Театрализация в проектно-исследовательской деятельности как форма работы с одаренными детьми


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №1»
«Театрализация в проектно-исследовательской деятельности как форма работы с одаренными детьми».
(из опыта работы)
Подготовила:
учитель начальных классов
Бурлакова Ирина Борисовна
Ромоданово 2016 Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнув-шийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Перед учителем начальных классов стоит важная задача -установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения . Существует огромное разнообразие форм работы с одаренными детьми. Хочу поделиться своим опытом работы в этой области и рассказать о такой форме работы как «Театрализованный проект». К такой системной работе мы с моими детьми пришли не сразу.
В начале нашего пути отдельно и независимо друг от друга существовали элементы театрализации в урочной и внеурочной работе и проектно-исследовательская деятельность. Каждая форма работы преследовала свои цели.
Но уже вначале второго года обучения возникла идея включить театрализацию в проектно-исследовательскую деятельность и создать театрализованный проект «Русские народные посиделки» по итогам исследовательской работы в изучении раздела «Устное народное творчество».
Задумали и сделали. Особое внимание уделили оформлению, создавая обстановку старинного быта. Зал красочно оформили в русских традициях . Организовали выставку старинной утвари. Благодаря активному участию родителей был накрыт стол , на котором был настоящий самовар и разного рода угощения, выпечка. Дети-ведущие радушно приветствовали гостей хлебом-солью. Все ребята были одеты в русские народные костюмы.
Мероприятие получилось зрелищным, содержательным. Равнодушных не было ни среди гостей, ни среди участников. Дети танцевали, пели, играли спектакли, участвовали в музыкальных театрализациях.
Прежде чем был представлен коллективный творческий проект на суд зрителей (родителей учащихся , учитель-логопед, психолог) , ему, как и любому другому проекту предшествовала долгая подготовительная работа , которая является главным звеном в системе работы с одаренными детьми:
- изучение детьми жанров народного фольклора на уроках и во внеклассной работе: загадки, пословицы, поговорки, заклички, пестушки, народные сказки и т. д. ;- поиск информации, т. е. сбор детьми фольклорного материала (в сценарии мероприятия использован данный материал);
-распределение обязанностей среди детей : авторы, режиссерская группа, оформители, собиратели экспонатов, организаторы выставки и др.
- составление сценария защиты коллективной работы, учитывая собранный материал и творческие возможности учащихся;
-распределение ролей;
- репетиции;
1. Работа над персонажами.
Начиная работу над персонажами, опираюсь на воображение детей, на личный опыт ребенка и память. Ему предлагается показать, как он представляет себе данный персонаж. Хорошо представив и поняв своего героя, озвучивает его.
2. Дальше мы знакомимся с музыкальным оформлением.
3. Работа над ориентировкой в пространстве, обучение мимики, жестикуляции.
5. Развиваем речь, память, воспитываем черты характера: трудолюбие, отзывчивость, преодоление лени, развитие умения свободного высказывания.
6.Обыгрывание инсценировки не придерживаясь текста, своими словами по действиям .7. Создание атмосферы народного гуляния.
8. Работа над певческими и танцевальными способностями ребенка.
9. Участие детей в изобразительной деятельности, изготовление декораций и афиш.
Каждый высказывает свое мнение, об увиденном и услышанном и после этого обсуждения, внесения поправок, состоится премьера театрализован-ного проекта.
Кратко остановлюсь на других театрализованных проектах, которые были созданы за полтора года.
Театрализованный проект «Волшебная книга сказок в 3 А» .
Данное открытое внеклассное мероприятие было проведено в рамках предметной недели, посвященной «Году литературы».
Проект по созданию книги 3 А класса родился в рамках изучения сказок разных народов. Дети знакомились с содержанием сказок и обсуждали на уроках, устраивали походы в библиотеку , анализировали, выискивали особенности традиций разных народов, участвовали в викторинах.
Затем решили проявить творчество , заняться созданием собственных сказок. Кто-то сочинял сам, кто-то редактировал. Работали парами, группами, по одному. В итоге получилось много-много сказок, что подтолкнуло нас на издание книги сказок 3 А класса . Дети дали книге название «Волшебная книга сказок в 3 А» , оформили ее. Далее задумка нашего проекта развивалась и мы решили устроить презентацию нашей книги, обыграв ее театрализацией: это спектакли по сказкам на новый лад, танцевальные этюды и др. Так как героиней данного действа была книга, поэтому важно было познакомиться с устройством нашей новой книги и книги вообще. Белоглазова А., Гунин М., работая в паре, подготовили проект «Как устроена книга» и успешно представили свою работу на данном мероприятии.
Защита данного проекта прошла успешно. Был подведен итог большой исследовательской работе, дети увидели результаты своего труда, каждый внес свой весомый вклад в общее дело. Но самое главное то, что дети имели возможность раскрыть свои таланты, способности. Хочу отметить, что таланты у нас есть , это: певцы, танцоры, чтецы, художники, артисты, исследователи.
Проект «Семья! Спорт! Весна!» (март 2015)
Создавали совместно с учителем физкультуры Ляпиной Е. С., интегрированный проект , ориентированный на семейные ценности. где сочетались спортивная и театрализованная, творческая деятельность. Нельзя не отметить тот факт насколько весомы понимание и поддержка родителей. Сейчас с уверенностью могу сказать, что на данном этапе родители являются нашими единомышленниками и даже инициаторами. Но так было не всегда. Сначала приходилось много убеждать, просить и делать самой.
Проект «Басни». (февраль 2016)
Класс был поделен на творческие группы, каждая из которых должна была инсценировать басню. Дети сами выбирали басню. Сами составляли алгоритм действий, готовили декорации, придумывали костюмы, распределяли и репетировали роли. Я выступала в роли советчика и координатора.
Данный проект ориентирован на развитие познавательного интереса к жанру басни, нацеливает детей на самостоятельность воплощения творческих идей, умение работать в группе, развитие организаторских способностей, воспитание личностных качеств. Анализируя увиденное, я отметила для себя, насколько перевоплощение в образ влияет на реализацию ребенка, как личности, воспитывает уверенность в себе, что очень пригодится в будущем.
Все понимают, что за всем этим стоит тяжелый труд, требующий полной отдачи, не терпящий притворства. Но этот труд оправдан. Считаю этот опыт работы, к которому я пришла, эффективным. Данная форма работы позволяет раскрывать таланты, формировать способности, развивать возможности маленького ребенка. Когда ты видишь реальные результаты, успехи детей, никогда не откажешься работать в этом направлении дальше. Благодаря творчеству очень многие дети, на удивление всем , раскрыли свои возможности и таланты. Это подтверждает участие в школьных творческих мероприятиях, выступления на сцене РДК, ДДТ. В нашей классной копилке достаточно наград.
У нас самый обычный класс. В классе есть дети более склонные к искусству и менее склонные, есть очень застенчивые, а есть очень одарённые, но в классе нет равнодушных. В классе нет ярких всех презирающих звёзд, нет зависти, потому что задействованы в мероприятии все. Желание проявить себя, глядя на своих одноклассников так велико, что хотят участвовать дети, которые от природы тихие и робкие. Главное, как удивительно они раскрываются в этой необычной области жизни. Они всё воспринимают нормально, не обижаются и не дразнятся. А главное для меня – они готовы к новым экспериментам.
Хотелось бы отметить, что данный опыт работы очень эффективен не только в работе с одаренными детьми, а также выступает как средство реализации коррекционно-развивающих задач. Благодаря этой работе и сотрудничеству с учителем –логопедом и педагогом-психологом в данной области мы видим положительную динамику . Бибина Н. К. ведет внеурочное занятие «Логоритмика», постоянный гость на наших театрализованных мероприятиях. Улучшается грамотность письменной речи, Из 17 детей с речевыми нарушениями , которые были выявлены в 1 классе, логопедические занятия посещают 6 человек, т. к. 9 учащихся ликвидировали речевые проблемы.
Я считаю, что надо допускать определённую долю творческого риска в работе с детьми, в них надо верить. Если у них в жизни хоть раз будет образец необычных явлений и полётов фантазии, им будет уже на что оглянуться, с чем сравнить, куда стремиться. Желаю успехов в творческой деятельности!