Статья Театрализация — особая форма работы с одаренными детьми

Театрализация- особая форма работы с одарёнными детьми

Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов
на одарённость, кроме тех,
которые проявляются в
результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской
работе.
А.Н. Колмогоров.

Каждый здоровый ребёнок рождается на свет с удивительной способ-ностью бескорыстным стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, эта способность часто не находит поддержки и удовлетворения и, тогда ребёнок перестаёт развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал остаётся так и нераскрытым. Главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятель-ности. Забота об одарённых детях предполагает сочетание способностей с общеобразовательной подготовкой и совершенствованием личности.
Что понимается под термином «одарённость»?
В обыденной жизни «одарённость»- синоним слову «талантливость». В психологии под словом «одарённость» понимают системное качество лич-ности , которое выражается в исключительной успешности освоения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.
Как сделать жизнь детей интересной и увлекательной? Ведь учёба по обычным учебникам, традиционными методами и формами делает их раз-витие скучным и в итоге может вовсе отбить желание ходить в школу, но не желание познавать.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развивать способности всех его представителей.
К большому сожалению, не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи. Задача семьи состоит в том,
чтобы вовремя разглядеть, увидеть способности ребёнка.
Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики.
Задача школы- поддержать ребёнка и развивать его способности, подго-товить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Наиболее характерной чертой одарённых детей, отмечаемой всеми иссле-дователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечат-лений, в умственных усилиях.
При воспитании одарённого ребёнка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям-«любознательность», а «любознательность»- в устойчивое психическое образование- «познавательную потребность». Детская любознательность многогранна.
Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё в начальной школе, где можно встретить таких уче-ников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неин-тересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех тех, кто интересуется различными областями науки, техники, искусства, помочь претворить в жизнь их мечты и планы, наиболее полно раскрыть свои способности. Особое внимание нужно уделять личности ребёнка, его индивидуальности, раскрытию и раз-витию его способностей и талантов.
Искусство - необходимая часть жизни человека. Это его душа. А воспитание души- дело очень тонкое и требует сугубо индивидуального подхода. Формирование личности, яркой индивидуальности, зависит от того, насколько рано будут определены способности ученика, и насколько школа может создать условия для развития этих способностей. Рациональный подход к обучению, система внеклассной работы- действи-тельно может развивать творческие способности ребёнка.
Поддержать и развивать индивидуальность ребёнка, не растерять, не за-тормозить рост его способностей – это особо значимая задача для обучения одарённых детей.
В какой области одарённый ребёнок проявит себя? Это не известно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений и испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.
Способность видеть проблему там, где другие не видят ни каких проблем, где всё представляется как будто ясным- одно из важнейших качеств, отли-
чающих истинного творца от посредственного человека. Среди качеств, свойственных одарённому человеку, сверхчувствительность к проблемам- занимает одно из ведущих мест. Ещё Платон отмечал, что познание начи-нается с удивления тому, что обыденно: «только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем». « Всё представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум ещё бездействует»,-писал известный психолог С.Л. Рубинштейн.
Кто-то из великих сказал, что « на свете нет ничего интересней людей». И это правда! Здесь тысячи тем для исследований, для выполнения проектов.
Выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентно-способность, Ведь ни для кого ни секрет, что в современном мире без подоб-ных умений просто не обойтись!
Театрализованные праздники – особая форма работы с одарёнными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актёрские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарий постановок, развивать склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки.
15