Статья ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Автор: Р.М.Аверченко, воспитатель

Развитие ребенка как целостной личности – основная задача всех современных программ воспитания дошкольников. В моем понимании, способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. В.А.Сухомлинский писал: «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.»
Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. По моему мнению, ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально- развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к устному народному творчеству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Особую роль народного декоративно- прикладного искусства в эстетическом воспитании дошкольников отмечали многие отечественные ученые (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.С.Картинская, Е.Г.Ковальская, Н.Б.Халезова, В.Н. Чуракова, З.А.Богатеева, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и др).
Е.А.Флерина одна из первых выступала за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе приобщения к нему дети приобретают навыки и умения, необходимы для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров.
Общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено развитием его речи. Анализ психолого- педагогических работ (Б.Б. Ананьева, С.Л.Рубинштейна) доказывают необходимость развития речи ребенка в развитии двух сторон: логическая и эмоционально- выразительная. Оптимальным средством развития эмоциональной стороны речи психологи и педагоги считают «детский» фольклор. Такие черты произведений устного народного творчества, как увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить , чувствовать и воспринимать окружающий мир. Восприятие художественных текстов, являясь особой творческой деятельностью, связывает воедино проявления всех компонентов интеллекта, развивает эмоциональную отзывчивость, сопереживание, сочувствие персонажей, формирует интересы и другие личностные качества.
С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки. попевки, загадки, русские народные сказки. В период адаптации ребенка к новым условиям детского сада, показ яркой игрушки сопровождаемый чтением потешки воспитателем или красочная книга со сказками помогают переключить внимание ребенка от родителей и установить с ним контакт.
Устное народное творчество, в том числе и прежде всего сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение для ребенка. Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и к людям. Но процесс это не простой, и не быстрый, тем более что доброта многогранна: это и отзывчивость, и стремление помочь, и умение проявлять сочувствие. И наша задача, как воспитателя нужно воспринимать полноценную личность, поэтому надо устранить все, что мешает свободному общению ребенка с детьми. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Вот на этом и основывается активное обучение детей средствами речевой выразительности русского языка и представляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.
Основной акцент в своей профессиональной деятельности я ставлю не на результат, а на развитие личности самого ребенка в процессе его собственной деятельности. Воспитательно- образовательный процесс и предметно- развивающую среду выстраиваю с учетом принципов современной педагогики, личностно- ориентированного подхода, .особое внимание уделяю формированию речи дошкольников посредством устного народного творчества. Поэтому цель моей профессиональной деятельности- сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, пополнить ее яркими впечатлениями и интересными делами, радостью творчества посредством знакомства с различными видами народного творчества: музыкального, художественно- речевого, декоративно- прикладного.
В соответствии с выбранным направлением для реализации цели в процессе учебно- игровой деятельности, поиска эффективных способов развития творческих способностей дошкольников я поставила следующие задачи:
Знакомить с многообразием народного- декоративно- прикладного искусства;
Развивать творчество, фантазию, любознательность, наблюдательность и воображение;
Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строчками стихов;
Способствовать активизации различных сторон речи дошкольников: словаря, грамматического строя речи, совершенствовать звуковую культуру и выразительность речи посредством фольклора.
Формировать познавательную активность, приобщая к национальной культуре;
Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы ребенка.

В своей работе я использую программу «Радость творчества» под ред. О.А. Соломенниковой, в основе которой лежит интеграция художественно- речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности дошкольников через ознакомление классическим и народным искусством.
Учитывая мнение авторов программы, я использую русский фольклор в следующих направлениях:

Направление
Цель
Форма работы

Для оформления интерьера группы.
Создание предметно- пространственной среды
- выставки рисунков и поделок;
-уголок ряженья;
-различные виды театров;
-атрибуты к сюжетно- ролевым играм.

Для ознакомления детей с народным искусством.
Приобщение детей к фольклору
- рассматривание иллюстраций;
- слушание народной музыки, песенок, потешек, загадок, сказок;
- рассматривание изделий народного творчества.

Для развития детского творчества
Развитие творческих способностей
- занятия;
- творческие задания;
- театрализованная деятельность;
- фольклорные праздники (рождество, масленица, пасха);
- знакомство с элементами росписи народно- прикладного искусства.
- рассматривание иллюстраций;
- видеотехника.


В подтверждение вышеизложенного можно сказать следующее.
Ребенок раскрывается лишь тогда, когда увлечен каким-либо делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения.
Выдающийся отечественный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества».
Воспитатель должен стать другом для ребенка только при сердечном отношении в душе ребенка может зародиться доверие, любовь, доброта к людям, вера в справедливость старших. Без этой веры невозможно уединение воспитанника и воспитателя, а значит невозможен единый воспитатель- педагогический процесс. Только любовь к детям может раскрыть ребенка. У ребенка развивается связная речь, свободно излагает свои мысли, составляет рассказы, сказки, умеет пересказывать. Проявляет интерес к русскому народному творчеству, узнает их быт.



Список используемой литературы:
Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании дошкольников», М. 2005г
Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» М.2005г
Соломенникова О.А. «Радость творчества». М.2005г

13PAGE 15


13PAGE 14115