Конспект урока ОБЖ по теме:Безопасность велосипедиста (5 класс)


МАОУ «Борковская СОШ» Новгородского района Новгородской области
Конспект урока ОБЖ
Тема: Безопасность велосипедиста как участника дорожного движения
Автор: Егорова Алла Васильевна,
учитель ОБЖ МАОУ «Борковская СОШ»
п. Борки
2016 год
Класс: 5
Тема урока: Безопасность велосипедиста как участника дорожного движения
Цели урока:
Образовательные (когнитивные): выявление знаний по теме «Безопасность велосипедиста как участника дорожного движения», умение их применять в условиях реальной дорожной ситуации. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут верно выявлять и комментировать типы правильного и неправильного поведения велосипедистов в различных дорожных ситуациях.
Воспитательные: создание условий, обеспечивающих воспитание стремления соблюдать правила безопасного поведения на дороге в качестве велосипедиста как законопослушного участника дорожного движения.
Развивающие: обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, анализировать и давать оценку различных ситуаций, соотносить своё поведение с установленными нормами.
Дидактическая задача урока: актуализировать и дополнить знания учащихся в области безопасности велосипедиста как участника дорожного движения; нацелить учащихся на соблюдение Правил дорожного движения как способ сохранения своей жизни и здоровья.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, текст ПДД, учебник: Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012; комплекты кружков зелёного, жёлтого и красного цвета по числу учащихся.
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Самоопределение к деятельности.
Организационный момент Включение в деловой ритм
- Ребята! Сегодня в ходе нашей встречи мне хочется обсудить с вами важную тему. Я думаю, что все мы с вами сказочно богаты. Как вы думаете, что является самым главным нашим богатством и безусловной ценностью, которое мы обязательно должны беречь?
- Я соглашусь с вами… Наша главная ценность – жизнь и здоровье. Мы должны их беречь. Делать это можно по-разному, я уверена, вы можете предложить массу вариантов, но один из возможных – изучение и соблюдение Правил дорожного движения.
Подготовка класса к работе
Высказывают свои варианты и версии (необходимые – жизнь, здоровье).
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки
- Скажите мне, пожалуйста, какие вы знаете транспортные средства?
- Каким ТС современный человек начинает управлять раньше всего?
- А вы умеете ездить на велосипеде?
- С какого возраста можно ездить на велосипеде по дорогам?
- Сколько вам лет? Можно ли вам ездить на велосипеде по дороге?
- Где можно ездить велосипедистам до достижения возраста 14 лет?
- Ребята! Уже совсем скоро наступят летние каникулы, вы больше времени будете проводить самостоятельно, со своими друзьями. На улице уже стало тепло и солнечно, и вы достали свои велосипеды. Я предлагаю просмотреть видеоматериал, обсудить его и ответить на вопросы:
- Как вы думаете, соблюдают ли Правила дорожного движения юные велосипедисты, которых мы увидим на экране?
- Какие нарушения в их поведении вы заметите (ли)? Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
- Автобусы, легковые, грузовые автомобили, мопед, мотоцикл, велосипед…
- Велосипедом.
- С 14-ти лет.
- На территории жилых зон, во дворах, на детских площадках, велосипедных дорожках, пешеходных дорожках и тротуарах(если не создают помех пешеходам)
После просмотра учащиеся высказывают свои мнения.
Правильные варианты ответов:
- Дети ездят на велосипеде по дороге, хотя им ещё нет 14-ти лет.
- Мальчик едет «без рук».
- Мальчик везёт негабаритный груз.
- На велосипедистах нет защиты.
- Дети не крутят педали во время движения.
- Буксируют один велосипед другим.
- Везут на багажнике, а не на специальном сиденье с подножками пассажира старше 7-ми лет.
- Дети не следят за ситуацией на дороге.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
3.Постановка учебной задачи Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию
- Ребята, о чём же мы сегодня на занятии должны поговорить?
В 14 лет вы сможете на законных основаниях выехать на дорогу общего пользования, поэтому сейчас самое время ещё раз вспомнить, повторить ПДД для велосипедистов.
Я предполагаю, что иногда вы всё-таки ездите по дорогам общего пользования. Это опасно. Поэтому знать и соблюдать Правила дорожного движения необходимо, это поможет нам сберечь жизнь и здоровье. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока
Учащиеся высказывают свои мнения:
- О Правилах дорожного движения.
- О поведении велосипедистов на дороге.
- Об основных обязанностях и запретах велосипедиста. Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
4.Построение проекта выхода из затруднения Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
- Скажите, пожалуйста, где, каким образом мы можем узнать, каким правилам должен подчиняться велосипедист как равноправный участник дорожного движения?
- Какие действия велосипедисту запрещено выполнять?
- У велосипедистов для общения с другими участниками дорожного движения есть свой «язык». Они при помощи определённых сигналов предупреждают о своём намерении повернуть налево, направо или сделать остановку. Поработайте вместе с вашим соседом по парте, посовещайтесь, вспомните, пожалуйста, эти сигналы, покажите их и объясните их значение.
- Если у вас возникнут трудности, вы что-то забыли, подберите необходимый источник информации.
Учитель показывает фрагмент презентации и демонстрирует иллюстрации с сигналами велосипедистов.
- Теперь давайте потренируемся пользоваться этими сигналами. Я буду (в презентации) показывать вам знаки дорожного движения, а вы – выполнять соответствующие им действия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т. д.)
- Можем прочитать в книге Правила дорожного движения (пункт 24, стр. 44), также есть материал в учебнике ОБЖ, 5 кл.. Можно найти необходимую информацию в сети Интернет.
Ученики находят необходимый текст в ПДД, пользуясь содержанием, и зачитывают его (или рассказывают).
Ученики работают в парах, советуются. Затем 3 человека объясняют каждый по одному сигналу: поворот направо (правая рука показывает в правую сторону или левая согнута в локте и показывает вверх); поворот налево (левая рука показывает в левую сторону или правая согнута в локте и показывает вверх); остановка (любая рука поднята вверх).
Ученики показывают сигналы «поворот направо», «поворот налево», «остановка» в соответствии с требованиями дорожных знаков. Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации5.Первичное закрепление Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение
Учитель показывает презентацию с иллюстрациями, просит учащихся проанализировать предложенные изображения и ответить на поставленные вопросы. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух
Учащиеся работают с заданиями, совещаются в парах. Правильные ответы говорят вслух. Остальные дети соглашаются или не соглашаются, высказывают свои мнения, поправляют отвечающих. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует деятельность по применению новых знаний
- Ребята, продолжим работу. Вы увидите подобное задание с новыми дорожными ситуациями. Подумайте внимательно. Запишите ваши ответы на листочках, затем мы их проверим.
(Сколько будет картинок, зависит от наличия времени).
- Ребята, хочу задать вам ещё один вопрос: как вы думаете, почему жители многих стран пересаживаются на велосипеды? Какие цели они преследуют?
Мнения учащихся обобщить, связать с решением экологических проблем. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
Ещё раз делают то же самое. Совещаются. Ответы записывают на листочках. Правильный ответ показан на слайде презентации. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
7.Рефлексия деятельности
(итог урока) Организует рефлексию
- Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте оценим нашу работу на уроке. Для этого воспользуемся сигналами светофора.
Если вы считаете, что наша встреча прошла плодотворно, была для вас полезной, содержательной и интересной, то просигнализируйте зелёным цветом.
Если вам было неинтересно, вы не почерпнули для себя ничего нового, то вам пригодится красный цвет.
Если же вы затрудняетесь определиться с оценкой, вас что-то не устроило, я увижу сигнал жёлтого цвета.
- Спасибо всем за работу, сотрудничество. Желаю всем жить долго, интересно и счастливо! Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Ученики показывают кружки выбранного цвета.
Некоторые ученики могут высказать своё мнение о прошедшем уроке. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразованиеЛитература
Правила дорожного движения (текст).
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.