Русский язык 4 класс. Методическая разработка урочной и внеурочной деятельности по теме ветеринар. Темы уроков: Правописание падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе.


Методическая разработка урока и внеурочного мероприятия по агробизнес-образованиюНазвание разработки: «Ветеринар-моя будущая профессия»
Автор: Нахеева Елена Михайловна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Хатар-Хадайская средняя общеобразовательная школа им. Е.Х. Ехануровой, учитель высшей категории

Цель мероприятия: В рамках урочной и внеурочной деятельности изготовить рекламный проспект «Ветеринар-моя будущая профессия» для старшеклассников
Возраст: ученики 4 класса сельской школы
Работа по времени длится 2 урока и 1 внеурочное занятие
Название Ветеринар-моя будущая профессия»
Предмет Русский язык
Класс 4
Тип задачи С точки зрения предмета рефлексивная одновозрастная, в педагогическом плане обучающая и воспитывающая
Педагогический замысел Использование предметных знаний в модельной (квазиреальной ситуации)
Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача Правописание безударных окончаний у имен существительных и имен прилагательных в именительном и родительном падежах. Правильное оформление предложений.
Общеучебные умения Умение письменно оформлять основные качества предмета (профессии), работать в малой группе, работать с компьютером.
Планируемый педагогический результат Конечный продукт рекламный проспект «Ветеринар-моя будущая профессия»
Способ и формат оценивания результатов работы Оценить:
Умение создавать собственные тексты и иллюстрированный материал к ним;
Владение необходимым предметным материалом;
Умение анализировать данные;
Умение выстроить с помощью выполнения отдельных заданий решение задачи в целом.
Оборудование и материалы для учеников Русский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций в двух частях, часть 1 / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. 10-ое изд. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. 174 с,
Русский язык: тетрадь-задачник для 4 класса общеобразовательных организаций в трех частях, часть 1 / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. 14-ое изд. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. 95 с,
Ноутбук - 3 шт, выход в Интернет (WI-FI),
принтер, бумага,

Цель, которую должны достичь дети: разработать рекламный проспект «Ветеринар-моя будущая профессия»
В начальной школе в силу возрастных особенностей детей проводить работу в рамках агробизнес образования можно в форме игры - создавая, квазиреальную ситуацию. Агробизнес образование в начальной школе интегрируется на уроках в виде текстов, игр, занимательных заданий. В данной разработке предлагаются фрагменты уроков и внеурочной деятельности, которые посвящены разработке рекламного проспекта «Ветеринар – моя будущая профессия».
Фрагмент 1 урока
Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных во множественном числе.
Цель: Создать условия для освоения орфограмм в окончаниях имен существительных и имен прилагательных
Задачи:
наблюдать за склонением имен существительных и имен прилагательных во множественном числе;
учить находить орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных;
познакомиться с профессией ветеринара, сравнить свои жизненные наблюдения за работой ветеринара с данными в тексте;
развивать орфографическую зоркость.
Ход урока
Какой сейчас урок? (У нас урок русского языка)
Чему учимся на уроках русского языка? (Мы учимся грамотно писать и говорить на русском языке)
Зачем нам нужно грамотно писать, говорить? (Речь человека понятна, если он грамотно говорит и пишет)
Упражнение 271. Из-за сбоя в компьютере стёрлись или испортились многие слова. Понять текст тебе помогут рисунки.
Заболел человек. К нему приезжает «скорая» с крестом. И на вывеске на больница для людей тоже есть крест. Но есть больница с крестом. В ней лечат животных.
Понятен вам текст?
Какие слова пропущены? (Пропущены слова синий, красный)
Какие слова надо изменить? (Дети в тексте изменяют слова по смыслу, определяют падеж, проверяют)
Прочитай текст, вставляй слова синий и красный. Что узнали вы о синем и красном кресте? (синим крестом обозначают больницу и «скорую» для животных, а красным – для людей)
Запиши правильный текст, где надо изменяя слова и возвращая пропущенные слова. (Вспомни правила проверки безударных окончаний у имен прилагательных и имен существительных.)
Как называют доктора, который лечит животных? Запишите слова ветеринар, ветеринарная лечебница, подчеркните орфограммы и постарайтесь запомнить их написание.
Словарь: ветеринар, ветеринарная лечебница.
Что вы знали о профессии ветеринар и что узнали? (Возможные ответы сельских детей: Мы знали, что ветеринар ставит прививки (уколы) животным, берет у животных кровь на анализ, лечит их, выдает справки на продажу мяса, молока. Мы узнали, что ветеринарная служба имеет свой знак – синий крест.) Вы так много знаете о работе ветеринара, значит профессия ветеринара нужна и важна для села. Эту профессию мы можем предложить нашим выпускникам? (Да)
Как? (Возможные ответы: рассказать о профессии устно, написать письмо, сделать рекламу, объявление и т.д. ) Мы можем создать рекламный проспект, который рассказал бы ребятам об этой профессии.
Можем прямо сейчас это сделать? (Возможные ответы: 1. Да. Мы много знаем о работе ветеринара. Мой дядя ветеринар. 2. Нет. На ветеринара надо учиться. Где мы не знаем?) Чтобы создать хороший рекламный проспект мы должны ещё больше узнать о профессии ветеринара.
Домашнее задание: выполнить упражнение 272, ответить на вопрос где в Иркутской области можно выучиться на ветеринара.
Упражнение 272. Прочитай текст. Вставь пропущенные окончания. Комментируй выбор буквы.
В зоопарке есть своя больница для животных. Умн___ и спокойн___ слона врач может осмотреть. А вот как подойти к свиреп__ носорогу. Для таких опасн___ зверей есть особое ружье. Его заряжают не пул___, а ампул___ со снотворн__ лекарством.
На втором уроке материал по теме: «Ветеринар» включается на открытие темы урока.
Фрагмент урока 2.
Тема урока: Правописание окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа.
Цель: Создать условия для освоения правописания безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных в именительном падеже множественного числа.
Задачи:
наблюдать за изменением имен существительных и имен прилагательных в именительном падеже множественного числа;
продолжать формировать умение находить орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных и пути их решения;
продолжить знакомство с профессией ветеринара, сравнить свои жизненные наблюдения за работой ветеринара с данными в тексте;
развивать орфографическую зоркость.
Ход урока
О чем мы договорились на прошлом уроке? (Создать рекламный проспект. Нам нужно узнать как можно больше об этой профессии. Мы узнали о профессии ветеринара из текста упражнения 272, как можно лечить опасных животных. В них стреляют особым ружьем с лекарством. Ветеринары нужны в цирке. Ветеринары работают и в городе) Давайте узнаем, что можно найти в звериной больнице
Упражнение 273.
В звериной больнице есть разные лекарств_ и инструмент_. Есть витамин_ и градусни_.
(Возможные ответы: лекарства, инструменты, витамины, градусники – имена существительные множественного числа.)
Определим падежи у этих слов и покажи, каким членом предложения они являются. Предположи тему урока.
Тема урока: Правописание окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа.
Обрати внимание в выделенном слове на окончание. Чтобы разгадать тайну окончания слова лекарство в именительном падеже множественного числа (лекарства) над всеми именами существительными надпиши род и склонение.
Какой вывод вы можете сделать, выполнив данное задание. (имена существительные среднего рода в именительном падеже множественного числа имеют окончание -а , остальные –ы, -и.
Сравним свой вывод с советом учебника на стр. 126. Далее дети работают с правилом, выполняют задания №275, 276, 278.
Домашнее задание: выполнить упражнение 277 и ответить на вопрос нужен ли ветеринар на производстве продуктов питания, которые названы в упражнении 277 (торт, яйцо, конфета, апельсин, груша, яблоко.Фрагмент внеурочной деятельности
Цель: создать рекламный проспект «Ветеринар – моя будущая профессия»
Итак, ребята мы прочитали несколько текстов на уроках русского языка и решили создать рекламный проспект для старшеклассников. Как мы его назовем? (Ветеринар – моя будущая профессия)
У нас уже есть название. Теперь подумаем, какие инструменты нам понадобятся для создания рекламного проспекта? (1вариант: бумага, компьютер, принтер. 2 вариант: карандаши, бумага, клей, краски.)Дети выбирают подходящий инструмент.
Вам было дано задание:
1. Найти, где можно выучиться на ветеринара.
2. Ответить на вопрос Нужен ли ветеринар на производстве продуктов питания?
Дети предоставляют информацию об учебных заведениях, рассказывают, зачем на производстве продуктов питания ветеринары.
Что нам нужно для создания рекламного проекта? (фотографии, рисунки, где можно получить образование в нашем регионе, где найти работу, какая эта работа) Где мы можем взять материал? (в книге, из жизни, в Интернете) Прочитайте еще один текст. Подумайте, нужна ли будет вам эта информация для создания проспекта.
В функции ветеринара входит и контроль качества продуктов животного происхождения, которые поступают на прилавки наших магазинов и на рынки. При несоответствии продукции санитарным нормам ветеринары обязаны наложить заперт на продажу или конфисковать товар.
Итак, давайте подумаем над содержанием рекламного проспекта. После обсуждения приходим к выводу, что проспект должен содержать следующие пункты:
Рассказ о профессии очень коротко
Название образовательного учреждения, где можно получить образование.
Место, где потом будешь работать
Дизайн рекламного проспекта.
Распределение по группам и работа по плану.
Работа над пунктом 1. Примерные выводы (профессия ветеринара – добрая. Он лечит животных. Следит за качеством мяса, молока, проводит профилактику инфекционных болезней, исследует качество продуктов питания) Работа над пунктом 2. При работе над этим пунктом дети пользуются услугами интернета и через поисковик находят образовательные учреждения
Работа над пунктом 3. Ветеринаром можно работать в селе и в городе (на рынке, в лаборатории, на ферме, в вет. Лечебнице.и т.д.) (Дети могут опираться на свои собственные наблюдения за жизнью села, района)
Работа над пунктом 4. Для этой работы рисунки и картинки детей можно найти в интернете. Красиво оформить рекламный проспект.
Рефлексия
Каким получился наш рекламный проспект?
Смогут ли понять старшеклассники, чем занимается ветеринар? где может работать ветеринар? Где учат на ветеринара?.
Список литературы:
Миронов А.В. Как построить урок в рамках ФГОС / Волгоград: Учитель, 2014. 174 с.
Проектные задачи в начальной школе: пособие П79 для учителя / А.Б. Воронцов, В.М.Заславский, С.В. Егоркина [ и др.] 2-ое изд. М.: Просвещение, 2010. 276 с.
Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации : программа, занятия, проекты / авт. - сост. М.Ю. Шатилова [и др.] Волгоград: Учитель, 2013. 169 с.
Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс. УМК «Гармония»: методическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. Ю.Н. Понятковская; под редакцией Галанжиной. М.: Планета, 2014. 320 с.
Русский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций в двух частях, часть 1 / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. 10-ое изд. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. 174 сРусский язык: тетрадь-задачник для 4 класса общеобразовательных организаций в трех частях, часть 1 / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. 14-ое изд. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. 95 с.
Областной семинар «агробизнес-образование: опыт, проблемы, перспективы. URLhttp://irkutsk.bezformata.ru/listnews/seminar-agrobiznes-obrazovanie/40665763/
Ресурсный центр непрерывного агробизнес – образования. URL. http://www.mgau.ru/about/sructure/884/886/891/Областной семинар «агробизнес-образование: опыт, проблемы, перспективы.URL. http://www.igsha.ru/index.php?ELEMENT_ID=1415
Агробизнес-образование в школе как условие устойчивого развития села. URL. chrome-extension://mhjfbmdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/index.html
Агробизнесобразование — устойчивое развитие сельских территорий Иркутской области. URL. http://ce.if-mstuca.ru/index.php/issue2
Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/ВетеринарЮлия Кориневская. Рассказы ветеринара http://sibforum.sfu-kras.ru/node/457