала, которое оценивается:
соответствием интонации, знаками препинания;
умением просто ответить на вопрос, о чем только что прочитал;
выразительность чтения, которую определяет соблюдение логического ударения, пауз, интонации.
Со слов своего учителя мы выяснили, что в конце каждого полугодия с 1-го по 4-й класс проводится проверка уровня техники чтения, во время которой учащийся в течение одной минуты читает определенный материал – слова, предложения, тексты, и отвечает на вопросы. Показатели нормы следующие:
к концу 1-го класса ребенок должен прочитать от 30 слов в минуту;
к концу 2-го класса от 50 слов в минуту;
к концу 3-го класса от 70 слов в минуту;
к концу 4-го класса от 100 слов в минуту.
1.2.Причины замедленного чтения у детей.
Также из беседы с учителем, из информационных источников мы узнали о причинах замедленного чтения у детей. Среди них: низкий уровень памяти и внимания, маленький словарный запас, не развитый артикуляционный аппарат, а также произведения, подобранные не по возрасту. Множество деток, сами того не замечая, перечитывают слово дважды, автоматически, как бы для полной уверенности в правильности чтения, что тоже является причиной замедленного чтения. Значит, чтобы скорость чтения увеличивалась, надо устранить эти причины.
В результате упражнений и игр мама научила меня выделять звуки в словах, с помощью картинной азбуки и кубиков познакомила с алфавитным обозначением звуков, научила слиянию слогов в слова. И вот я готова перейти к следующему этапу: наращивать скорость чтения. Но как это сделать?
2. Развивающие занятия и упражнения.
2.1. Занятия в домашних условиях.
Проблема обозначилась, и мы с мамой стали искать выход из неё. Перечитали литературу, посмотрели в интернете, пообщались с учителем в школе и выбрали для себя упражнения и задания.
Срок занятий: с 10.03.2014г. – 10.10. 2014г.
Занятия с мамой были не только полезными, но и интересными: я читала, рисовала, через каждые 10 минут прерывались на физкультурные разминки.
Мама предлагала мне небольшой текст, засекала время, я читала его. Потом вместе считали прочитанные слова; возвращались к нему обратно дважды. Количество прочитанных слов после каждого прочтения увеличивалось.
Ещё одно упражнение: мама предлагала мне новый текст, я читала его максимально быстро и отвечала на вопросы мамы. Если мне не удавалось выделить в тексте главное, повторяли работу ещё раз.
Очень интересное задание: слова разбиты на две части. Мне нужно было сложить все «половинки» и составить слова. Поначалу было трудновато, потом я втянулась, и это занятие меня увлекло!
А для развития словесной памяти мама предложила мне игру: в тексте я находила заданное слово. С каждым новым упражнением получалось всё быстрее находить нужное слово!
Ещё одно упражнение: я читаю текст, мама даёт команду «Стоп!» Несколько секунд я сидела с закрытыми глазами. После команды «Начала!» искала то место, где остановила чтение и продолжала читать.
Начиная с марта месяца, я регулярно занималась. Результаты стали видны сразу в течение первого месяца занятий:
Период занятий Количество слов в минуту
Начало Конец 10.03.14 09.04.14 6
10.04.14 09.05.14 11
10.05.14 09.06.14 16
10.06.14 09.07.14 22
10.07.14 09.08.14 27
10.08.14 09.09.14 32
10.09.14 09.10.14 35


2.2. Занятия с учителем.
Поступив учиться в школу, я стала заниматься ещё и со своей учительницей. Чтение чистоговорок, скороговорок – увлекательное занятие для улучшения дикции! Я их читала разным темпом, с разной громкостью голоса и даже с разной интонацией! Учительница просила меня не проглатывать слова, чётко их проговаривать. Я старалась!
Я также читала параллельно с учителем: она громко, а я вместе с ней чуть тише, стараясь не отставать от неё.
После чтения текста учительница задавала мне вопросы, проводила со мной беседу - выясняла, как и что я поняла. Тем самым приучала меня к внимательному, вдумчивому чтению, что я думаю, станет для меня привычкой!
3.Заключение.
По результатам моих занятий я выяснила:
Развивающие занятия требуют ежедневности и последовательности;
Скорость моего чтения увеличилась в разы;
Я научилась выделять главное в тексте, понимать смысл прочитанного;
Почти всегда правильно ставлю ударения в словах;
Улучшила дикцию, устранила нечёткое произношение;
Научилась менять интонацию при чтении по ролям;
Обращаю внимание на знаки препинания и выразительность предложения.
В ходе анализа информационных источников и регулярных занятий по данной методике моя гипотеза подтвердилась: возрастает не только техника чтения, но и понимание прочитанного материала. Эти занятия пробудили во мне интерес к самостоятельному чтению, узнаванию через книги что-то новое.
Мама часто хвалила меня, если были видны улучшения, подбадривала, если что-то шло не так. Из бесед с мамой и учителем, я поняла, что умение читать бегло - это не самоцель, это жизненная необходимость. Без этого будет очень трудно учиться дальше и достигать каких-то успехов, как учебе, так и в общении. А также я не хочу останавливаться на достигнутом, беру для себя обязательство: к концу 4 класса читать не менее 120 слов в минуту!
4.Список используемой литературы:
1. Козырева Л.М. «Читаем сами, тренируем технику чтения». ООО Издательство Астрель, 2002г.
2. Куликовская Т.А. «40 новых скороговорок». М.: «Издательство Гном и Д», 2005г.
3. Куликовская Т.А. «Чистоговорки и скороговорки ». М.: «Издательство Гном и Д», 2006г.
4. Макерова О. «Развитие техники чтения у школьников».
5. Мисаренко Г.Г., Войченко Н.Г. «Учимся читать». Оникс, 2008г.
6. Мисаренко Г.Г. «Дидактическое пособие для развития техники чтения»
7. Сирс У., Сирс М. «Ваш малыш».
8. Узорова О., Нефедова Г. «Быстрое обучение чтению». ООО Издательство Астрель, 2002 г.
Интернет – источники:
http://active-mama.com5. Приложение
Выбранная методика:
Читаем на время
Выбираем небольшой текст, который подходит по возрасту ребенку, засекаем время, а потом считаем прочитанные слова. Начинаем с минуты. После того, как ребенок прочитал текст, возвращаемся к нему обратно. Читаем его по второму кругу. Засекаем время. По идее с каждым разом скорость чтения должна увеличиться. Ребенок видит свои успехи. Это будет давать стимулирующий эффект!
Выделяем самое главное
Чтобы чтение было не только быстрым, но и плодотворным, попросим ребенка максимально быстро прочитать предложенный текст, а потом задаем ему несколько вопросов по прочитанному материалу. Ребенок должен выделить для себя в тексте основные вещи и уверенно отвечать на все вопросы. Если желаемого результата нет, повторяем все еще один раз.
Разделяем слова
Чтобы сделать это упражнение с ребенком, нужно подготовиться заранее. Выбираем десять-пятнадцать слов и разбиваем их на две части. Вырезаем карточки и пишем одну половину слова на одной карточке, а другая – на другой. Ребенок должен самостоятельно сложить все «половинки» и составить слова.
Занимаемся ролевым чтением
Вспоминаем вместе его любимых мультипликационных персонажей. Пусть он на время превратиться в своего любимого мультипликационного героя и читает текст с его интонацией. Затем можно предложить прочитать текст с интонацией зайки – это будет тихо и спокойно и воспроизвести текст «голосом» волка – он будет быстрым, отрывистым и грубым.
Наращиваем слова
Возьмем корневое слово, а потом в столбик наращивайте его. Пусть ребенок сам прописывает все слова на листке бумаги. К примеру, возьмем слово «кот». После первого «наращивания» это слово трансформируется в котика, а потом в котеночка. Таких слов можно придумать много.
Вносим разнообразие
Разбиваем текст на три небольших абзаца. Просим ребенка быстро прочитать текст, но при этом каждый абзац нужно читать по-разному. Пусть первый абзац ребенок прочитает громко, второй – тихо, а третий – шепотом. Через некоторое время можно добавить еще один абзац и дать задание ребенку прочитать его про себя. После прочтения всего текста нужно, чтобы он пересказал прочитанный материал.
Играем с ударениями
Это методика рассчитана на то, чтобы ребенок быстрее понимал текст и правильно ставил ударения. Выбираем одно слово. Пусть ребенок по очереди ставит ударение на каждый слог. Спрашиваем у ребенка, ударение на какой слог было наиболее комфортным для него? Если малыш допустил ошибку, сразу же исправляем его.
Ищем заданное слово
Выбираем небольшой текст, который подходит по возрасту ребенку и предлагаем немного посоревноваться. Говорим одно слово из текста. Кто быстрее его отыщет, тот и побеждает. Не забываем, что иногда с детьми нужно заниматься в игровой форме - это способствует хорошему восприятию материала. Благодаря этой игре, у ребенка сформируется способность быстро находить целое слово в тексте. К тому же это будет способствовать развитию словесной памяти.
Вовлекаем ребенка в процесс чтения
Выбираем произведение, допустим, это будет сказка. Начинаем ему читать ее, останавливаемся на самом интересном моменте, говорим, что немного подустали. Просим ребенка прочитать продолжение. Двух абзацев будет вполне достаточно. После того, как он прочитал текст, обязательно интересуемся, о чем шла речь и, какие слова чаще всего употреблялись в тексте. Развиваем память своего ребенка.

Занимаемся артикуляционной гимнастикой
Находим десять-пятнадцать скороговорок и начинаем читать их вместе с ребенком. Пусть он всегда меняет темп, громкость голоса и т.д. Следим за тем, чтобы он не проглатывал слова и четко проговаривал их.
Берем на вооружение смысловую догадку
Когда ребенок читает текст, он боковым зрением видит очертание следующего слова. Если у него хорошо развито поле зрения, он сможет догадаться, каким будет следующее слово. Также без труда сможет воспроизвести его, если будет хорошо улавливать смысл. Чтобы развить у ребенка антиципацию (смысловую догадку), пишем на листке бумаги несколько слов с пропущенными слогами или буквами, пусть он заполнит все пробелы.
Тренируем внимание
Приготовим для ребенка небольшой текст. Пусть он начнет читать его. Затем резко даём ему команду «Cтоп!». В этот момент он должен оторваться от книги, закрыть глаза на несколько секунд, отдохнуть… А по команде «Начинай!» ребенок должен быстро найти в тексте то место, на котором он остановился и продолжить чтение.
Осваиваем параллельное чтение.
Для этого нужно приготовить два одинаковых текста. Вы будете читать текст вслух, а ребенок будет вслед за вами, водить пальцем по строчкам. Постепенно наращивайте скорость чтения, но следите обязательно, чтобы ребенок успевал за Вами. Читайте некоторые фрагменты медленно, а некоторые быстро, к примеру, выделяя, таким образом, диалоги. Поинтересуйтесь, заметил ли ребенок смену скорости?