Конспект урока литературы в 11 классе. Тема Современная русская проза: традиции и новаторство. Рассказ Л. Петрушевской Страна


Традиции и новаторство в современной русской прозе
Конспект урока
Тема урока: Рассказ Л.С. Петрушевской «Страна»: традиции и новаторство
Пояснительная записка.
Уроками по творчеству Людмилы Петрушевской начинается цикл уроков по изучению монографических тем в элективном курсе «Современная русская проза: традиции новаторство» в 11 профильном социально-гуманитарном классе. В обзорных темах курса учащиеся уже познакомились с особенностями современной литературной ситуации.
Данный урок - первый по теме «Творчество Л. Петрушевской». С содержанием рассказа «Страна» учащиеся не знакомы.
Инновационный подход - в содержательном аспекте урока, в в системно-деятельностном подходе к организации урока, в формах организации учебной деятельности, в принципах личностно ориентированного образования, положенных в основу урока.
Использование учителем компьютерной презентации в качестве оборудования урока обучает учащихся подобному виду деятельности, являясь примером ( создание учащимися собственных презентаций к урокам – семинарам – один из приемов использования проектного метода).
Особенность данного урока в том, что он не требует особой специальной домашней подготовки учащихся: вся деятельность по теме урока проходит в классе. Это позволяет подготовить выпускников к работе на ЕГЭ по русскому языку и литературе в блоке C: анализ незнакомого текста и создание собственного на основе прочитанного.
Содержательный аспект урока влияет на формирования целостного представления учащихся о процессах развития литературы, о тех гуманистических принципах классической русской литературы, которые продолжает новая русская проза.
Деятельностный аспект урока формирует ключевые компетенции учащихся, развивая их личностные качества.

Цели урока:
Обучающий аспект целей ( формирование предметных результатов)
- продолжить формирование понятия «Современная литературная ситуация»;
- продолжить формирование понимания традиций и новаторства в современной русской прозе;
- исследовать, как в рассказе Л.Петрушевской новаторскими методами продолжаются лучшие гуманистические традиции русской классической литературы;
- продолжить формирование умения анализировать художественный текст;
- продолжить подготовку выпускников к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
Развитие речевой компетенции
- обогащение и усложнение словарного запаса;
- усложнение смысловой функции речи (новые знаний привносят новые аспекты понимания);
- развитие коммуникативной функции речи ( умения вести диалог, дискуссию, формулировать точку зрения, аргументировать её, умение выступать в качестве оппонента);
Развитие исследовательских умений и навыков:
-умения определять объект исследования, умения выделить основные критерии, признаки, параметры исследования, умения соотносить, сопоставлять, противопоставлять; умение определять сходство и различие; развитие умения обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
Развивающий аспект (формирование личностных результатов) личностно ориентированная технология обучения, положенная в основу урока, позволяет развивать личностные качества учащихся
- развитие самоопределения, ценностной ориентации, мотивации достижения успеха.
Воспитывающий аспект ( формирование ценностной ориентации)
- формирование гуманистического мировоззрения.
Оборудование урока:
- компьютерная презентация « Современная русская проза: традиции и новаторство. Людмила Петрушевская «Страна»», подготовленная учителем (по ходу конспекта урока предлагается нумерация слайдов);
- выставка книг Л.Петрушевской, собранная с помощью учащихся;
- файлы - раздаточный материал для каждого ученика:
- распечатка рассказа «Страна» для исследовательской работы;
- распечатка таблицы для внесения результатов исследования.
Тип урока:
урок-исследование (с точки зрения характера деятельности учителя и учащихся),
урок комплексного применения знаний ( с точки зрения типологии уроков).
Ход урока:
Слайд №1

1. Мотивационный этап урока
Цель этапа: организовать целенаправленную познавательную активность учащихся, создать условия для самостоятельной постановки учащимися целей и задач урока, развитие речевой компетенции

Учитель: постановка проблемного вопроса, организация дискуссии
- Как вы считаете, почему для заставки к сегодняшней презентации я выбрала данный коллаж?
В ходе дискуссии, направляющей на понимание взаимосвязи времени и литературы, продолжении традиций и новаторства, учащиеся высказывают собственные суждения.

Слайд №2

Учитель: постановка проблемного вопроса.
- Перед вами портрет замечательной современной русской писательницы Людмилы Стефановны Петрушевской, с рассказами и сказками которой вы поближе познакомитесь самостоятельно. Мы же сегодня знакомимся с одним небольшим (очень маленьким!) рассказом Людмилы Стефановны. Как вы думаете, с какой целью?
В ходе дискуссии учащиеся приходят к мнению, что по одному произведению иногда можно судить о художественных особенностях творчества автора в целом, и наша задача – проследить эти особенности, проследить традиции классической русской литературы, используемые автором, и те новаторские приемы, которые позволяют судить о её творчестве как о настоящем современном искусстве.
2. Этап усвоения новых знаний в форме эвристической беседы.
Цель: познакомить с основными штрихами творческого портрета Л.Петрушевской, повторить и углубить понятия иронии и гротеска, выявить впечатления от самостоятельно прочитанных произведений, сформулировать проблему урока.
Слово учителя
Людмила Стефановна Петрушевская – писатель, драматург, лауреат всевозможных литературных премий, ныне признанный современный классик русской литературы. Но Петрушевскую долго не печатали. Редкие публикации в толстых журналах неизменно заканчивались скандалом с властью для издателей, хотя имели неизменный успех у читающей публики.
Она не любит интервью, не любит говорить о себе. Статья критика и искусствоведа Л.Панн так и называется «Вместо интервью» - на вопросы о биографии Петрушевская отвечать отказалась: «… Расскажите лучше свою. Я с удовольствием послушаю», - сказала она. Хотя, надо сказать, что в 2003 году вышла книга ее статей, воспоминаний – «как бы дневник», читаем мы в аннотации – «Девятый том» ( учитель демонстрирует названную книгу). Тогда же она рассказала, что сюжеты своих рассказов черпает «где попало, тут же, выходя из дома; в основном, в автобусе». Когда говорят, что «Петрушевская соединила прозу с поэзией», имеют в виду именно ее рассказы, вызывающие «холод восторга», внутреннее содрогание - верный признак подлинности, высокой эстетики произведения.
(Учитель обращается к книжной выставке)
Сегодня Людмила Стефановна – один из самых популярных и печатаемых современных авторов.
Учитель: беседа на первичное впечатление от самостоятельно прочитанных произведений.
- С какими произведениями Петрушевской вы знакомы, и какое впечатление вы получили от ее произведений?
В ходе беседы выясняется, что тем учащимся, которые уже познакомились с некоторыми произведениями Л. Петрушевской, читать было интересно, но сложно: многое непонятно, непривычно, оставляет сильное, но тяжелое впечатление.
Слайд № 3

Учитель: постановка проблемного вопроса.
- Не случайно прозу Л. Петрушевской называют «другая проза»: многое вызывает удивление.
Почему эпиграфом к разговору о творчестве Петрушевской я взяла это высказывание Федора Сологуба: « Это ничего, что один поймет так, а другой поймет иначе. В этом сила и смысл искусства»?
В ходе беседы учащиеся приходят к выводу: Федор Сологуб – один из представителей модернистов Серебряного века, старших символистов – декадентов, а современная литературная ситуация неслучайно называется постмодернизмом – это продолжение эстетических традиций модернистов в условиях новой эпохи. Задача литературы всегда была не отвечать на вопросы, а ставить их перед читателем – эту традицию, видимо, продолжает Л. Петрушевская, рассчитывая на активную читательскую позицию: читателю предоставляется право самому додумать, понять так или иначе.
Учитель: работа с понятиями
- Суть творчества Людмилы Петрушевской один из критиков определил как горько-иронический эстетизм. Ирония, гротеск – язык, на котором говорит с читателем Петрушевская, призма, сквозь которую она смотрит на мир, неотъемлемая суть художественной ткани ее прозы и то, что создает эту художественность.
Давайте вспомним определение иронии и гротеска и сравним то, что вы вспомнили, с данными определениями. Что для вас новое?
Слайд № 4
( описание содержания слайда)
Ирония – (от греч eironeia - притворство)
1)Отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения.
2) Стилистическая фигура: выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово приобретает в контексте речи противоположный смысл.
3) Вид комического, когда смешное скрывается под маской серьезного и таит в себе чувство превосходства или скептицизма (в противоположность юмору)Слайд № 5
(описание содержания слайда)
Гротеск - вид художественной образности, комически или трагически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.
Учащиеся, вспоминая привычные определения иронии и гротеска, обращают внимание на то, что гротеск трагически, а не только комически, «обобщает и заостряет жизненные отношения».
3. Этап комплексного применения знаний в форме исследования художественного текста.
Цель этапа соответствует цели урока.
3.1. Художественное прочтение учителем рассказа «Страна».
Цель - познакомить с содержанием рассказа «Страна», по ходу чтения учащиеся сопоставляют услышанное с иллюстрацией.
Учитель
Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы как можно чутче прислушайтесь к своим чувствам, ощущениям, к тому впечатлению, которое вы получите. А также попытайтесь ответить на вопрос:
- почему к обложке книги «Бал последнего человека», где был напечатан рассказ, была выбрана данная иллюстрация художника Федора Барбышева?
Слайд 6

3.2. После прочтения рассказа - беседа на первичное восприятие.
Цель - сформулировать первые впечатления; сравнить впечатление от рассказа с впечатлением от иллюстрации художника Ф. Барбышева.
В ходе беседы учащиеся говорят о сильном, шокирующем впечатлении, о том, что всё, может быть и несколько преувеличенно, заострено, сконцентрировано, но всё – правда жизни.

Учитель:
- Ужас у Петрушевской не приманка, а прием, художественный прием, заставляющий читателя, содрогнувшись, задуматься.
А как связаны рассказ и иллюстрация на обложке книги?
В ходе беседы учащиеся видят общее в том, что в центре повествования – героиня со сложной судьбой; бутылка и стакан, изображенные на
иллюстрации, - символ проблемы, обозначенной в рассказе; иллюстрация также непонятна сначала, как и рассказ, в нее надо всматриваться, над ней надо размышлять.
3.3. Введение в исследование. Определение объекта и цели исследования.
Учитель:
- …надо задуматься, надо размышлять …сложно…непонятно… Это хорошо или плохо для произведения искусства?
В ходе дискуссии учащиеся высказывают свои точки зрения, приходя к общему: хорошо, когда не навязывают собственное мнение, а дают возможность составить свое…
Учитель:
-Над чем же мы будем размышлять? Что исследовать?
В ходе дискуссии определяется объект (традиции и новаторство в рассказе) и цель исследования: как автору удалось вызвать такое сильное впечатление от такого маленького рассказа
3.4. Постановка исследовательской задачи.
Цель - поставить задачи исследования и установить форму обобщения
Учитель:
Работая в парах, советуясь между собой, перечитайте рассказ, выделяя ключевые, с вашей точки зрения, слова для того, чтобы увидеть, что в рассказе традиционно и что новаторски. В этом вам помогут и таблицы, предложенные вам для обобщения результатов исследования. При необходимости добавьте в таблицу те параметры, которые вы посчитаете нужными для исследования. Сформулируйте вопросы для анализа.
3.5. «Творческое», аналитическое прочтение текста рассказа учащимися.
Цель: подготовка материалов для анализа текста.
Работа в парах.
Учащиеся карандашом в распечатанных текстах рассказа помечают ключевые слова, делают различные пометы для дальнейшей исследовательской работы, основываясь на указанных в таблице параметрах, формулируют вопросы для дискуссии по содержанию текста.
3.6. Аналитическая беседа (дискуссия) по тексту на основе тех ключевых моментов, которые отметили учащиеся
Цель: подготовить материал для исследования на основе проблемного анализа текста.
Учитель
Участвуя в беседе, помним, что « это ничего, что один поймет так, а другой поймет иначе. В этом сила и смысл искусства» - слова эпиграфа к нашему уроку. Не бойтесь ошибиться, не бойтесь высказать спорную точку зрения.
Предлагайте свои вопросы по тексту, делитесь своими размышлениями, доказывая свои выводы текстом. То, в чем вы увидите продолжение традиций русской классической литературы или, наоборот, новаторство, - отмечайте для себя.
* Примечания: 1) вопросы приведены желаемые; если какого-то вопроса по тексту не предложат учащиеся, учитель предложит его сам;
2) по мере аналитической беседы (дискуссии) выводятся слайды с ключевыми цитатами
Ход беседы (дискуссии)
Предполагаемые вопросы учащихся Предполагаемые ответы учащихся (приведены в сокращении)
- Почему стоит точка в конце первого предложения, хотя начинается оно с вопросительного местоимения? - Это не вопрос. Это констатация факта. «Никто не знает»
- Бог знает. Автор знает. Читатель теперь знает. Поэтому не нужен вопрос. Ответ предполагается.
- Почему обращение в начале текста мы можем назвать риторическим? - Ответа не требуется. Он уже есть.
- Вопрос только для привлечения нашего внимания
- Почему о вещах дочери сказано «вещички»? - жалкие вещи…
- бедненькие вещи…
- с материнской любовью, с лаской – «вещички»
- Речь героини как бы вплетается в речь автора. Для чего? - «вещички» - это и авторская оценка и оценка героини, её определение
- «чтобы все было под рукой» - явно мысли героини рассказа.
- в этом и забота но в то же время и «попутность» какая-то, не обязательность, - это не главное как бы говорит нам автор, хотя, с точки зрения матери, она заботится о дочери
- в оценке матери – забота, в глазах автора и читателя - формальность в отношении к дочери
- Для чего в описании квартиры подчеркнуто – «однокомнатная»? - Такая казенная характеристика указывает на отсутствие тепла в этом очаге. Это не дом – квартира – нечто холодное, отстраненное…
- Автор подчеркивает одиночество героини…
- Подчеркивается материальные затруднения семьи…
- Они вдвоем в ней, как в клетке…
- Нет, это их единственный «однокомнатный» мир – страна, в которой они живут…
- Можем ли мы предположить, какой была героиня раньше? - «брови дугами», тонкие черты лица говорят о том, что это была утонченная, возвышенная женщина, может быть, гордая…
- это интеллигентная внешность
- Для чего использован штамп «со следами былой красоты»? - она была уверена в себе раньше, а теперь…
- это снова прием переплетения речи автора и речи героини…
- так о ней говорили другие…
- так она сама к себе относилась – казенно, как к чужой
- Что мы можем сказать о девочке по ее портрету? - Она несчастна теперь и будет неудачницей – это очевидно…
- Она лишена жизни…
- Её не любят по-настоящему…
- Она не похожа на родителей - чужая
-Какое авторское отношение закодировано в портрете бывшего мужа и отца? Каким приемом воспользовался автор? - «яркая блондинка» - так говорят о женщине, это штамп. А он – «яркий блондин с ярко-красными губами» - он лишен мужественности, он ненадежен
- в авторской оценке и ирония и гротеск.
- яркий герой внешне противопоставлен героине, но симпатии автора явно на стороне «тихой», «незаметной» забитой жизнью женщины
- Как обозначен дом в рассказе? Что он значит для матери и дочери? - Дом в рассказе – это пол, стол и тахта. Нет уюта, тепла, радости, даже маленькой.
- на полу играет дочь в «свои старые игрушки»- дважды подчеркнуто, что на полу. Это неслучайно. Ей холодно и одиноко на этом полу. Что может быть ниже пола? Она с детства унижена.
- Стол в доме не для обеда – мы не видим, как за ним едят. За столом пьет мать. Нарушены самые важные начала понятия Дом, Семья
- А утром они «как ни в чем не бывало» бегут в детский сад… - снова речь персонажа в речи автора. Что за этим кроется? - Это мать оправдывается перед самой собой…
- так говорят, когда чувствуют вину. Мать чувствует свою вину перед дочерью.
- Изменяется ли мать в гостях?
- изменяется только внешне…
- портрет её дается в движении, но это движение выдает её внутреннюю скованность, неестественность – она «как бы своя» - то есть все равно не своя здесь.
- О бывшем муже сказано «ходил в мужьях» - что за этим? - «ходят» в женихах, в «ухажерах» - несерьезно как-то…
- он был ведомым, несамостоятельным, не хозяином…То есть не был мужем.
-Психологический портрет новой жены противопоставлен героине. Докажите.
- Новая жена жесткая женщина, привыкла всего добиваться, наверное, любой ценой. А наша героиня – мягкая, безвольная, нецелеустремленная, сломленная…
- Новая «никому ничего не спускает», а наша героиня «мямлит», «ждет», «сама не говорит, что придет» - она тонкая, деликатная женщина- Симпатии автора явно не на стороне новой жены
- Для чего эти походы в гости? - Героиня хочет создать себе иллюзию прежней жизни…
- Героиня пытается вернуть то, что прошло…
- Она пытается чувствовать себя прежней
- Действительно ли все равно девочке, пьет ли её мать вино или лекарство? Чье это мнение? - Это опять прием включения речи ( внутреннего монолога) персонажа в речь автора. Это мнение матери. Она пытается себя оправдать.
- Дочери не может быть все равно, она чувствует, ребенка нельзя обмануть…
- Девочка «сыта в детском саду» - что за этим? - За этим снова нарушения всех нормальных представлений о доме и семье.
- Девочка должна быть сыта всегда, а особенно дома.
- «ОНИ экономят» - что за этим?
То есть как бы не пыталась мать устроить все так, что для ребенка незаметно было бы её пьянство, все-таки ОНИ экономят, то есть экономить приходится и девочке.
- Какое слово выбивается из стиля последнего абзаца и всего рассказа и почему? Слово «божественные» в определении снов. Весь текст написан отстраненным и каким-то приземленным, казенным часто стилем. А это слово совершенно противопоставлено всему рассказу по эмоциональной и стилистической окраске.
- Это ключевое слово для понимания идеи рассказа.
- Почему не «можно», а «нужно» было бы не возвращаться из снов в обычную реальность? Чье это мнение? Что за этим?
- «Нужно не возвращаться» - это то, что вызывает ужас…
- это не может быть мнением автора… уснуть навеки – значит умереть. По отношению к матери и ребенку – это безнравственно…
- это может быть мнение автора – это гротеск - «вид художественной образности, трагически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма»
- ужас у Петрушевской не приманка, а прием, художественный прием, заставляющий читателя, содрогнувшись, задуматься.
В ходе беседы на слайдах высвечиваются те цитаты, которые учащиеся посчитали ключевыми:
Слайд №7
(описание слайда)
Мать и дитя: мать
«…тихая, пьющая….никому не видимая…»
«…со следами былой красоты на лице – брови дугами, нос тонкий»
«…оживляется, громко начинает разговаривать….делает вид, что она тут своя…»
«…тянет, мямлит, спрашивает…ждет…»
«…все опростилось»
Слайд № 8
(описание слайда)
Мать и дитя: дочь
«…а вот дочь вялая, белая, крупная…»
«…тихо играет на полу…»
«…дочь от блондина…»
« …даже и на отца не похожая…»
«…тихо играет на полу в свои старые игрушки…»
«…сыта в детском саду…»
«…они экономят…»
Слайд № 9
(описание слайда)
Другие
«…ходил в мужьях…»
«прошлые знакомые»
«…новая жена, женщина, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.»«…отец её яркий блондин с ярко-красными губами.»3.7. Обобщение по итогам аналитической беседы
Цель: подвести итоги аналитической беседы (дискуссии) по тексту рассказа. Подвести к самостоятельной работе по выявлению традиций и новаторства в рассказе, сформулировать идею рассказа.
Учитель
- Рассказ назван очень масштабно – «Страна». Что может быть больше? Мир? Вселенная? Традиционно это название для эпического произведения – романа, лиро-эпической поэмы, романа-эпопеи. Рассказ «Страна» - в одну страничку. В чем смысл такого названия?
В ходе дискуссии учащиеся приходят к выводу, что данном случае масштаб тоже присутствует, но только он не «вширь», а «вглубь». Это очень глубокое произведение. Если судить по проблематике и образной системе, рассказ охватывает большое количество тем и проблем, образов, традиционных для русской прозы. Поэтому «масштабное» название правомерно.
Учитель
- А как вы поняли смысл названия вообще? Что за страну имеет в виду автор?
В ходе дискуссии учащиеся приходят к выводу, что название рассказа многогранно по смыслу, символично: с одной стороны, имеется в виду «страна» в социальном понимании – государство, в котором живут девочка и мать и которое не обращает внимания на их беду. Ведь страна должна заботиться о своих гражданах, а этой заботы мы не видим, не чувствуем. С другой стороны, социального смысла здесь нет: не случайно время, эпоха не отражена в рассказе. Ведь такая история могла случиться и в 70-е годы и в наше время, и в России и в любой другой стране. Именно поэтому нет имен у персонажей – просто мать, дочь, бывший муж, новая жена… Не в этом дело. В рассказе, в жизни героинь два мира, две реальности – явь и сон. «Страной» названа та «божественная» страна, в которой они обе чувствуют себя счастливыми и куда «возвращаются», как домой, – сон. Но ведь они обе живут и в этой реальной стране, в этом городе, в этом доме, с этими соседями и приятелями, которые их в лучшем случае не замечают. Эта страна перестала для них существовать по вине людей, когда-то бывших для них близкими. Не зря героинь Петрушевской называют «странными» - они, живя в этой стране, в этом мире, как бы не совсем от мира сего…Страна – это еще и прошлое, в которое пытается вернуться героиня, прошлое, где она была «своя», была любима, желанна, где её ждали и звали в гости…Противопоставлены два мира – две «страны» : сон и явь. Одна из них –явь, реальность – страна одиночества, холода, другая – божественная страна сна.
Слайд №10
(описание слайда)
Антитеза на основе гротеска
Явь: «темная морозная улица», «однокомнатная квартира», «пол, старые игрушки, стол, тахта», «те дома и те дни», «тот конец провода», «бутылка».Сон («божественные сны»): страна, в которую ВОЗВРАЩАЮТСЯ
Учитель
- Как бы вы сформулировали идею рассказа?
В ходе дискуссии учащиеся высказывают различные предположения:
- Страшно, когда рушатся вечные истины: дом перестает быть домом, семья – семьей, детство – детством…
- В рассказе заложена тема любви как тема её отсутствия, безлюбовья, одиночества. Страшно, когда нет любви, когда одиночество так отчаянно и выйти из этого замкнутого круга можно, только убежав из реальности в пьянство, в сон, в смерть…
- Даже в самых страшных условиях героиня не перестала быть матерью. Дочь – это единственное, что еще удерживает её в этой реальности
- Человеческое равнодушие – причина трагедии, о которой «никто не знает». Нельзя быть равнодушным. Рассказ учит человеколюбию, внимательности к людям, уважению к ним, сочувствию.
- На наших глазах происходит деградация человека – женщины, матери. Уже сейчас все «опростилось», а что будет завтра? Алкоголь, пьянство, сон не выход, а иллюзия выхода, путь в никуда.
Учитель
То есть идею рассказа однозначно сформулировать сложно. В этом нам поможет следующий прием.
Перед вами иллюстрация к книге рассказов Л.Петрушевской художника Федора Барбышева и о строки современного русского поэта Дмитрия Быкова. Можно ли их соотнести с идеей рассказа Петрушевской и почему?
Слайд 11

Всё не ладится в этой квартире,В этом городе, в этой стране, В этом блеклом, развинченном мире,И печальней всего, что во мне.
Дмитрий Быков
В ходе размышления и беседы учащиеся приходят к выводу, что художник, как и автор рассказа, обратил внимание на разрушающуюся человеческую ценность – дом, семью, а поэт, как и автор рассказа, смотрит «вглубь» – в себя и заставляет искать причины происходящего не вне, а внутри себя, своей души.
Обобщение учителя
Людмилу Петрушевскую упрекали в изображении распада. Но изображение распада еще не несет в себе распада: отрицательные стороны действительности описаны талантливо и несут в себе активный заряд гуманности и сострадания, побуждают «оборотить свои глаза зрачками в душу», пересмотреть свой образ жизни в гораздо большей степени, чем открытые призывы и осуждение. Рассказ учит не быть равнодушными, учит сочувствию и уважению к человеку, любому человеку.
Слайд 12
(описание слайда)
«Задача литературы, видимо, и состоит в том, чтобы показывать всех, кого обычно презирают, людьми, достойными уважения».
Л. Петрушевская
4. Самостоятельная работа учащихся по обобщению материалов исследования в форме сравнительной таблицы.
Цель: обобщить материалы исследования по проблемной теме.
Групповая работа.
Учащиеся разбиваются на 3-6 групп, которые в ходе групповой работы, обобщают результаты исследования по проблемам:
группа: традиции и новаторство в тематике и проблематике рассказа
группа: традиции и новаторство в образной системе рассказа.
группа: традиции и новаторство в средствах художественной выразительности.
Учитель организует работу групп, оказывает необходимую помощь индивидуально по мере необходимости и по просьбе группы.
Результатом работы групп и последующего её обсуждения будет данная таблица:
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО
В РАССКАЗЕ ЛЮДМИЛЫ ПЕТРУШЕВСКОЙ
«СТРАНА»
Традиции Новаторство
Тематика и проблематика рассказа
Тема любви
Тема традиционна
Тема заявлена, мы ее ощущаем но о любви не сказано ни слова, даже о том, что она когда-то была
Подача темы.
Мотив одиночества
Мотив традиционен для романтизма

Использование в рассказе романтического мотива без романтического героя и вне свойственных ему обстоятельств.
Тема материнства
Тема традиционна
Остается матерью даже тогда, когда все остальное – в прошлом, все разрушено. Нетрадиционен способ подачи темы.
Тема «маленького» человека в рассказе
Тема традиционна для русской литературы

Нет социальных противоречий. Нравственно-философский аспект темы.
Тема сна
Тема традиционна
Сон не объясняет поведения и характера героя, как в реализме, не противопоставлен жизни, как в романтизме.
Эта страна(явь) и та – тоже страна(сон) – сосуществование.
Проблема человеческого равнодушия.
Традиционное гуманистическое освещение, гуманистический пафос. Проблема «отцов» и «детей»
Тема традиционна
Проблема отца, отсутствия отца. В классической литературе такой проблемы не было.
Проблема отца – проблема 20 века. Отец – не отец- блондин.
Образная система
Образ женщины (героини) в рассказе
Выбор героини нетрадиционен. Женщина из очереди, из автобуса. Неудачница. Она не озлоблена. Она не борется – смиряется, приспосабливается. Её безумно жалко. И эта жалость уравновешивает ту горькую иронию, гротеск, с которой выписана героиня. Добро и зло, смех и слезы, горе и радость, ненависть и любовь, жизнь и сон равнозначны, равноценны и равноправны в её судьбе. Чего она ищет? Понимания. Любви.
Образ ребенка в рассказе
Мерило ценностей для автора, для читателя
Остается матерью даже тогда, когда все остальное – в прошлом, все разрушено. Ребенок- единственное для героини, что делает явь необходимой, равноправной сну.
Образ дома Пол, стол, тахта, «рано выключенный свет»
Дом – не пристанище души – место, где пережидают время до сна и спят.
Образ времени Время – не эпоха. Эта история происходит сегодня под крышей любой хрущовки. Время – конкретное время жизни героини: прошлое схлынуло, а потом все опростилось; вечер, утро; «те дни» - лаз в прошлую жизнь.
Образ автора Автор – рассказчик.
Отношение к материалу с точки зрения вечных ценностей. Авторская позиция, оценка в отношении к героине. Концентрация материала. Приемы выражения гуманистического отношения.
Роль названия Широкое, эпическое по заявке автора: шире только вселенная.
Но повествование не в ширь, а вглубь – нравственно – философский уровень.
Жанр Жанр определить трудно:
Нравственно-философский этюд?
Фабула, сюжет рассказа
Фабулы нет. Сюжет спутан. Что когда произошло, выясняется попутно. Не это важно.
Композиция рассказа
Кольцевая композиция Круг безысходности.
Приемы художественной выразительности
Антитеза
Гротеск
Ирония
Портрет
Интерьер
Пейзаж
Речевая характеристика
Эпитеты, несущие авторскую оценку
Страна ужаса
Ужас у Петрушевской не приманка, а прием, художественный прием, заставляющий читателя, содрогнувшись, задуматься.
.1.прямые обращения к читателю;
2.сказовость, просторечие; использование штампов
3.повторы на синтаксическом уровне;
4.сглаженность эмоциональных модуляций (длинные предложения);
5. смещение семантического фокуса и как следствие – расщепление семантического и текстового переживания
Итог урока. Заключительное слово учителя. Рефлексия в форме эссе. Комментарий к домашнему заданию
Цель: подведение итогов деятельности на уроке.
Слово учителя.
- Страной ужаса можно назвать и жизнь «тихой пьющей женщины со своим ребенком, никому не видимой в однокомнатной квартире» из рассказа «Страна».
Героини Петрушевской ( все героини, не только этого рассказа) – это действительно женщины из автобусов, их нельзя представить в шикарном автомобиле, или номере отеля, или за столиком в ресторане. Они некрасивы внешне, с ними вечно происходят какие-то несчастья, они неудачницы. Но они не озлоблены. Они принимают эту жизнь такою, какая она есть, приспосабливаются, смиряются, а не борются. Их безумно жалко. И эта жалость уравновешивает ту иронию, с которой выписаны героини. Добро и зло, смех и слезы, горе и радость, ненависть и любовь, жизнь и смерть равнозначны, равноценны и равноправны в их судьбах. Чего они ищут? Понимания. Любви. Жалости. И вот что парадоксально: в ее героинях часто узнаешь себя, хотя твоя жизнь, казалось бы, так отличается от жизни этих «странных» (фатальных, я бы сказала) неудачниц, но какая-то внутренняя суть, внутренний нерв этих женщин совпадает с твоим.
И читатель видит стремление доказать (часто от противного), что человеку нужен человек, что гуманность – не «поповское слово», а то, чего так не хватает нашему «обществу потребления», видит жалость, умиление человечностью и человеком, маленьким человеком – не Героем, слышит искренность интонаций. А это ли не доказательство того, что лучшие традиции классической русской литературы продолжаются «другим» языком «другой» прозы.
Учитель
- Напишите небольшое эссе, начав его любым из начатых предложений:
* Сегодня я узнал, что…
* Сегодня я впервые задумался над тем, что…
* Сегодня я научился…
* Сегодня я открыл для себя…
Учащиеся по желанию зачитывают ответы.
Учитель комментирует домашнее задание
Дома закончить эссе. Прочитать рассказы Л.Петрушевской (на выбор) «Свой круг», «Бессмертная любовь», «Новые Робинзоны», «Грипп» «Через поля», «Рассказчица»; по одному из рассказов составить сравнительную таблицу, подобную той, которую мы создали на уроке.