Методические рекомендации для педагогов по проведению и составлению занятий по классическому танцу. Губанова Н.В.


Методические рекомендации для педагогов по проведению и составлению занятий по классическому танцу
Губанова Наталья Владиславовна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦРТДиЮ»
Классический танец — это канонизированная система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе раскрытия эмоций, мыслей и переживаний человека средствами пластики. Общая техника, форма этой системы складывалась на протяжении длительного времени, отвечая требованиям определенной эпохи и национальным особенностям каждого народа. Педагоги классического танца должны хорошо разбираться в его последовательной и гармоничной системе воспитания всего мышечного аппарата — тела танцовщика.
Свободная, широкая манера исполнения, свойственная современной школе классического танца, полностью зависит от правильной начальной постановки тела танцовщика, его умения владеть позой, от его технических возможностей.
Педагог, прежде всего, должен основательно знать методические основы классического танца, владеть его формой, разбираться в психо-физио-логической основе движения. Для этого ему необходимо владеть системой специальных знаний по педагогике, психологии и физиологии ребенка.
При показе нового материала нужно останавливаться на всех деталях формы движения, объяснить работу мышц во время его исполнения. Когда обучающийся увидит красивый профессиональный показ движения, поймет из объяснений педагога, как его исполнить, он усвоит и передаст форму движения сознательно и правильно, не теряя при этом индивидуального творческого подхода.
Чтобы обеспечить по-настоящему эффективное, сознательное усвоение танцевального материала, желательно показывать и объяснять новый материал, каждый раз обращаясь к воспитанникам с вопросом: «Всем понятно?» и в случае необходимости повторить его.
Во время выполнения задания нужно следить за работой всего класса. Как только обучающиеся закончат упражнение, то сначала делаем общие замечания, а затем индивидуальные — отдельным обучающимся. Если они допустили много ошибок, необходимо еще раз повторить движение. Во время повторения, заметив, что обучающийся ошибся, следует подойти к нему и негромко сделать замечание, не отвлекая внимание всего класса. С неуспевающими задание можно повторить снова или дать им время исправить ошибки к следующему занятию.
Такая система замечаний не задерживает ход занятия, обеспечивает лучшее качество исполнения и закрепления материала, развивает внимание и сосредоточенность обучающихся, а, главное, приучает их самостоятельно думать и работать на занятии.
Не следует бояться давать обучающимся задание домой для исправления своих ошибок. Это воспитывает ответственность, развивает их хореографическое мышление, что крайне необходимо и важно в танцевальной практике.
Необходимо методически правильно построить занятие, определить его общую направленность, правильно распределить мышечную нагрузку ребенка при составлении порядка движений на занятии.
Основательного усвоения знаний можно добиться от обучающихся лишь в том случае, если педагог сам детально продумает, в какой последовательности и как лучше проходить программный материал и отрабатывать движения. При методической разработке танцевального материала необходимо придерживаться такого правила: идти от легкого к трудному, не перегружая мышц, раскладывая сложные движения на простые.
На первом году обучения, после того, как движения хорошо выучены в медленном темпе, можно темп немного ускорить. После усвоения движений в более быстром темпе можно продолжать постепенное ускорение темпа в соответствии с программным материалом и физическими возможностями детей. На протяжении следующих годов обучения темп необходимо ускорять, следя в то же время, чтобы при этом совершенствовались движения, сохранялась чистота и четкость их исполнения.
Танцевальность и исполнительское мастерство обучающегося должны развиваться на занятии параллельно с овладением танцевальной техникой. Потому, что как бы ни была безупречна техника движений, если они лишены танцевально-пластического выражения, то не создадут красоты и эстетики танца. Работать над пластикой движения отдельно от техники движения также невозможно
Но на первом этапе изучения того или иного движения внимание обучающихся, прежде всего, следует направить на его техническую передачу. Пластику и музыкальное воплощение этого движения на первом этапе им охватить еще трудно. Пройдет определенное время, и каждое технически освоенное движение получит соответствующую пластично-музыкальную форму — то есть танцевальность.
Для правильного развития танцевальности рекомендуется, овладев танцевальной пластикой отдельно каждого движения, перейти ко второму этапу — соединению двух, трех и более движений в единое целое, комбинацию.
Многие педагоги не уделяют достаточного внимания отработке общей координации движений, поэтому дети, обучаясь на протяжении нескольких лет в студии, не могут овладеть пластикой танца. Это объясняется тем, что педагог с момента изучения эпольман не следит за точным его исполнением. При усвоении комбинаций, построенных на двух и больше движениях, педагог не объясняет им, в чем состоит основа техники соединения движений, а именно, что конец одного движения является в то же время началом другого. Овладевать координацией соединения движений нужно медленно, останавливаясь на каждой детали, а, главное, объясняя обучающимся, в чем состоит основная задача комбинации.Недопустимо на первом-втором годах обучения прибегать к сложным, длинным комбинациям, не учитывая физических возможностей и мышечной подготовки детей, а также на третьем-четвертом годах обучения увлекаться сложными вариациями и танцевальными комбинациями.
Простые комбинации, построенные на двух движениях, можно разучивать с обучающимися во втором полугодии первого года обучения.
Некоторые педагоги считают, что на каждом занятии следует давать новый материал, так как именно это развивает у обучающихся хореографическую сообразительность. Это неверно. На протяжении первых двух лет обучения необходимо хорошо закрепить правильную общую постановку, грамотность движений, точность поз, культуру танца. Между тем, если на каждом занятии давать новый материал, то внимание детей будет отвлекаться на его запоминание вместо основательного усвоения вышеупомянутых основ классического танца. На первом и втором годах обучения необходимо повторять каждое занятие до тех пор, пока оно не будет полностью усвоено.
На третьем и четвертом годах обучения смена занятий может быть частой, но также после усвоения предыдущего материала. При построении нового занятия педагогу необходимо включать в него недостаточно усвоенный материал предыдущего занятия.
Во многих детских танцевальных коллективах увлекаются сложными, техническими движениями, главным образом вращением. Иногда приходилось наблюдать, как обучающиеся второго, третьего годов обучения исполняли в быстром темпе шене, туры по диагонали и даже по кругу.
Заставляя обучающихся исполнять еще непосильные для них движения, педагог вместо развития естественной грации, которой владеет каждый ребенок и которую следует развивать, обогащая красотой форм классического танца, добивается противоположного — дети теряют естественную грацию, искажают форму классического танца, приобретают дилетантские манеры.
К таким же печальным результатам приводит и исполнение детьми третьего — четвертого года обучения сложных вариаций из репертуара классических балетов, требующих многолетней подготовки. Подобная практика перегружает психологические и физические возможности обучающихся, плохо отражается на их нервной системе, портит вкус, приучая к дилетантству.
В первом полугодии первого года обучения правильнее заниматься только этюдной работой. Этюды по своему содержанию должны быть понятны обучающимся, композиционно несложны, построены на тех движениях, которые они проходят по программе.Со второго полугодия этюды усложняются, но также только в объеме программы. В это время можно начать разучивать с обучающимися несложные танцы, этюды к которым разучивались заранее.
На втором, третьем и четвертом годах обучения репертуар этюдов составляется по тем же принципам, что и на первом году обучения, но усложняется по программе. Стоит обсуждать с обучающимися тему и содержание этюдов. Увлеченные такой творческой работой, они самостоятельно сочиняют интересные танцевальные сюжеты.
Классическим репертуаром нужно пользоваться осторожно, так как в нем мало произведений, доступных детям, обучающимся в самодеятельных студиях классического танца.
Такие танцы, как «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик» из балета «Спящая красавица», можно рекомендовать для исполнения обучающимся второго — третьего года обучения. Увлекаться «Танцем маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» не рекомендуется даже на четвертом году обучения, потому что для правильного исполнения этого танца необходим высокий уровень исполнительского мастерства. Безусловно, если девочки будут на четвертом году хорошо подготовлены, с ними можно разучивать этот номер наряду с другими, например: вариации феи Крошки, феи Канарейки, феи Ландыш из пролога балета «Спящая красавица» и другой, доступный обучающимся классический репертуар на выбор и усмотрение опытного педагога.
Однако основной репертуар самодеятельных студий классического танца должен создаваться в самом коллективе с учетом танцевальной подготовки обучающихся, их возрастных особенностей и исполнительских возможностей.
Наблюдаются случаи преждевременного форсирования прыжка. Бывает, что с самого начала изучения первого прыжка – соте в первой и второй позициях, педагоги требуют от обучающегося прыгнуть как можно выше, сильно вытянув в прыжке ноги и пальцы. При этом они совершенно забывают, что для такого усилия у них еще слишком слабые мышцы. Ребенок, прыгая, помогает себе корпусом: дергает плечами, вытягивает и напрягает шею; руки при этом сгибаются в локтях, перекручивается кисть руки. Педагог должен предупреждать эти ошибки, так как они приведут к образованию у обучающихся мышечных зажимов.
На протяжении первого года не следует требовать от ребенка высокого прыжка, а лишь в силу его физических возможностей при спокойном корпусе, плечах. Ни подъем, ни колени ребенок еще не может вытянуть до конца и научится этому, постепенно развивая силу ног, не форсируя прыжок.
В первый период обучения главная задача педагога состоит в том, чтобы научить обучающегося прыгать без дополнительных усилий корпуса, отталкиваться от пола всей ступней, не поднимая пяток до начала прыжка. Опускаться после прыжка на пол надо мягко — с пальцев на всю ступню на деми-плие, плотно прижимая пятки к полу, колени, держа выворотно, а спину — ровно. Если педагог приучит обучающихся на первом году обучения к такому правильному прыжку, то на втором году им будет легче развивать прыжок вверх без помощи корпуса, плеч, шеи и рук.
На третьем и четвертом годах обучения прыжок изучается не только вверх, но и с отлетом во все стороны. При этом следует сохранять правильную форму положений и поз, к чему обучающийся уже должен быть подготовлен на протяжении предыдущих годов обучения.
Некоторые педагоги в первые две недели обучения знакомят детей с тремя позициями рук и требуют от учеников выполнения задания с раскрытой рукой во второй позиции. Но обучающийся еще не в состоянии правильно держать руку, так как мышцы руки, которые должны поддерживать руку, еще не развиты. Рука его быстро утомляется, локоть провисает, кисть руки становится бесформенной. Обучающийся невольно начинает помогать руке плечом, поднимая и напрягая его. Вместе с плечом напрягается и шея, поднимается лопатка и нарушается правильное положение спины, наступает сильное «зажатие» корпуса. В руке, как и в ноге, должна постепенно развиваться мышечная сила. Достигается развитие мышц руки только путем правильной постановки рук, требующей длительной тренировки.
Занятие по классическому танцу органически связано с музыкой, являющейся важным компонентом в хореографическом искусстве, в художественном воспитании детей. Ни в коем случае нельзя рассматривать ее как обычное ритмическое сопровождение, облегчающее исполнение движений. Подбирать музыку следует так, чтобы она целиком соответствовала характеру упражнений. Готовясь к занятию, педагог должен обдумать, какая музыка ему нужна на данном занятии, и заранее дать концертмейстеру задание, касающееся выбора музыкального материала. Подбирать его следует со вкусом, учитывая возрастные особенности детей и помня, что не по возрасту эмоциональная, ритмически сложная музыка будет отвлекать их внимание от работы над движением.
Рекомендуется использовать отечественную и зарубежную классику: произведения Глинки, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Делиба, Адана, Минкуса, а также произведения советских композиторов _ Глиэра, Кабалевского, Прокофьева, Асафьева, Хачатуряна и других.Концертмейстер, работающий вместе с педагогом, должен творчески подходить к занятию, заранее выполнять задание педагога. При повторении занятия следует использовать один и тот же музыкальный материал. Это даст возможность обучающимся проникнуться эмоциональным содержанием музыки, хорошо запомнить ее, связав с исполнением движений. Следует предостеречь концертмейстера от импровизации на занятиях, потому что она, как правило, бывает невысокого художественного уровня и, кроме того, изменения в сопровождении препятствуют совершенствованию исполнения упражнений.

Список литературы для педагогов
Ваганова А.Я. Основы классического танца. Санкт-Петербург,2000.
Березова Г.А. Классический танец в детских хореографических коллективах. Киев, 1979.
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л., «Искусство»,1964.
Базарова Н. Классический танец. Л., «Искусство», 1975.
Костровицкая В., Писарев А., Школа классического танца, Л., «Искусство», 1968.