Конспект урока по русскому языку по теме: «Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе»(3 класс)


«Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе»
Цель урока: закрепление знаний, выяснение лексико-грамматических признаков данной части речи, его роли в предложении.
Задачи урока:
Повторить и обобщить знания об имени прилагательном как о части речи.
Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.
Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Формировать умение находить имена прилагательные в предложении, обогащать словарный запас;
Развивать речь, логическое мышление;
Содействовать эстетическому воспитанию учащихся на уроке.
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
1. Организационный момент.    Настрой учащихся. 
Смотрю на глобус-шар земной,И вдруг вздохнул он, как живой;И шепчут мне материки:Ты береги нас, береги!
Учитель:  Ребята, последнее время мы много говорим об охране окружающей среды, и сегодня на уроке мы будем говорить о природе. Еще снежные пригорки скоро покроются молодой зеленью. Появится травка. На ветках почки лопнут, и покажутся  из них зеленые листики. Яркое солнце так и зовет на прогулку. Вот и мы совершим сегодня прогулку в царство Грамматики.
Учитель: Девиз нашего урока: говорим всегда красиво, смело и неторопливо!
Ученики:
Ясно, чётко говорим,Думаем и не спешим.
2. Минутка чистописания.
Ая  ий ой ее ые яя ый ое ие3. Словарная работа. Словарные слова мы повторим с именами существительными. Запишите словосочетания, соединив слова 1 столбика со словами 2 столбика. Определите род и число.

4. Выявление ключевых слов темы и определение задач урока.– Правописание какой части речи мы продолжаем изучать?
Очень занимательноеИмя прилагательноеТрудно будет без него,Если пропадет оно.
–Прочитайте на с.84 название темы.
(Имя прилагательное, окончание, безударные гласные)
– Что необходимо вспомнить перед изучением темы?– Что такое имя прилагательное?
Чтобы это вспомнить по группам составим кластер
– Что такое окончание?– Образуют ли окончания новые слова?– Что образуется с помощью окончаний? (формы слова)– Какие окончания имеют имена существительные женского рода?   (-а, -я) мужского рода? (нулевое, -а, -я) среднего рода? (-о, -е, -я) _ С какой частью речи связано имя существительное?
7. Открытие новых знаний. (Исследовательская работа)
–- Как же найти окончание в именах прилагательных? Давайте понаблюдаем.
Упр. 322 – развивается умение выделять окончание в именах прилагательных.(Выделяют окончания в парах в учебнике и проверка на слайде)
Хоккейный матчХоккейная площадка Хоккейное снаряжениеХоккейные клюшки Хоккейными клюшками ненастный день ненастная погоданенастное летоненастные дниненастными днями
–- Какое прилагательное изменяется? (Хоккейный)–- Что изменяется и как? (окончание: -ый, -ая, -ое, -ые, -ыми)–- Ударные или безударные окончания у прилагательных?–- Вспомните, какие окончания бывают у существительных? (Ударные и безударные)
Сделайте вывод: Как найти окончание в имени прилагательном? (Нужно изменить прилагательное и выделить часть, которая изменяется).
8.Упр 323 по вариантам самостоятельно.
1.вариант: первые 3 сочетания (о весне);
2.вариант: следующие 3 сочетания (о зиме).
Сделайте вывод: от чего зависит окончание прилагательного?
Какая особенность есть у окончаний имён прилагательных? (В окончании две-три буквы.Вывод: окончания прилагательных зависят от формы существительного и изменяются вслед за ней, в окончании у прилагательных 2-3 буквы.
 6. Физкультминутка (дыхательные упражнения).
Учитель: Отгадайте загадку
Мы его не замечаем,Мы о нем не говорим,Просто мы его вдыхаем,Он ведь нам необходим  (воздух).
Учитель: Как хорошо сейчас в весеннем лесу, какой там чистый воздух! Смолистые запахи сосны и ели очень полезны для людей. Давайте закроем глаза и представим себя в этом лесу. Глубоко дышим, расслабляемся.
9..Можно ли как-то систематизировать окончания имён прилагательных? (Предположения детей.) Как? Вспомните, как мы это делали у имён существительных
Систематизация окончаний имен прилагательных.Сказка о жителях царства «Грамматика»
Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь Имя прилагательное. Его имя произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление». Царю принадлежали сказочные человечки, которые уточняют и украшают нашу речь. Они обозначают признаки предметов.
Жили человечки в разных домах. В первом доме – человечки женского рода: красивая, добрая, родная. Во втором – мужского рода: ласковый, могучий, большой. А посередине стоял дом, в котором жили человечки среднего рода: яркое, тихое, синее. Царь любил своих подданных и разрешал им меняться домами.
Когда царь сердился на своих подданных, он сажал их в отдельную комнату и говорил: «Побудь в единственном числе и подумай о своем поведении». Некоторых потом прощал, и снова они жили вместе.
Были эти человечки очень общительные, но дружили они только с именами существительными.
Поработаем в группах.
2. Систематизация окончаний прилагательных по числам и родам (в единственном числе.)
Запишите в свои карточки – домики окончания. В этом вам помогут группы слов и упр.324.
Упр. 324 - развивается умение группировать имена прилагательные с одинаковыми окончаниями.
Прочитайте имена прилагательные с одинаковыми окончаниями.
От чего зависит выбор этих окончаний? (От рода и числа.)
Сделайте вывод. Какие окончания бывают у прилагательных ж.р.? м.р.? ср.р.?
Сравнение выводов учеников с окончаниями в таблице на с. 86.
Как называются окончания имён прилагательных в ед.ч.? (Родовыми.)
Почему? (Прилагательные изменяются по родам.)
(Дети заполняют домики в группах).

Вывод: Какие окончания бывают у прилагательных ж. р, м. р., ср. р.?–- Как называются окончания имен прилагательных в ед. ч.? (родовыми окончаниями)–- Почему? (Прилагательные изменяются по родам).
Проверка со слайда по группам. Результат исследования.
(На доске прикрепляют дети свои листы с окончаниями прилагательных).
8. Дифференцированная работа в группах по объему и степени сложности.
Учитель:  А какие полевые цветы вы знаете? (Ромашки, колокольчики, одуванчики …)
Учитель: Отгадайте загадки о полевых цветах. 
10. Итог урока.Вот и закончилось наше путешествие в царство Грамматики.
Учитель: – Над какой темой работали на уроке?– Какие родовые окончания имеют имена прилагательные? Назовите окончания прилагательных во множественном числе.– Когда было трудно?
Учитель:Оцените свою работу на уроке в тетрадях.
11. Домашнее задание: Творческая работа: составьте правила поведения в природе
.12. Рефлексия урока: Прикрепите свои кружочки– Старательно! (красные кружочки), – Дружно! (синие кружочки), – Активно! (жёлтые кружочки).