ЛФК — как важный фактор укрепления здоровья детей дошкольного возраста

ЛФК - как важный фактор укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Одной из важнейших стратегических задач государства является сохранение и укрепление здоровья населения, и в первую очередь здоровья детей. (Л.И. Пономарева с соавт. 2009 г.)
Состояние здоровья детей дошкольного возраста.
Дети являются наиболее чувствительным контингентом, быстро реагирующим на любые изменения окружающей среды и социальных факторов. Исследования последних лет свидетельствуют о значительном ухудшении состояния здоровья детей. (Р.С. Расманов, 1999 г., Н.А.Волобуева 2004 г.).
О.А. Гуро с соавт. (2004 г.) одной из причин ухудшения показателей физического развития и функциональных возможностей, уровня здоровья детей считают необеспеченность биологической потребности движения. (Л.И. Пономарева с соавт. 2009 г.) .
Ограничение детей в движении пагубно сказывается на формирующихся физиологических системах организма. Как показали многочисленные медицинские наблюдения, менее других подвержены болезням и лучше физически развиты неугомонные, шустрые и шумные дети. (А.И. Козлов, 1988 г.). Так по мнению Бобровой Г.А. (2007 г.), активное движение не только оздоравливает организм, но и создает ощущения уверенности в своих силах. Движение это не только здоровье, но и источник радости, помогающий создавать дополнительный резерв двигательной активности. (Л.И. Пономарева с соавт. 2009 г. с 97 ).
Оздоровительный режим.
Рациональный оздоровительный режим является основным психологическим психопрофилактическим средством в дошкольном учреждении. Дошкольное детство – это период наиболее интенсивного психического развития. Проявление чувств дошкольника самые непосредственные; если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой.
Эти факторы могут способствовать возникновению и развитию у детей дистрессовых невротических состояний. ( Л.И. Пономарева 2009 г. с 36-37).
Правильный режим жизни ребенка помогает вырабатывать у него самые различные полезные привычки: укрепляет волю, развивает целеустремленность, организованность. Анализ практики работы детского сада показывает ,что в последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на формировании всех систем организма, и несомненно, понижает защитные силы ребенка.
При все многообразии средств физкультуры в общем режиме дня постоянное время и место отводятся для утренней и лечебной гимнастик, прогулок, игр, трудовых процессов, закаливающих мероприятий. Оптимальный общий режим дошкольного учреждения имеет первостепенное значение и является сам по себе воспитывающим, оздоравливающим фактором, правильно сочетающим основные компоненты здорового начала – покой и движение. Злоупотребление режимом покоя, как и необоснованная перегрузка детей движениями, может привести к отрицательному результату.
В настоящее время в различных образовательных учреждениях наблюдается определенный рост интереса к методам интенсивного физического развития детей (В.К. Бальсевич, 1990- 2003 гг., В.Б. Войнов с соавт. 2004 г., Ф.Г. Бурякин с соавт. , 2005 г. и др.)
Отдельного внимания заслуживает рассмотрения использования различных методов повышения адаптационных возможностей организма. Наряду с устоявшимися формами, такие как: гимнастика, закаливающие процедуры, физкультурные занятия. В программу физического воспитания детей в дошкольном общеобразовательном учреждении включаются различные компоненты лечебной физкультуры: самомассаж, дыхательная гимнастика, посещение бассейна, фитотерапия, в физические занятия все чаще включаются упражнения на релаксацию и т.д.
Лечебная физическая культура, которая в последнее время начала использоваться в дошкольном учреждении является относительно новой формой реабилитацией ослабленных детей. Она дает возможность оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка, осуществлять своевременную коррекцию.
В медицине – это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения реабилитации и поддерживающей терапии.
Лечебная физкультура – это система применения самых разнообразных средств физических упражнений (ходьба пешком, на лыжах, бег, прыжки, плавание, утренняя гимнастика, игры и т.д.) – т.е. мышечных движений, являющихся стимулятором жизненных функций человека.
Показания к лечебной физической культуре весьма обширны, причем и в профилактике, и в лечении, и в реабилитации, она действует и прямо, и опосредованно, одновременно оказывая положительное воздействие на многие системы и функции организма. Действует лечебная физкультура и на органы дыхания, сердечно- сосудистую систему, зрение. Физические упражнения способствуют более совершенному психо – физическому развитию здоровых детей.
Метод лечебной физической культуры имеет ряд особенностей и признаков, которые существенно отличаются от всех других лечебных методов.
Во-первых, это метод физиологичный и естественный, так как он основан на применении биологического фактора – движения.
Во-вторых, он отличается тем, что больной сам активно участвует в своем лечении. В процессе тренировки, с одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, а с другой – развиваются различные физические качества( сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость).
В-третьих, это универсальный метод. Нет ни одного человеческого органа, который не реагировал бы на движение.
В-четвёртых, лечебная физическая культура при правильной дозировке и рациональной методике не оказывает никаких отрицательных побочных влияний.
И, наконец, в-пятых, это метод, который можно применять длительно и который переходит из лечебного в профилактический и общеоздоровительный.(Л.Н. Рудак, 2004 г.)
Изучая тенденции современного дошкольного воспитания, а так же медицинскую и отчетную документацию своего дошкольного учреждения в своей работе по самообразованию в 2009- 2014 гг. упор сделала на лечебную физкультуру т.е. внедрение всевозможных лечебно- профилактических упражнения в процесс физического воспитания.
Причины, определивших внедрение лечебной физкультуры несколько:
Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста.
Ухудшение экологии.
Занятость родителей.
Не всегда удобный режим работы кабинета лечебной физической культуры.
Удаленность кабинета лечебной физической культуры от места проживания детей.
В нашем дошкольном учреждении есть необходимые условия для проведения занятий лечебной физической культуры это – режим дня, квалифицированные педагоги и соответствующая материально- техническая база ( зал, спортивный инвентарь).
Все эти условия необходимы для своевременной профилактики и предупреждению заболеваний. При этом известно, что именно своевременность воздействия различных средств и методов лечебной физкультуры является наиболее значимым фактором и внедрение в практику.
Так при анализе медицинских карт в МКДОУ «Детский сад № 14 «Звёздочка» были выявлены следующие показатели:
Анализ заболеваемости в МКДОУ «Детский сад № 14 «Звёздочка»
Показатели
2009
2010
2011
2012
2013

Всего детей
115
114
114
124
132

Распределение детей на группы здоровья
I
II
III
I
II
III
I
II
III
I
II
III
I
II
III


5
80
16
8
41
7
14
86
15
15
91
23
11
102
21

Количество детей стоящих на «Д» учёте
7
6
4
23
10

Заболеваемость на 1 ребёнка, д/дн
13
11
10
9
11

Простудная заболеваемость (всего дней)
174
165
153
135
154

Инфекционная заболеваемость (количество случаев)
31
11
11
1
15


2009-2010 гг.
1. Степень охвата оздоровление
96:114*100=84.2%
2. Показатель эффективности оздоровления
36:96*100=35.5%
2010-2011 гг.
1. Степень охвата оздоровление
100:114*100=87.7%
2. Показатель эффективности оздоровления
42:114*100=36.8%
2011-2012 гг.
1. Степень охвата оздоровление
106:121*100=87.6%
2. Показатель эффективности оздоровления
43:121*100=36%
2012-2013 гг.
1. Степень охвата оздоровление
103 :130*100=79.2%
2. Показатель эффективности оздоровления
52:130*100=40%
По результатам анализа диагностических данных была поставлена цель:
Совершенствование системы учебно-воспитательного процесса по профилактики часто встречающихся заболеваний и пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
1.Развитие форм и функций организма ребенка, направленное на всестороннее совершенствование физических способностей.
2. Усвоение новых навыков, умений и понятий в области физической культуры и здорового образа жизни.
3. Формирование морально- волевых качеств, правильной оценки своих достижений, воспитание коллективных чувств.
В течении 2009-2014 г.системно и постепенно вводилась специальные профилактические упражнения ( гимнастические, спортивно-прикладные, игровые). В режим дня старшей и подготовительной группа были включены дополнительные оздоровительные мероприятия посещение бассейна (один раз в неделю), посещение спортивных учреждений города «Дворец спорта «Ермак» ( один раз в месяц), ежегодная организация туристических походов в городской бор, и др. (приложение 1). Вся оздоровительная работа была построена на совместной деятельности всех специалистов детского сада.

Диагностика уровня развития детей МКДОУ д/с № 14 «Звёздочка».
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Дети с большой двигательной активностью значительно лучше развиты. Подсчет числа двигательной активности у детей воспитывающихся в детских коллективах ,может быть критерием для оценки режима их жизни ,а также является перспективным методом изучения состояния и развитие детей.
Детский сад работает по программе «Детство» РГПУ имени Герцена. Анализируя результаты диагностики можно отметить, что с 2009-2013г. определенные показатели были достигнуты и в разделе физического воспитания.
Диагностика овладения основами двигательной культуры
2009-2010 учебный год

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диагностика овладения основами двигательной культуры
2010-2011 учебный год

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диагностика овладения основами двигательной культуры
2011-2012 учебный год

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Диагностика овладения основами двигательной культуры
2012-2013 учебный год

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Результативность работы по сохранению и повышению уровня здоровья воспитанников МКДОУ

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

В течении трех лет проводилась диагностика овладения основами двигательной культуры по диаграммам можно увидеть прогресс
двигательной активности детей. Начала прослеживаться динамика темпов роста физических качеств ребят. У детей появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, подвижным играм, профилактическим и оздоровительным мероприятиям. Все комплексы коррекционных упражнений составлены так, что их могут использовать не только специалисты детских учреждениях но и родители в домашних условиях. В целях улучшения физической подготовленности детей дошкольного возраста , укрепления их здоровья. Одновременно, согласно разработанной схеме по оздоровлению детей проводилась работа с родителями. Для них проводились родительские собрания, в течении года проводились индивидуальные консультации, разрабатывались буклеты («как сделать правильный выбор?», «профилактика нарушения осанки») был разработан цикл материалов, «памятка для родителей»:
«программа здоровья для всей семьи»
«Правила здорового образа жизни»
«укрепление физического здоровья семьи и детей»(приложение 2)
В каждой группе есть уголок здоровья, где выставляются материалы – советы для родителей.
«Большое внимания осанке»
«Профилактика сколиоза»
«Нарушения строения ног»
«Профилактика плоскостопия» (Приложение 3 )
Так же ведется «Тетрадь взаимодействия» воспитателей, родителей и инструктора по ФИЗО. В этой тетради дается задания на закрепления выученных упражнений, а так же еженедельный курс утренней гимнастики.
Стараемся привлекать родителей в участие спортивных мероприятиях, праздниках и развлечений. Организуем совместные туристические походы, экскурсии в спортивные учреждения «УСК «Олимп», «Дворец спорта Ермак». Где с родителями и детьми проводятся беседы о спорте, физкультурных занятиях с элементами различных видов спорта (бокс, тяжелая атлетика, теннис, аэробика, борьба и т.д.). Ведь родителям необходимо знать, с какого возраста детей принимают в спортивную секцию, какие спортивнее задатки должен иметь ребенок и т.д.
Как показывают исследования В.К. Бальсевича с соавт. (1990-2003 гг.), что увлечение физических нагрузок 5-7 летних детей дошкольных учреждений за счет занятий в спортивной секции способствует активизации темпов их физического развития. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей предполагает использования организованных занятий в спортивных секциях, перехода от преимущественно образовательной и познавательной функции занятий физической культурой к непосредственно тренирующей. Наряду с этим расширяется и двигательный режим дошкольника. (Л.И. Пономарева с соавт.)
Выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.. Лазурецкий, Я.А. Каменский очень хорошо понимали роль эмоций в воспитании здорового ребенка. Для того чтобы психическое здоровье ребенка формировалось нормальными темпами, и он рос здоровым, воспитатель должен поддерживать в нем жизнерадостность и бодрость. Отечественный врач и педагог Е.А. Аркин указывал : «как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему миру – вашего дело воспитания , результат тех примеров и образцов которые ребенок видит и слышит со стороны родителей».
Самое главное в дошкольном воспитании – это любовь, ласка и внимание, которые могут сделать максимально эффективными все оздоровительные мероприятия . (Л.И.Пономарева с соавт).
Таким образом из настоящего опыта работы по внедрению в деятельность детского сада лечебной физической культуры с использованием профилактических и коррекционных упражнений и комплекса оздоровительных процедур способствует гармоничному физическому развитию детей, повышает уровень физической подготовленности дошкольника, увеличивает двигательную активность, поддерживает и укрепляет их здоровье, повышает функциональные возможности дыхательного аппарата, нервной системы, и общую сопротивляемость детского организма к различным заболеваниям.
































Список литературы
1.Методико-педогогическое сопровождение здоровье сбережения в дошкольных образовательных учреждениях; методическое пособие/Л.И.Пономарева, С.В.Романова, Н.Я Прокопьев и др./ Под ред. Л.И.Пономаревой.- Тюмень: Из-во «Шадринский Дом печати», 2009.-321с
2. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Готоберудзе , З.И.Михайлова и др.- СПБ.: ООО «Издательство» , «Детство-Пресс», 2011.-528с
3. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина, и др,/ Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович.-спб.,1991
4. Программное содержание занятий по физической культуре для детей 6-7 лет. Составитель М.А.Рунова.- М., Просвещение 2001.
5. Муллаева Н.Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. Учебно-методическое пособие./Н.Б. Муллаева.- М. Просвещение., 2002.
6. Пензулаева Л.И. физкультурные занятия с детьми 3-4 лет: Пособие для воспитателя детского сада. / Л.И.Пензулаева.- М.Просвещение.,1986. 7.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет: Пособие для воспитателя детского сада ./ Л.И. Пензулаева. – М.: Просвещение, 1986.
8. Пензулаева. Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет : Пособие для воспитателя детского сада. / Л.И. Пензулаева.- М: Просвещение 1986.
9.Яновская М.А. Творческие игры в воспитании дошкольника. / М.А, Яновская // Дошкольное воспитание № 7, 2005. – С. 10-15.
10. Щеткин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н, Щеткин. – М.: Метафора, 2002.-С.3-40.
11.Крылова. И.Н, Береги здоровье смолоду!; устный журнал [для детей 6-12 лет]// ПедСовет.-2004.-№5.-С.8-10.
12.Болонов, Г.П. День здоровья: игровой физкультурно- оздоровительный праздник [для детей 6-10 лет]/ Г.П. Болонов, Н.В. Болонова//Сценарии спортивно-театральных праздников: Игровые упражнения. Физкультминутки. Подвижные игры. Полезные советы.-М.,2003.- кн.2.-С.81-88.
13.Елисеев В.В.Мы- туристы: урок физкультуры [для детей 6-10 лет]
//ПедСовет.-2004.-№5.-С.15.
14.Змановский Ю.Ф.К здоровью без лекарств. /Ю.Ф.Змановский.-М.: Издательство «Советский спорт», 1990С.64:ил.
15.Антистрессовая гимнастика для детей ( оздоровительный игровые комплексы и методические рекомендации).Ч.1./О.И.Артюкова, Т.В.Теличко.- Самара: Издательство «НТЦ», 2003.-12с.
16. Л.Н. Рудак, И.М. Богданова, Л.А. Новосёлова Лечебная физическая культура в домашних условиях: Учебное пособие.- Шадринск, 2004.- 36 с.




Диаграмма 2Root Entry