Мягкий знак после шипящих в глаголах.4класс


Мягкий знак после шипящих в глаголах.
Задачи урока:
Обучающие: активизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих; познакомить с обязательным написанием мягкого знака после шипящих в глаголах; закрепить навык применения изученных правил.
Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительных мотивов учения развивать навыки связной речи, умение слушать; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения этой задачи
Средства: сигнальные карточки; карточки для устного диктанта и физминутки; учебник и тетрадь для 4 класса С. В Иванова, М. И. Кузнецовой; презентация (компьютер, интерактивная доска).
Тип урока: урок изучения нового материала (проблемный урок).
Раздел: Правописание.
Ход урока УУД
Организационный момент.
Чистописание.
ЛУУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительных мотивов учения;умение организовать себя на урок
II. Новая тема:
Актуализация знаний
– Прочитайте название темы. – Мягкий знак после шипящих…– Какие мысли возникли по поводу заявленной темы?– Мы это знаем. (Урок 21, для тех, кто забыл)
– Мягкий знак после шипящих пишется в именах существительных 3-го склонения, например: дочь, помощь, глушь. И не пишется в именах существительных 2-го склонения единственного числа: гараж, скрипач, кирпич и 1-го склонения множественного числа: туч, краж, встреч. У имен прилагательных в краткой форме: свеж, пахуч, могуч.
ПУУД: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;выделение необходимой информации;использование знаково-символических средств (таблицы).
 
 
 
III. Постановка проблемы.
Устный диктант.
Помощ.., кирпич.., ландыш.., глуш…, хорош.., тиш.., могуч.., богач.., молодеж…, свеж.., Петрович.., луж.., задач.., пожарищ.., вещ.., молчиш.., привлеч.., отреж..– В каких словах затруднялись. Почему?– Это мы еще не изучали.– Уточните тему урока.– Мягкий знак после шипящих в глаголах.– Какова же цель нашего урока?– Узнать, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.– В каком разделе мы будем работать?– Правописание– Что будем развивать?– Будем развивать внимание и орфографическую зоркость.
У знатьР азвиватьО бъяснятьК онтролироватьЧто будем объяснить?– – Написание слов с ь после шипящих–Что будем контролировать?– Свои ответы и ответы товарищей– Как вы узнаете глагол среди других частей речи?– Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? или что сделать?
ЛУУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения этой задачи
ПУУД: общеучебные, побуждение к осознанию противоречий постановка проблемы, поиск решения проблемы, выдвижение гипотез.
 
 
ПУУД: формулирование темы урока; использовать знаково-символические средства.
РУУД: целеполагание
КУДД: умение вступать в диалог, строить понятные для партнера высказывания
IV. Открытие детьми нового знания. Решение проблемы.
– Для того чтобы ответить на вопрос, пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем.– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.
Слайд 2.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.Семь раз отмерь, один отрежь.Важно беречь платье снову, а честь смолоду.Тише едешь – дальше будешь.Без теста пирога не испечешь.
Запись:
Погонишься– глаг., 2 л, ед. ч., не поймаешь.– глаг., 2 л, ед. ч., отмерь – глаг., повелит. накл., отрежь – глаг., повелит. накл., беречь – н.ф., едешь -глаг., 2 л, ед. ч., будешь -глаг., 2 л, ед. ч., не испечешь – – глаг., 2 л, ед. ч.,
– Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь.)– Какой вывод можно сделать?
(Подсказка: Женя сделала такой вывод: “На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь”) – Права ли Женя?Слайд 3. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации;установление причинно-следственных связей, выведение следствий; обобщение.
(Материал для гипотез).
КУУД:  формулировка собственного мнения и позиции;адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающей с его собственной
 
Работа с правилом (учебник).
С.94. Прочитайте правило, правы ли мы в своих выводах.
Дополняем таблицу. Слайд 4.
Вопросы:
– Есть ли необходимость при написании мягкого знака после шипящих в глаголах определять форму, в которой они стоят? (Нет, т.к. ь пишется во всех формах глагола.)– Чем будет отличаться способ работы при написании имен существительных с шипящим на конце и глаголов с шипящим на конце? (У существительных надо определить склонение, у глаголов ничего определять не надо.)
Давайте вернемся к устному диктанту.
Надо ли писать ь в словах молчиш.., привлеч.., отреж… Докажите. ПУУД: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение обобщать.
КУДД: умение вступать в диалог.
V. Физкультминутка.
Слова развесить по классу. Соберите слова и прикрепите на доску в нужный столбик. Ь или не пишется Ь
Рож.., мышь.. жгуч.., лож.., могуч.. скрипуч,.. ласковый.., жеч., стереч.., хорош…, глуш.., шалаш.., скрипач.., спиш.., дружиш.., береч.., кирпич…, могуч…, пишеш…, думаеш…Проверка. Какое слово никуда не попало? Докажи.
КУУД: умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, чтобы сделать что-то общее, строить понятные для партнера высказывания.
ПУУД: осуществление синтеза как составление целого из частей, построение цепи рассуждений.
РУУД: учитывание правила в планировании и контроль способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля по результату самоконтроль, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;различать способ и результат действия
VI. Первичное закрепление знаний.
Упр. № 1 с. 94 письменно, фронтально у доски.
(Глаголы съешь, поешь в 3 столбик и во второй.)
(ОБЯЗАТЕЛЬНО СЪЕШЬ КАШУ – ПОВЕЛИТ; КОГДА СЪЕШЬ, ПОМОЙ ПОСУДУ -2ЛИЦО ЕД.У ТЕБЯ БУДЕТ ТРУДНЫЙ ДЕНЬ, ПОЭТОМУ ПОЕШЬ – ПОВЕЛИТ,.КОГДА ПОЕШЬ, БУДЕШЬ ЧУВСТВОВАТЬ УВЕРЕННЫМ – 2ЛИЦО, ЕД.Ч.)РУУД: учитывание правила в планировании и контроль способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля, по результату самоконтроль.
VII. Составление алгоритма.
Систематизация всех имеющихся у учащихся знаний об орфограмме “Мягкий знак после шипящих”.
Как нам не ошибиться в написании орфограммы “Мягкий знак после шипящих”? Составим алгоритм.
Определим часть речи, если это:
Существительное, то определяем склонение 1, 2 – ь не пишем; 3 скл. – ь пишем.
Краткое прилагательное, то ь знак не пишется.
Глагол, то ь знак пишется во всех формах
Интерактивная доска.
Соедини линией, когда нужно писать ь.
Сущ. Ж.р. 3 скл Сущ. М.р. Глаг 2 л.ед.ч.. Ь кр.прил глаг. Н.ф.глаг. повелит. наклон.
ПУУД: удержание учебной задачи, поиск и выделение необходимой информации, контроль результатов деятельности, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, обобщение;использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации с помощью инструментов ИКТ.
РУУД: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;планирование деятельности, коррекция плана действий.
Работа в парах.
Работа в парах. Найди лишнее слово. Докажи.
Дочь, карандаш, мышь, веешь.
Малыш, свеж, хорош, пахуч.
Нет луж, нет крыш, спелая рожь, нет туч.
Беречь, дремуч, приедешь, назначь.
Проверка. Слайд 6 РУУД: учитывание правила в планировании и контроль способа решения; осуществление итогового и пошагового контроля по результату, самоконтроль.
КУУД: умение договориться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, чтобы сделать что-то общее, контролировать действия партнера;
VIII. Самостоятельная работа.
Упр. 5, с. 96. Прочитайте задание.
Что сначала нужно сделать? (Вспомнить изученные орфограммы “Мягкий знак после шипящих”. Алгоритм.)Слова вы будете записывать в таблицу с. 34–35 тетрадь.
Проверка. Слайд 7, 8.
  РУУД: учитывать выведенный алгоритм, планировать промежуточные действия для достижения цели;осуществление итогового и пошагового контроля по результату; самоконтроль
ПУУД: построение логической цепи рассуждений, доказательство; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, на основе выделения их существенных признаков.
РУУД: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
IX. Домашнее задание.
Упражнение 3 с. 95.
Выучить правило с. 94.
*Упражнение 2 с.95. РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
ПУУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания.
X. Итог урока.
– Какая была тема?– Какие цели ставили? Какие достигли?– Какой вывод сделали?– Как нам не ошибиться в написании орфограммы “Мягкий знак после шипящих”? РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
ЛУУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.
XI. Рефлексия.
Кому на уроке было интересно и все понятно – поставьте на полях (!).
Если были затруднения (?).
Завтра мы продолжим разговор на эту тему “Мягкий знак после шипящих в глаголах”. РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;осуществление итогового и пошагового контроля по результату; самоконтроль.
.