Элективный курс:Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников.

Муниципальное образовательное учреждение гимназия
«Российская школа»


«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ гимназии
«Российская школа»
__________________
Приказ №____от_______2010 г._




Элективный курс:
«Роль физической культуры
в укреплении здоровья школьников»


Учитель: Плотникова И.А.






Королев, 2010 г
Пояснительная записка


Здоровье – это совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов и т.д. Справедлива поговорка: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял». Но всегда ли мы бережно относимся к своему здоровью, укрепляем его?
На сегодняшний день в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.
У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.), что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.
Пагубное влияние на здоровье оказывают алкоголь, наркотики, табак. Около 7,5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно-психической сферы, хотя основная масса таких детей обучается в обычных классах.
Среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% - составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов; низкий уровень освещенности школ; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучие психологического климата школьных коллективов и т.д.
Неоправданно завышенный объем учебных программ, большие размеры учебников, их качество и полиграфическое оформление резко увеличивает число больных учеников. К этому же ведет несоответствие мебели и оборудования гигиеническим нормам, загрязнение воздуха в школьных помещениях. Также ослабляет здоровье неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя.
Помогает сохранить здоровье четкий режим дня. Прием пищи, сон, гигиенические процедуры и т.д. Благодаря четкому режиму человек не испытывает перегрузки, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается.
Укрепляет здоровье высокая двигательная активность.
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Кроме физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость) развиваются ценные психические качества (настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание). Средствами физического воспитания являются разнообразные физические упражнения, подвижные игры, спорт.
Жизненный комфорт современного человека вызвал резкое ограничение ежедневной двигательной активности, что приводит к отрицательным изменениям в деятельности различных систем организма. Особенно большие изменения в условиях дефицита движения (гиподинамии) происходят в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Определив уровень потребления кислорода, можно оценить функциональные возможности кардиореспираторной системы. В связи с этим был разработан проект, направленный на усиление двигательной активности растущего организма.




















Тип проекта: информационно-поисковый, исследовательский.
Участники: учащиеся 7 класс.
Учебные предметы: биология, валеология, экология, химия, физическая культура
Продолжительность: средней продолжительности

Цель:
изучить физическое состояние учащихся, выявить влияние физической культуры на здоровье школьников.

Задачи:
1. Раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения.
2. Изучить методы самоконтроля и коррекции осанки.
3. Определить уровень потребления кислорода как биохимический критерий гиподинамии.

Основные методы: изучение теоретических основ, выполнение практических работ, анализ, сравнение, выступление агитбригады.



Выход: Представление проекта в виде презентации.














Календарно-тематическое планирование

Дата проведения урока
Тема
Форма проведения
Форма контроля

Изучение теоретических основ

01.09
1. Изучение теоретических основ.
Лекция
Текущий опрос

08.09
2. Роль физического воспитания в улучшении внешности человека.
Лекция
Текущий опрос

15.09
3. Значение и правила выполнения зарядки.
Лекция
Текущий опрос

22.09
4. Практическая работа №1 «Определение максимального потребления кислорода (МПК)»
Практическая работа
Практическая работа

29.09
5. Практическая работа №2 «Методы самоконтроля осанки и ее коррекция».
Практическая работа
Практическая работа

06.10
6. Практическая работа №2 «Методы самоконтроля осанки и ее коррекция».
Практическая работа
Практическая работа

Изучение состояния внешнего дыхания у школьников с различной степенью физической подготовки.

13.10
7. Природа кислорода и углекислого газа.
Комбинированный урок
Текущий опрос

20.10
8. Роль кислорода и его применение.
Комбинированный урок
Текущий опрос

27.10
9. Роль углекислого газа и его применение.
Комбинированный урок
Текущий опрос

10.11
10. Участие кислорода и углекислого газа в обмене газов в организме человека.
Комбинированный урок
Текущий опрос

17.11
11. Гемоглобин.
Комбинированный урок
Текущий опрос

24.11-01.12
12-13. Гипоксия. Влияние гипоксии на функциональное состояние.
Комбинированный урок
Текущий опрос

08.12-15.12
14-15. Методы исследования функций внешнего дыхания.
Комбинированный урок
Текущий опрос

22.12
16. Практическая работа №3 «Определение дыхательного объема школьников».
Практическая работа
Практическая работа

29.12
17. Практическая работа №4 «Определение резервного объема вдоха и выдоха».
Практическая работа

Практическая работа

12.01
18. Практическая работа №5 «Определение жизненной емкости легких».
Практическая работа
Практическая работа

19.01
19. Практическая работа №6 «Определение общей емкости легких», «Легочная вентиляция».
Практическая работа
Практическая работа

26.01-02.02
20-21. Практическая работа №7 «Пробы с задержкой дыхания. Проба Штанге. Проба Генча».
Практическая работа
Практическая работа

09.02-16.02
22-23. Практическая работа №8 «Реакция аппарата внешнего дыхания на физическую нагрузку».
Практическая работа
Практическая работа

02.03
24. Обработка полученных данных.
Практикум
Отчет

09.03
25. Проведение социологического опроса учащихся.
Анкетирование (1-4 кл.)
Анкетирование
Отчет

16.03
26. Анкетирование (5-8 кл.)
Анкетирование, обработка полученных данных
Отчет

23.03
27. Анкетирование (9-11 кл.)
Анкетирование, обработка полученных данных
Отчет

06.04-13.04
28-29. Анализ социологического опроса.
Комбинированный урок, обработка полученных данных
Опрос

20.04-27.04
30-31. Конкурс творческих работ учащихся на тему: «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников».
Комбинированный урок
Конкурс работ

04.05-11.05
32-33. Выступление агитбригады (5-9 кл)
Конференция
Конференция

18.05
34. Подведение итогов. Конференция
Конференция
Конференция

Итого: 34 часа, в т.ч. практ. работ- 8






Содержание

I. Изучение основ
1. Изучение теоретических основ.
2. Роль физического воспитания в улучшении внешности человека.
3. Значение и правила выполнения зарядки.
4. Практическая работа №1 «Определение максимального потребления кислорода (МПК)»
5. Практическая работа №2 «Методы самоконтроля осанки и ее коррекция».
6. Практическая работа №2 «Методы самоконтроля осанки и ее коррекция».

II. Изучение состояния внешнего дыхания у школьников с различной степенью физической подготовки.

7. Природа кислорода и углекислого газа.
8. Роль кислорода и его применение.
9. Роль углекислого газа и его применение.
10. Участие кислорода и углекислого газа в обмене газов в организме человека.
11. Гемоглобин.
12-13. Гипоксия. Влияние гипоксии на функциональное состояние.
14-15. Методы исследования функций внешнего дыхания.
16. Практическая работа №3 «Определение дыхательного объема школьников».
17. Практическая работа №4 «Определение резервного объема вдоха и выдоха».
18. Практическая работа №5 «Определение жизненной емкости легких».
19. Практическая работа №6 «Определение общей емкости легких», «Легочная вентиляция».
20-21. Практическая работа №7 «Пробы с задержкой дыхания. Проба Штанге. Проба Генча».
22-23. Практическая работа №8 «Реакция аппарата внешнего дыхания на физическую нагрузку».
24. Обработка полученных данных
25. Проведение социологического опроса учащихся.
Анкетирование (1-4 кл.)
26. Анкетирование (5-8 кл.)
27. Анкетирование (9-11 кл.)
28-29. Анализ социологического опроса.
30-31. Конкурс творческих работ учащихся на тему: «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников».
32-33. Выступление агитбригады (5-9 кл)
34. Подведение итогов. Конференция.

































Основные требования к знаниям, умениям учащихся

После изучения программы данного курса учащиеся должны уметь:
работать в группах;
проводить микроисследование, обрабатывать полученную информацию;
создавать презентации, придерживаясь определенной структуры;
решать задачи с экологическим содержанием;
оценивать ситуацию и действовать с наименьшим ущербом для своего здоровья.



























Литература


Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Просвещение, 1998.

2. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт. сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009 – 186с.

2. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и
методы активизации познания / под ред.Л.Ю. Ганич. – М.:
Школа-пресс, 1998.

3. Жданова Ю.В. Формирование здорового образа жизни.
Практические работы / Ю.В.Жданова // Биология в школе. –
2004. - №2. – С. 38-43

5. Конь И.Я., Копытько М.В., Тоболева М.А. Как сохранить здоровье? // Классный руководитель. – 2004. - № 4.

6. Мельникова Т.И. За здоровый образ жизни. // Биология. – 1997. - №6

7. Павлов А.В. Режим в жизни человека. – М.: Просвещение, 1996.

8. Хрипков А.Г., Колесов В.Д. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1994.

9. Химия в школе // Научно-методический журнал. 2007, № 10.






15