Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню Земли


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
экологического развлечения
для детей старшего дошкольного возраста
«День Матушки-Земли»
Составитель: Мамаева Надежда Владимировна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 17 «Сказка»
г. Набережные Челны, РТ
.
ПАСПОРТ МЕРОПРИЯТИЯ
Название мероприятия: Экологическое развлечение «День Земли»
Идея развлечения: Слова писателя М. Пришвина: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу - значит охранять Родину».
Название и адрес организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Сказка»
РТ, г.Набережные Челны, пр. Ш.Усманова, д. 51/08
ФИО разработчика:
должность:
контактный телефон: Мамаева Надежда Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории,
89172243975
Аннотация: Развлечение «День Земли» будет полезным воспитателям старших дошкольных групп. Материал развлечения может использоваться на экологических занятиях, в индивидуальной работе, кружковой деятельности, в рамках проведения «Экологической недели». Мероприятие направлено на закрепление материала о природе родных мест, её флоре и фауне, важности сохранения природных ресурсов и т.д.
Возрастная группа: старшая дошкольная группа
Интеграция образовательных областей с учётом ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цели:
-создание у детей радостного, весеннего настроения к празднику – День Земли;
-формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе, желания детей конкретными делами и поступками украшать свою Землю.
Задачи:
Социально – коммуникативное развитие:
- формировать готовность детей к совместной деятельности «сообща»,
-способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и  сверстниками,
- развивать уважительное и доброжелательное отношение к окружающим,
- закреплять представления, как правильно вести себя в природной среде,
- закладывать основы экологически культурной личности,
-развивать мыслительную деятельность: умение объяснять выдвинутые гипотезы;
-формировать умение называть и понимать смысл пословиц о земле;
-доставлять детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности,
-поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с экологическим содержанием, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность, смекалку,
-воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, взаимопомощь, понимание юмора.
Художественно-эстетическое развитие («Музыка»):
-формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности-природе,
- развивать предпосылки смыслового восприятия,
-формировать музыкальную культуру у дошкольников,
-закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно,
-развивать навыки танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце 
его эмоционально-образное содержание,
-развивать творческую активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности.
Физическое развитие:
- развивать общую моторику через подвижные игры,
- формировать умение сохранять правильную осанку в танце,
- воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе.
Познавательное развитие:
-систематизировать знания детей о том, что Земля - наш общий дом, на Земле живут животные и растения,
-уточнить представления детей о жизни на Земле, общих условиях, которые имеются для растений, животных, людей,
-воспитывать осознанное, бережное отношение к земле, как источнику жизни человека,
- формировать логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения,
- развивать внимание, усидчивость, зрительную память, наблюдательность.
Речевое развитие:
- способствовать развитию речи детей,
 - помогать детям отвечать на вопросы,
- развивать речь детей, умение отвечать полными предложениями, выразительно читать стихи,
-развивать связную речь.
Репертуар:
1.Песня «Родине спасибо» муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденова.
2.Музыка «Весна» Вивальди.
3.Хоровод: «Ай- да, березка» муз. Попатенко.
4.Хоровод «Весна».
5.Песня «Земля-наш общий дом» муз. Насуленко. 
6.Аттракцион «Собери мусор».
7.Игры «Лесные обитатели», «Расшифруй знак», «Если я приду в лесок», «Накорми зайца». 
8. Подвижная игра на внимание: «Найди дерево».
Предварительная работа: Разучивание стихов, подвижных игр и элементов танцев к празднику «День Земли». Проведение серии занятий по темам: «Почему их так называют», «Кто, где живет», «Красная книга природы», «Земля - наш общий дом», «Вы нужны на Земле», «Я человек», экскурсии в природу, составление книжек – самоделок на темы «Насекомые», «Красная Книга» (животные и растения), «Животные Африки», «Путешествие по Антарктиде», «Животные Австралии», «Зимующие птицы», составление пищевых цепочек, знакомство с экологическими знаками, выпуск экологических коллажей, выполнение поздравительной открытки к празднику.Изготовление самодельных открыток для Земли.
Изготовление поделок из бросового материала для выставки.
Цель:  пробудить у детей интерес и любовь к окружающей природе, научить ребят общению с ней, стимулировать чтение книг по экологии, способствовать развитию сообразительности, находчивости, фантазии.
 Действующие лица: Ведущий
Весна
Земля
Мусорные Монстры (дети)
Место проведения:  музыкальный зал
Оформление Зал украшен плакатами и рисунками о защите природы, созданными детьми и их родителями.
Атрибуты праздника мусор: пластиковые пакеты, бутылки, коробки и т.п.,
маски для детей: 2 зайца,
муляжи 2-х морковок,
картинки с изображением животных и птиц: медведь, заяц, лошадь, птица,
иллюстрации разных деревьев: береза, дуб, ель, рябина,
набор картинок «Правила поведения в лесу».
Ход развлечения (кратко):
В гости к детям на праздник приходят два персонажа: Земля и Весна. Они возмущены тем, что Землю не берегут, захламляют. Дети доказывают, что умеют собирать мусор, имеют знания о деревьях, лесных зверях и птицах, умеют отгадывать загадки. Земля и Весна понимают, что планета в надежных руках и дарят рассаду цветов, чтобы дети могли высадить и ухаживать за растениями.
Игровой (сюрпризный) момент: Появление Земли и Весны с корзиной, в которой находятся задания для детей.
Методы и приёмы: совместная деятельность взрослого и детей;
самостоятельная деятельность детей;
наглядные,
словесные;
практические;
Планируемый результат: наличие знаний о существовании праздника «День Земли» весной, в апреле месяце,
радостное настроение у детей и родителей,
любовь к Родине, планете,
желание узнавать новое, неизвестное о природе Татарстана,
соблюдение правил поведения в природе (на практике), 
умение устанавливать причинно-следственные связи, умение объяснять гипотезы.
Литература: -Кучина С., Гецевич С. Давайте любить Землю! // Дошкольное воспитание № 7, 2004,
-Луконина Н. Н., Чадова Л. Е. Утренники в детском саду: сценарии о природе. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004,-Рыжова Н. А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки, праздники – М., Линка-Пресс, 2002,
-Цветкова И.В. Экология для детей. Игры и проекты. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Источник http://doshvozrast.ru/prazdniki/detscenarii11.htm
Ход мероприятия
370205061912500Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Все мы с вами живем в великой огромной стране - России. Мы все знаем много праздников, которые отмечают в Республике Татарстан, а какой праздник отмечается 22 апреля?
Все вместе: День Земли.
Ведущий: Международный день Земли отмечается ежегодно 22 апреля. Этот день призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Все желающие в этот день принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях. Все мы очень любим нашу страну, но не все жители нашей страны берегут окружающую природу, красоту наших лесов, морей и гор. Поэтому, сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно заботиться о нашей природе, что нужно сделать, чтобы красота ее не угасла. 
Земля, что приютила человека, Дала ему жилище и еду, Сегодня праздник отмечаем века, Нет, даже больше! Нашему труду! 1 ребенок: Сегодня поздравить спешит детвораЛюбимую нашу планету,Желаем здоровья, всех благ и добра,Ведь лучше Земли нашей нету!2 ребенок:  Наша планета ЗемляОчень щедра и богата:Горы, леса и поля –Дом наш родимый, ребята.3 ребенок: Давайте будем беречь планету,Другой такой на свете нету.Развеем над нею и тучи, и дым,В обиду ее никому не дадим.4 ребенок: Беречь будем птиц, насекомых, зверей,От этого станем мы только добрей.Украсим всю Землю садами, цветами,Все вместе: Такая планета нужна нам с вами!Дети (по строчке): Выхожу из дома я, -
Здравствуй, улица моя!
Я пою, и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти.
Отвечаю травам я,
Все вместе: Здравствуй, Родина моя.
Исполняется песня «Родине спасибо» муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденова.
Под музыку «Весна» Вивальди выходит Земля и Весна с корзинкой.
35013907048500Ведущий:  Здравствуй, Земля!Ты щедра и красива!В наших сердцах твоя добрая сила.В наших горячих руках твоё завтра.Здравствуй, Земля наша милая, здравствуй!
Земля:  Здравствуйте, дети! Я – Земля! Мне приятно слышать ваши слова. Ребята, я пришла на ваш праздник не одна, а со своей подругой. Встречайте! Это-Весна!
Весна: Здравствуйте, дети! Мне приятно находиться на этом большом, замечательном празднике!
Ведущий: Земля, а ты слышала нас? 
Земля: Я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я не в силах исправить всё то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух. Я не могу справиться со всем мусором, который разбрасывают по земле люди… Да, у меня много озёр, лесов, рек, но и их становиться все меньше и меньше.… У вас еще есть время, чтобы спасти меня и самих себя! Только вы сможете это сделать…
Люди добрые, очнитесь, Да скорее оглянитесь: Вам же негде будет жить, Если Землю не любить! Вы заботьтесь, охраняйте, И от грязи защищайте! Я хочу, чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы речка серебрилась, Чтобы бабочка резвилась Я хочу, чтоб солнце грело, И берёзка зеленела, Чтобы белочка скакала, Чтобы радуга сверкала.Ведущий: Дорогая Земля, а разве мы тебя обижаем? Земля: На мне исчезают птицы, На мне исчезают цветы. С каждым годом всё бедней Становлюсь я и грязней. 
Вот послушайте «Сказку о камской рыбке». «Жили – были старик со старухой на берегу реки Кама. Забросил дед невод в реку и вытащил- нет, не одну тину речную, а ещё ржавые банки и бутылки, пластиковые бутылки и пакеты. Закинул дед невод во второй раз – выловил рваный башмак и изношенную шину.  В третий раз, как и полагается закинул деде невод и попалась старику рыбка. Да не простая, а известное дело, золотая. Заговорила она человечьим голосом. Но вот чудо: не стала просить золотая рыбка, мол, отпусти меня, старче, в Каму-реку. А наоборот, взмолилась: «Только не отпускай меня обратно в воду! В Татарстане много нефти и иногда она попадает в воду. Как же жить в такой воде? Да еще размножаться? Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу превратиться в рыбку нефтяную, а хочу остаться рыбкой золотою!» Вот скажите мне, ребята: какой вред нефть и мусор наносят водным обитателям? (ответы детей)
Весна: Да, от вас многое зависит и только вы, люди, сможете помочь Земле. Вы должны найти путь к ее спасению… (Звучит громкая музыка). Что это? 
Танец Мусорных монстров.
Во время танца монстры разбрасывают мусор. Встают, смеются.
Ведущий: Не волнуйся, Земля, наши дети знают как себя надо вести: мусор весь соберут. Будет всё чисто и красиво. 
Аттракцион «Собери мусор»
Звучит музыка, дети танцуют, собирают мусор (выиграл тот, у кого мусора после подсчета оказалось в пакете больше) и постепенно уводят мусорных Монстров из зала. Возвращаются назад с красивыми поделками. Поделки расставляют на столе с надписью «Выставка поделок из ненужных вещей». Земля и Весна рассматривают их, удивляются, хвалят детей.
Земля (обращает внимание на оформление зала):  Представьте, дети, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак. Как вы объясните мне и Весне, что это за знак и для чего он нужен?
Игра «Расшифруй знак»




Весна: Как много вы знаете. Какие вы молодцы!
Ты, Человек, любя природу,Хоть иногда ее жалей;В увеселительных походахНе растопчи ее полей.Не жги ее напропалуюИ не растаптывай до дна,И помни истину простую -Вас много, а она одна.
Земля — общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. А знаете вы правила поведения в природе? Давайте проверим?
игра «Если я приду в лесок»
Весна: Мы будем говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если мы будем поступать хорошо, говорите- «да», если плохо, то кричите- «нет»! Будьте внимательны!Земля: Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет) Весна: Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет) Земля: Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да) Весна: Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да) Земля: Если разведу костер, а тушить не буду? (нет) Весна: Если сильно насорю и убрать забуду? (нет) Земля: Если мусор уберу, банку закопаю? (да) Весна: Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да) 
Земля: Да, молодцы, ребятки. Это было легко, а ответьте-ка мне на такие вопросы: 
-Какой хищник любит малину? (медведь) 
-Чем ёж похож на медведя?(спят зимой) 
-Назовите самое трудолюбивое насекомое леса (муравей) 
-Кто в траве стрекочет, перепеть всех хочет? (кузнечик) 
-Какую траву могут узнать на ощупь даже слепые люди? (крапива). 
Имитационная игра: «Лесные обитатели»(у Весны картинки с изображением животных и птиц. Под музыку дети называют, имитируют их движения: прыгают, летают и т. д.)Весна: Скажите мне, друзья, Заяц сколько лет живет? Отвечайте дружно, с толком…
Все вместе: Все зависит тут от волка!
Ведущий: Вот видишь, Весна, умеют думать наши дети. Если зайчик ловкий, он дольше проживет и не попадется в лапы ни волку, ни лисе.
Весна: Давайте - ка поиграем с вами в игру «Накорми зайца». 
(участвуют 4 ребенка. Двум детям надевают маски зайцев и сажают на стульчики. Двум другим завязывают глаза, сажают их напротив «зайцев» и дают им по морковке. По сигналу дети должны накормить морковкой «зайцев». Побеждает пара, быстрее справившаяся с заданием).Весна: Ладно, так и быть, я вам загадаю последнюю загадку: «Чтобы оставить о себе добрую память, каждый человек должен посадить дерево. Какое дерево имеет белый ствол?»
Все вместе: Береза.
Ведущий: Мы стихи про березку знаем. Хочешь послушать?
Ребенок: Береза моя березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая!
Стоишь, ты, березонька,
Посереди долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
Венки вьют, пляшут.
Ведущий: Про березку мы и песню знаем, хотите послушать?Весна и Земля: С удовольствием! Хоровод: «Ай- да, березка» муз. ПопатенкоВесна: Названия каких деревьев вы еще знаете? (дети перечисляют). Земля: Проверим в игре? Подвижная игра на внимание: «Найди дерево» (в разных местах зала висят картины деревьев.  Дети делятся, например, на 3 команды. И по сигналу  бегут к изображению выбранного дерева, кто быстрее).Весна: Да, именно весной, с моим приходом, природа оживает и Земля преображается. Зеленеют лес и луг, так красиво все вокруг!
Ведущий: Про тебя, Весна, мы тоже песню знаем, сейчас споем.
Будем праздник продолжать,Петь, играть и танцевать.В круг, ребята, выходите,Хоровод свой заводите. 
Под музыку дети выходят в центр зала, исп. хоровод «Весна»Ведущий: А мы еще знаем много пословиц о земле. Русский народ называет Землю «матушкой», «кормилицей» и сочинил много пословиц и поговорок. Дети, какие вы знаете русские народные пословицы и поговорки о Земле?- Земля заботу любит.- Без хозяина земля - круглая сирота.- Возвращай земле долг - будет и толк.- Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.- Накорми землю — она накормит тебя.- Всякому мила родная сторона.- Своя сторона не бывает холодна.- Родная землица и во сне снится.- Велика русская земля, а везде солнышко.- Земелька черная, а хлебец белый родит.- Кто землю любит, того и земля жалеет.
Ведущий: Презентация поздравительных открыток дню Земли. Прими, Земля, от наших детей подарки и поздравления.
Дети с самодельными открытками встают в шеренгу.
righttop001 ребенок: Дорогая, Земля, поздравляю тебя с твоим днем! Желаю, чтобы ты оставалась голубой и чистой планетой.
2 ребенок: Дорогая, милая, Земля! Поздравляю тебя с твоим великолепным праздником! Я желаю тебе здоровья, твоим рекам, озерам, лесам, твоим питомцам: зверям и птицам, рыбкам и насекомым.
3 ребенок: Я желаю тебе быть самой красивой планетой.
4 ребенок: Земля, я знаю, что тебя нужно беречь и нельзя загрязнять. Поздравляю тебя с праздником!
Земля: Спасибо вам, ребята. Мне так было с вами интересно. 
Весна: И мне. Давайте будем беречь красоту Земли.
Давайте будем беречь планету – Во всей вселенной похожей нету, Во всей вселенной только одна Для жизни и дружбы всем вам дана.
Земля: Славно мы повеселились. 
Очень крепко подружились. 
Поплясали, поиграли. 
Все вокруг друзьями стали. 
Нам пора уже прощаться 
С вами будем расставаться. 
А привезли мы вам в подарок цветы. Пусть пока это еще рассада, но, если каждый из вас посадит их в контейнер, то в один прекрасный день они превратятся в цветы и планета станет, как цветущий сад. До встречи в следующем году! 
Земля и Весна уходят.
34537657255510001 ребенок: Любите родную природу –Озера, леса и поля.Ведь это же наша с тобоюНавеки родная земля. 2 ребенок: На ней мы с тобою родились,Живем мы с тобою на ней.Так будем же, люди все вместеМы к ней относиться добрей.
Ведущий: Ведь, правда, друзья, хорошо на планете? За всё на Земле мы с вами в ответе! Давайте беречь от невзгоды любой Большой и доверчивый шар голубой! 
Дети с песней «Земля-наш общий дом» муз. Насуленко покидают зал.