Конспект урока по русскому языку на тему Склонение имён существительных во множественном числе (4 класс)


План-конспект
Урок русского языка по теме « Склонение имён существительных во множественном числе».
Предмет: русский язык.
Класс: 4.
Тема урока: Склонение имён существительных во множественном числе.
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации .Задачи:
Образовательные:
- формировать знания об изменении существительных по числам, об окончаниях существительных в именительном падеже множественного числа;
– формируем умение анализировать, сравнивать.
Воспитательные:
– воспитываем культуру общения;
– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других.
Развивающие:
– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);
- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор.

Структура и ход урока:
Этап урока Действия учителя Действия учащихся УУД Время
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Здравствуйте, ребята.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок
Психологический настрой.
- Я спокоен.
- Я внимателен.
- Я многое знаю.
- У меня всё получится.
.Запишите число,классная работа.
Готовность рабочего места ученика. Личностные: самоопределение. 1
2. Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности Ваша задача правильно выполнить задание: определить орфограмму, проверить (устно), записать слова.
Апрель,декабрь,ноябрь,октябрь сентябрь,февраль,январь.
- Прочитайте слова .Что у них общего?
- Запишите слово месяц ,поставьте ударение,подчеркните непроверяемую гласную.
- Спишите с доски названия месяцев с орфографическим проговариванием в той последовательности, в которой вывешены репродукции на доске.
-Как вы отличили на картинках сентябрь и октябрь? Декабрь и январь?
- Слова какой части речи записали?
- Что общего заметили в этих именах существительных?
Выполнение задания.
Ответы детей.
. Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке) 83. Выявление
места и причины затруднений
(постановка учебной задачи) -Прочитайте два столбика слов на доске.
месяц месяцы
месяца месяцев
месяцу месяцам
месяц месяцы
месяцем месяцами
о месяце о месяцах
-Что общего у слов первого столбика?
-Что общего у слов второго столбика?
-Как слова расположены в строчках?
-Какое слово изменяется по падежам в первом столбике? Во втором столбике?
- Что будем сегодня делать на уроке?
- Сформулируйте тему урока. Отвечают на вопросы

В каждой строчке формы одного падежа.
Ставят цели, формулируют тему урока.
Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)
Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы) Личностные: устанавливать связьмежду целью учебной деятельностью и её мотивом
5
4. Построение
проекта выхода
из затруднения Работа по учебнику
- Прочитайте диалог профессора Самоварова и Вани на с.41 и скажите ,как определить склонение имён существительных во множественном числе.
Работа в парах.
Задание 1 вариант- склоняет слово вьюги
2 вариант – метели.(проверка по слайду)
Сравните. Проверим. Сделайте вывод.
- Пронаблюдайте за склонением существительных во мн.ч.
- Что вы заметили?
- Какие это падежи?
Выдвигают гипотезы.
Выполняют задание

Сравнивают, делают вывод.
Предполагаемый вывод учеников:
В некоторых падежах есть одинаковые окончания у существительных разных склонений.
Дательный, творительный, предложный. Познавательные (умение извлекать информацию из учебника), логические (анализ, синтез), обоснование гипотез.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: управление поведением партнёра. 8
Физкультминутка. - Я буду называть существительные в единственном и во множественном числе. Если услышите сущ. в ед. ч. – наклон вправо, если во мн. ч. – наклон влево.
Страны, школы, ручка, апельсин, , огурцы, линейки, верблюд, слон, верблюды, парты, стол, стул, вьюга, метель, дожди, снега, сердце, душа, дни, ночи.
2
5. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней
речи
- Как отличить существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?
- Какие окончания имеют существительные во множественном числе именительном падеже?
По значению, по окончанию.
и -ы -а -я Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила)
Познавательные (общеучебные)
Коммуникативные (умение полно и точно выражать свои мысли) 3
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельную работу по учебнику.
Выполнение упражнения упр.48 с.30 (рабочая тетрадь)
Выполняют задание самостоятельно
Взаимопроверка в паре.
Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания), контроль, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)5
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Домашнее задание -Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Найдите и обозначьте имена существительные во множественном числе.
Пришла з..ма. Завыли вьюги. Ударили м…розы. Гол…дно птицам зимой. Вот они и л…тят к жилью человека .Ты помоги им! Крошки хлеба, семена- вот их пищ… . Птицы- наши друз…я.
Самопроверка. Слайд 5.
– Что узнали нового?
– Ответили ли на главный вопрос урока?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто доволен сегодня своей работой?
Рабочая тетрадь – упр.50 (с.32). Самопроверка. Слайд 5.
Отвечают на вопросы Личностные (смыслообразованияРегулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
Коммуникативные (умение полно и точно выражать свои мысли) 8

Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 ЭОР №1 «Правописание безударных гласных в корне слова»
Мультимедийный, Практический Интерактивное упражнение на основе иллюстраций http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4d5bee78-1bd8-4173-8e40-ec33bff58a38/%5BNS-RUS_3-06%5D_%5BIG_119%5D.swf
2 ЭОР №2 Проверка безударных гласных в окончаниях имён существительных Мультимедийный Информационный Интерактивная таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b676ba8-fbc7-44c3-9f91-d1c8375f5183/%5BNS-RUS_4-09%5D_%5BTQ_002%5D.swf3 ЭОР №3 «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»
Мультимедийный, Практический Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/177defa8-d7c4-474b-9ee5-d4bf49ee7ce1/%5BNS-RUS_4-09%5D_%5BQS_005%5D.html