Урок литературного чтения по системе Л.В. Занкова 3 класс, учебник В.Ю.Свиридова. Тема «Орфей и Эвридика. Миф и опера.»

Аннотационная карта
Номинация фестиваля конкурса
Актуальные вопросы обновления содержания и технологии преподавания учебных предметов в условиях перехода на ФГОС.

ФИО участника фестиваля-конкурса: педагогических идей: «Калейдоскоп профессиональных находок».
Тарасова Елена Александровна

Должность
Учитель начальных классов

Наименование ОУ
МБОУ «СОШ № 27»

Краткая аннотация материала
Урок литературного чтения по системе Л.В. Занкова 3 класс, учебник В.Ю.Свиридова. Тема «Орфей и Эвридика. Миф и опера.»


Тема: Орфей и Эвридика. Миф и опера.
Цель: показать взаимосвязь видов художественного творчества, развитие и обогащение лексики учащихся.
Задачи:
Познакомиться с греческим мифом «Орфей и Эвридика»и с фрагментами оперы К.В.Глюка «Орфей и Эвридика»
Совершенствовать навыки чтения;
Развивать художественный, эстетический вкус через разные виды искусства..
Оборудование: учебник В.Ю Свиридова, компьютер, проектор, презентация, фрагменты оперы.
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД


Деятельность учителя
Деятельность учащихся


Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
Приветствие учителя
Личностные:
проверка готовности

Актуализация знаний
В литературе и в музыке существует много жанров. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия жанров. Разделите на группы (жанры литературы и жанры музыки).Проверка.
литература
музыка

сказка
увертюра

рассказ
соната

былина
песня

повесть
симфония

басня
романс

миф
опера


Работа в парах, распределяют жанры по группам
Регулятивное

Открытие нового знания
-Дома вы прочитали историю Орфея и Эвридики. К какому литературному жанру относится это произведение?
- Вспомните, что такое миф?
Миф – это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
-С какими мифами вы знакомы?
(о Геракле, Одиссее, Минотавре и т.д.)
-Сюжеты мифов о богах и героях
создавались на протяжении тысячелетий и отражали этапы развития общества – от изобретения человеком орудий труда и приручения домашних животных до реальных исторических событий, подлинность которых подтверждается археологическими раскопками.
-А что такое подлинность?
Объясните значение слов, используя словарь в конце учебника.
Харон – перевозчик душ умерших через подземные реки к вратам Аида.
Тэнара (пещера) – мыс Тэнара находится на юге Греции.
Кифара – музыкальный инструмент древних греков, похожий на лиру.




-Какие чувства у вас вызвал этот миф, эта история?
- Что больше всего взволновало вас в этом произведении?
-Что показалось наиболее удивительным?

-Главный герой – Орфей. Он счастлив?
-Что сделало его несчастным?
-Как переживал свое горе Орфей?
-Как воздействовала музыка Орфея на окружающий мир (природу, зверей, птиц)

Отвечают на вопрос










Высказывают свои предположения









Высказывают свои предположения




Смотрят в конце учебника определения слов


Высказывают свои предположения

Работа с текстом (зачитывают подтверждение из текста)
Познавательные:
Изучение нового материала























Личностные:
Высказывают свои личные мнения, предположения
Познавательные:
Поиск информации в словаре
Регулятивные:
Работа с текстом

Физкультминутка
Я буду показывать движения, а вы повторяете за мной.
Дыра на дне морском, дыра на дне морском, дыра, дыра, дыра на дне морском. Бревно в дыре на дне морском, бревно в дыре на дне морском, бревно, бревно, бревно в дыре на дне морском. Дупло в бревне, в дыре на дне морском, дупло в бревне, в дыре на дне морском, дупло, дупло, дупло в бревне, в дыре на дне морском. Червяк в дупле, в бревне, в дыре на дне морском, червяк в дупле, в бревне, в дыре на дне морском, червяк, червяк, червяк в дупле, в бревне, в дыре на дне морском. Я разыщу его везде, я разыщу его везде, а он язык покажет мне.

Повторяют движения за учителем
Регулятивные:
Умение переключаться из игровой деятельности в учебную

Продолжение изучения нового материала
История Орфея и Эвридики сыграла особенную роль в музыкальном искусстве.Первой оперой была «Эвридика» Яко Пери 1600 год, затем оперу «Эвридика» написал Каччини, 1607 год Монтеверди опера «Орфей». Совсем недавно российский композитор Журбин написал рок- оперу «Орфей и Эвридика». Но самая знаменитая опера на этот сюжет принадлежит композитору Кристофу Виллибальду Глюку

А сейчас давайте послушаем самый знаменитый фрагмент из оперы. Он инструментальный, но в его интонациях слышен смысл, содержание этого мифа. Давайте послушаем, попытаемся понять, о чем эта музыка.


-Орфей отправляется на поиски Эвридики. Где он ищет свою жену?
-Соглашается ли Харон перевезти Орфея на другой берег Стикса?
- Почему все – таки перевозчик мертвых соглашается и нарушает закон?
_Как звучит музыка Орфея? Найдите в тексте прилагательные, наречия, глаголы, которые описывают, говорят, как звучит музыка.

_Прослушайте фрагмент из оперы и подумайте, где происходит действие? («хор фурий», в подземном царстве)

-Как вы догадались? Что вам подсказало?
- Какие чувства у вас вызывает эта музыка?
-Какой характер она передает?
Какими вы представляете себе Фурий?
-Образы Орфея и Эвридики и Фурий одинаковы по характеру?

- Зачем Орфей пришел в царство Аида?
Насколько сильна просьба Орфея?
Как слушает песню Персефона, Аид?

Прослушайте арию Орфея «Потерял я Эвридику».



Высказывают свое мнение, анализируют







Отвечают на вопросы



Прослушивание фрагмента из оперы.

Обсуждение.









Выборочное чтение.









Ответы обучающихся.






Прослушивание. Беседа услышанного.
Регулятивные:
Выделяют ориентиры действия в новом учебном материале






Регулятивные:
Умение обсуждать возникающие проблемы


Закрепление
- Сбылась ли мечта Орфея?
- Кому понравилась концовка мифа?
-Как бы вам хотелось, чтобы миф закончился?
-В опере Глюка так и произошло.После того, как Орфей оглянулся, и Эвридика исчезла, Боги, видя отчаяние Орфея, позволили им обоим вернуться на землю. В финале Орфей, Эвридика и Амур славят мудрость богов и силу любви.
Помогла ли вам музыка глубже проникнуть в историю великой любви?

Ответы учащихся
Познавательные:
Извлекает необходимую информацию из прочитанного текста
Осмысление прочитанного

Итог урока












Домашнее задание
-Сегодня мы с вами обращались к мифу и к опере об Орфее и Эвридики и увидели, что литература и музыка рассказали эту историю своими выразительными средствами. И миф, и опера живут много лет. Почему?
- Какое человеческое чувство заставило Орфея шагнуть в бездну «Мертвого царства»?
- Почему именно любовь?
- А сейчас в наше время нужно уметь любить, быть верным и преданным?

-Молодцы! Вы хорошо поработали, а теперь поставим оценки за урок.
Проиллюстрировать любой фрагмент мифа или оперы.


Обобщают все, что прошли за урок
Регулятивные:
Обобщение изученного материала

Рефлексия
Продолжите фразу:
Я смог
Мне захотелось

Анализируют свою работу на уроке
Личностные:
Оценивание собственной работы на уроке


15