Конспект урока русского языка на тему Мягкий знак после шипящих в глаголах(4 класс)

Мягкий знак после шипящих в глаголах. 4-й класс (УМК XXI в.)

Задачи урока:
Обучающие: активизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих; познакомить с обязательным написанием мягкого знака после шипящих в глаголах; закрепить навык применения изученных правил.
Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительных мотивов учения развивать навыки связной речи, умение слушать; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения этой задачи
Средства: сигнальные карточки; карточки для устного диктанта и физминутки; учебник и тетрадь для 4 класса С. В Иванова, М. И. Кузнецовой; презентация (компьютер, интерактивная доска).
Тип урока: урок изучения нового материала (проблемный урок).
Раздел: Правописание.
Ход урока
УУД

I. Организационный момент. Чистописание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ЛУУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительных мотивов учения; умение организовать себя на урок

II. Новая тема:
Актуализация знаний
– Прочитайте название темы. – Мягкий знак после шипящих – Какие мысли возникли по поводу заявленной темы? – Мы это знаем. (Урок 21, для тех, кто забыл)
– Мягкий знак после шипящих пишется в именах существительных 3-го склонения, например: дочь, помощь, глушь. И не пишется в именах существительных 2-го склонения единственного числа: гараж, скрипач, кирпич и 1-го склонения множественного числа: туч, краж, встреч. У имен прилагательных в краткой форме: свеж, пахуч, могуч.
Слайд 1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ПУУД: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; выделение необходимой информации; использование знаково-символических средств (таблицы).
 
 
 

III. Постановка проблемы.
Устный диктант.
Помощ.., кирпич.., ландыш.., глуш, хорош.., тиш.., могуч.., богач.., молодеж, свеж.., Петрович.., луж.., задач.., пожарищ.., вещ.., молчиш.., привлеч.., отреж..
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
– В каких словах затруднялись. Почему? – Это мы еще не изучали. – Уточните тему урока. – Мягкий знак после шипящих в глаголах. – Какова же цель нашего урока? – Узнать, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах. – В каком разделе мы будем работать? – Правописание – Что будем развивать? – Будем развивать внимание и орфографическую зоркость.
У знать Р азвивать О бъяснять К онтролировать

Что будем объяснить?– – Написание слов с ь после шипящих –Что будем контролировать? – Свои ответы и ответы товарищей – Как вы узнаете глагол среди других частей речи? – Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? или что сделать?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ЛУУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения этой задачи
ПУУД: общеучебные, побуждение к осознанию противоречий постановка проблемы, поиск решения проблемы, выдвижение гипотез.
 
 
ПУУД: формулирование темы урока; использовать знаково-символические средства.
РУУД: целеполагание
КУДД: умение вступать в диалог, строить понятные для партнера высказывания

IV. Открытие детьми нового знания. Решение проблемы.
– Для того чтобы ответить на вопрос, пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем. – Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.
Слайд 2.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Семь раз отмерь, один отрежь. Важно беречь платье снову, а честь смолоду. Тише едешь – дальше будешь. Без теста пирога не испечешь.
Запись:
Погонишься– глаг., 2 л, ед. ч., не поймаешь.– глаг., 2 л, ед. ч., отмерь – глаг., повелит. накл., отрежь – глаг., повелит. накл., беречь – н.ф., едешь -глаг., 2 л, ед. ч., будешь -глаг., 2 л, ед. ч., не испечешь – – глаг., 2 л, ед. ч.,
– Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь.) – Какой вывод можно сделать?
(Подсказка: Женя сделала такой вывод: “На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь”) – Права ли Женя?
Слайд 3.
ПУУД: поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, выведение следствий; обобщение.
(Материал для гипотез).
КУУД:  формулировка собственного мнения и позиции; адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающей с его собственной
 

Работа с правилом (учебник).
С.94. Прочитайте правило, правы ли мы в своих выводах.
Дополняем таблицу. Слайд 4.
Вопросы:
– Есть ли необходимость при написании мягкого знака после шипящих в глаголах определять форму, в которой они стоят? (Нет, т.к. ь пишется во всех формах глагола.) – Чем будет отличаться способ работы при написании имен существительных с шипящим на конце и глаголов с шипящим на конце? (У существительных надо определить склонение, у глаголов ничего определять не надо.)
Давайте вернемся к устному диктанту.
Надо ли писать ь в словах молчиш.., привлеч.., отреж Докажите.
ПУУД: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение обобщать.
КУДД: умение вступать в диалог.

V. Физкультминутка.
Слова развесить по классу. Соберите слова и прикрепите на доску в нужный столбик. Ь или не пишется Ь
Рож.., мышь.. жгуч.., лож.., могуч.. скрипуч,.. ласковый.., жеч., стереч.., хорош, глуш.., шалаш.., скрипач.., спиш.., дружиш.., береч.., кирпич, могуч, пишеш, думаеш
Проверка. Какое слово никуда не попало? Докажи.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
КУУД: умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, чтобы сделать что-то общее, строить понятные для партнера высказывания.
ПУУД: осуществление синтеза как составление целого из частей, построение цепи рассуждений.
РУУД: учитывание правила в планировании и контроль способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля по результату самоконтроль, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия

VI. Первичное закрепление знаний.
Упр. № 1 с. 94 письменно, фронтально у доски.
(Глаголы съешь, поешь в 3 столбик и во второй.)
(ОБЯЗАТЕЛЬНО СЪЕШЬ КАШУ – ПОВЕЛИТ; КОГДА СЪЕШЬ, ПОМОЙ ПОСУДУ -2ЛИЦО ЕД. У ТЕБЯ БУДЕТ ТРУДНЫЙ ДЕНЬ, ПОЭТОМУ ПОЕШЬ – ПОВЕЛИТ,. КОГДА ПОЕШЬ, БУДЕШЬ ЧУВСТВОВАТЬ УВЕРЕННЫМ – 2ЛИЦО, ЕД.Ч.)
РУУД: учитывание правила в планировании и контроль способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля, по результату самоконтроль.

VII. Составление алгоритма.
Систематизация всех имеющихся у учащихся знаний об орфограмме “Мягкий знак после шипящих”.
Как нам не ошибиться в написании орфограммы “Мягкий знак после шипящих”? Составим алгоритм.
Определим часть речи, если это:
Существительное, то определяем склонение 1, 2 – ь не пишем; 3 скл. – ь пишем.
Краткое прилагательное, то ь знак не пишется.
Глагол, то ь знак пишется во всех формах
Интерактивная доска. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Соедини линией, когда нужно писать ь.
Сущ. Ж.р. 3 скл Сущ. М.р. Глаг 2 л.ед.ч..
Ь
кр.прил глаг. Н.ф. глаг. повелит. наклон.


ПУУД: удержание учебной задачи, поиск и выделение необходимой информации, контроль результатов деятельности, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, обобщение; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации с помощью инструментов ИКТ.
РУУД: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; планирование деятельности, коррекция плана действий.

Работа в парах. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Работа в парах. Найди лишнее слово. Докажи.
Дочь, карандаш, мышь, веешь.
Малыш, свеж, хорош, пахуч.
Нет луж, нет крыш, спелая рожь, нет туч.
Беречь, дремуч, приедешь, назначь.
Проверка. Слайд 6
РУУД: учитывание правила в планировании и контроль способа решения; осуществление итогового и пошагового контроля по результату, самоконтроль.
КУУД: умение договориться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, чтобы сделать что-то общее, контролировать действия партнера;

VIII. Самостоятельная работа.
Упр. 5, с. 96. Прочитайте задание.
Что сначала нужно сделать? (Вспомнить изученные орфограммы “Мягкий знак после шипящих”. Алгоритм.)
Слова вы будете записывать в таблицу с. 34–35 тетрадь.
Проверка. Слайд 7, 8.
 
РУУД: учитывать выведенный алгоритм, планировать промежуточные действия для достижения цели; осуществление итогового и пошагового контроля по результату; самоконтроль
ПУУД: построение логической цепи рассуждений, доказательство; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, на основе выделения их существенных признаков.
РУУД: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

IX. Домашнее задание.
Упражнение 3 с. 95.
Выучить правило с. 94.
*Упражнение 2 с.95.
РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
ПУУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания.

X. Итог урока.
– Какая была тема? – Какие цели ставили? Какие достигли? – Какой вывод сделали? – Как нам не ошибиться в написании орфограммы “Мягкий знак после шипящих”?
РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
ЛУУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

XI. Рефлексия.
Кому на уроке было интересно и все понятно – поставьте на полях (!).
Если были затруднения (?).
Завтра мы продолжим разговор на эту тему “Мягкий знак после шипящих в глаголах”.
РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; осуществление итогового и пошагового контроля по результату; самоконтроль.
.

Уважаемые коллеги! Идея У – узнать заимствована в интернете. Р – развивать. О – объяснять. К – контролировать.

tђ Заголовок 115