Статья Групповая работа как эффективная форма организации на уроках географии


ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Нахчаемова Туйаара Андреевна
учитель географии МОБУ «Физико-технический лицей им.
В.П. Ларионова», г. Якутск
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается сущность понятия «групповая работа», основные этапы организации и проведения групповых работ, а также приводятся примеры конкретных заданий для организации работы школьников на уроках географии.
Ключевые слова: групповая работа
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами. Моя главная задача –
помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци 
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой и изменение целей современного образования. Задача современной школы – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
На мой взгляд, наиболее благоприятным условием для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.
Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (5-6 учащихся) для совместного выполнения учебного задания.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
Подготовка к выполнению группового задания:
·       постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
·       инструктаж о последовательности работы;
·       раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
·       знакомство с материалом, планирование работы в группе;
·       распределение заданий внутри группы;
·       индивидуальное выполнение задания;
·       обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
·       обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
·       подведение итогов группового задания.
3.Заключительная часть.
·       сообщение о результатах работы в группах;
·       анализ познавательной задачи, рефлексия;
·       общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. (Прекрасный помощник при организации групповой работы – книга Г.А. Цукерман и др. “Введение в школьную жизнь”)
Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Следует подчеркнуть, то, что организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, а является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Также в групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Преимущества групповой работы:
формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
для решения большинства задач необходима работа всей группы;
какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.
Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять другим формам. Подводя итог, можно с уверенностью говорить, что опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным.

Примеры из опыта работы
Качество знаний по географии предполагает не только знание теоретического материала, но и знание карты. На первых порах учащиеся боятся карты, они отказываются выходить к доске. Некоторые задания можно повторить в течение года, меняя состав групп. При этом усложнять задания, в начале года работать с использованием атласов, в конце года работать по память, не используя атласы.
Знаешь ли ты карту? Группы получают конверты с небольшими фрагментами картосхем. Задача, назвать все географические объекты, изображенные на картосхеме.
Ты уверен! Группы получают картосхемы, на которых цифрами обозначены географические объекты. В обозначениях умышленно допущены ошибки. Задача, найти допущенные ошибки и дать правильное решение.
Расположение субъектов РФ или стран на политической карте. Группа получает конверты с заданиями. По фрагменту картосхемы определить субъекты РФ, стран относительно географических объектов (реки, моря, горной системы).
Еще одно развивающее задание –  составление «синквейнов», выступает как симбиоз географии и русского языка и  способствует развитию речи, творческих способностей и расширению географического кругозора.
Например: 1существительное; 2глагола; 3 прилагательных; предложение
Пример «синквейна»: Машиностроение
Автоматизирует, механизирует
Наукоемкое, металлоемкое, трудоемкое
Обеспечивает общество новыми машинами.
Мы уже знаем. Учитель выдает ключевое слово изучаемой темы и предлагает каждой группе за определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием.
Каждая группа поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
В результате на доске формируется кластер, отражающий знания по данной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки класса, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
Своя опора. После объяснения нового материала учитель предлагает каждой группе создать по данной теме опорную схему. Ребята в ходе совместного обсуждения устанавливают и графически изображают логические связи между звеньями схемы. Затем каждая группа по очереди представляет и объясняет свою схему. Под руководством учителя проходит анализ схем и при необходимости их доработка, корректировка.
Логическая цепочка – проводится как закрепление темы. Н-р, «Индия расположена на полуострове Индостан и занимает удобное ЭГП». Любой ученик продолжает: «ЭГП Индии удобно, так как страна омывается водами Индийского океана, что способствует развитию внешнеэкономических связей и торговле с соседними странами». Следующий ученик начинает свою фразу с последних слов своего одноклассника: «Соседями Индии являются….». Начало ответа каждого ученика – это конец фразы предыдущего. Упражнение сложно тем, что нужно хорошо знать тему, поэтому учитель должен выступать как связующее звено, если вдруг «цепочка» разрывается и кто-то затрудняется в формулировке материала.
 
Литература
1. Байкова Л.А. Методика самоопределения учащихся // Завуч. – 2003. – № 2.
2. Групповая работа как эффективная форма организации урока [Электронный ресурс] // Межшкольный центр ИКТ. URL: http://sclsadovoe.org.ru/2011/11/групповая-работа-как-эффективная-фор/3. Немов Р.С. Психология. Учебник. Психология образования. – М., 1995.
4. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с детьми.)