«Основные средства в работе над выразительностью»

Туарминская Елена Анатольевна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО Детской школы искусств № 8 г. Ульяновска
Методическая разработка
«Основные средства в работе над выразительностью»

Динамика является одним из главных средств в работе над выразительностью исполнения музыкального произведения. В работе над динамикой может легко возникнуть сложность формального выполнения оттенков. Иной раз ученик играет вяло, бледно. Стремясь повысить выразительность исполнения, педагог предлагает более рельефно выполнить указанные в нотах оттенки. Ученик начинает «делать» оттенки, а исполнение становится неестественным, нарочитым.
Важно раскрыть смысл динамического указания, исходя из содержания музыки. Например, средняя часть «Подснежника» П. Чайковского. Педагог предлагает исполнить шестнадцатые как легкий порыв ветерка и выявить в конце пассажа штрих, который до сих пор оставался незамеченным учеником. Так ни слова не говоря о динамике, педагог путем убедительного раскрытия художественной задачи быстро и тонко исправляет недостатки, имевшие место в динамике.
Но иногда напротив, необходимо сосредоточить внимание ученика на динамике. Это важно для выявления каких-либо динамических закономерностей стилистического порядка. Например, характерный для музыки Бетховена принцип контрастной динамики.
Сглаживание контрастов особенно в произведениях классического стиля – явление частое в исполнении учеников. Здесь важно приучить молодых исполнителей к самостоятельности.
Нередко еще большую трудность представляют постепенные спады и нарастания звучности, особенно длительные. В таких случаях полезно мысленно разбить эпизод на несколько участков, в каждом из которых начинается новое ослабление или усиление звучности (например, «Масленица» П. Чайковского).
Подчеркнем необходимость при любых динамических изменениях проявления особого внимания к тембру звучности. Различная окраска в большей мере связана с регистром. При перемещении темы в иной регистр важно ощутить и темповые изменения ее звучности.
Данная тема актуальна для учащихся фортепианного отделения и считается достаточно сложной.
При изучении с различными учениками одной и той же пьесы, возникает потребность по-разному подойти к раскрытию ее содержания и к осуществлению исполнительского замысла.
Шкала динамических градаций по существу бесконечна. Её богатство зависит от тонкости восприятия образного содержания и мастерства исполнителя. С динамикой связана тембровая сторона звучания. Учащемуся необходимо владеть различным форте, разнообразным пиано. При игре форте важно предостеречь учащегося от опасности преувеличений и чрезмерности. Педагогу надо способствовать тому, чтобы учащийся представлял безграничные звуковые возможности фортепиано и присущее ему звуковое благородство.
Иногда ученики младших и средних классов превратно понимают характер звучания пиано. Они начинают бояться самого звука инструмента, теряют ощущение опоры на клавиши и пиано «не звучит». Педагогу приходится разъяснять, что характер звучания и в пиано всегда определяется смыслом музыки, и требует особой точности прикосновения пальцев к клавишам.

15