Отчет В Каков первоначальный этап для школы в целях ее преобразования?


Каков первоначальный этап для школы в целях ее преобразования?
Вернувшись в школу на практику, я понимала, что впереди меня ждет большой объем работы, но, верила, что результаты моей деятельности помогут мне и моим коллегам в подготовке учителей к обучению учеников тому, как учиться и формированию их как независимых, увлеченных, мотивированных личностей. Я думаю, мне удастся донести до каждого учителя школы знания и приобретенный опыт. Чтобы улучшить результаты обучения необходимо определить сильные и слабые стороны школы, выяснить, какова результативность работы школы и выявить приоритетные направления работы.
Чтобы определить стартовое состояние школы были применены следующие способы сбора данных: беседа с директором и администрацией, анкетирование учителей, родителей, учеников, интервью с директором, учениками. Кроме этого мной были изучены: ПРШ, годовой отчет школы за прошлый год и отчеты за первое полугодие 2014-2015 учебного года. Эти методы помогут увидеть и сравнить мнения учителей, родителей, учеников, выявить с чем школа справляется успешно, на что следовало бы обратить внимание и изменить, над чем необходимо поработать в первую очередь.
Начала я с беседы с директором, затем собрала инициативную группу. При создании группы я рассчитывала на моральную поддержку своих коллег и не ошиблась. Каждый из коллег внес определенный вклад для определения стартового состояния школы, мы вместе провели анкетирование, психолог помогла мне провести обработку результатов и мы вместе выявили приоритетные направления дальнейшей работы.
Директор школы обучалась на курсах руководителей, и поэтому обладает достаточными знаниями, глубоким пониманием происходящих в образовании перемен. Поэтому беседа с директором имела для меня большое значение. В результате беседы я хотела заручиться поддержкой директора и в определенных моментах получить содействие в работе. Директор заметила, что работа по введению новшеств в школе ведется достаточно успешно, учителя прошедшие уровневые курсы оказывают помощь коллегам, делятся своими наработками и посоветовала мне сосредоточить внимание на менторинге и Lesson Study.
Изучив ПРШ, мы решили узнать, на каком этапе сейчас находимся и в каком направлении нам необходимо двигаться. В этом помогло анкетирование учителей, учеников, родителей. Выбор анкетирования объясняется тем, что этот метод позволяет охватить большое количество респондентов, позволяет опросить и сравнить мнения различных людей.
-38101724660 SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Анкеты родителей
0 SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Анкеты родителей
-3810000В анкетировании родителей приняли участие около 60 человек. Это родители 2, 8 и 11 классов. Цель данного анкетирования: выявление уровня удовлетворенности родителей работой школы и педагогов. Чтобы выявить проблемы нужно провести опрос среди родителей учеников разных звеньев, выяснить как меняется их отношение при переходе из начального, в среднее и старшее звено. Это может помочь определить на каком этапе и какие именно проблемы возникают по мнению родителей. Мы работаем с детьми в классе, знаем их эмоциональное состояние, уровень мотивации, но большую часть времени они проводят дома с родителями и деляться с ними своими трудностями, сомнениями.
Результаты анкетирования (Приложение1) показали следующее: 82% родителей считают, что детям комфортно в школе. Образовательный процесс ориентирован на развитие личности ребенка.Методы обучения, применяемые педагогами школы, приводят к положительным результатам. Но вместе с тем, выражают несогласие, что дети могут свободно высказывать свои мысли, результаты обучения не всегда оцениваются объективно и справедливо, дети не всегда могут предлагать идеи, вносить изменения в проведении тех или иных мероприятий - 25%. Это в основном родители 8 и 11 классов. Из этого следует, что на уроках нет дифференцированного обучения, идет авторитарное давление со стороны некоторых учителей.
Родители начальных классов напротив считают, что ребенок делает успехи в школе. Они выражают согласие с тем, что в школе созданы условия для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей ребенка, детей хорошо обучают - 85 - 89%.
-190530480000Диаграмма дает наглядное представление о том, как мнение родителей меняется при переходе их детей в среднее и старшее звено. Родители указывают на психофизические перегрузки детей, 15% родителей старших классов не удовлетворены уровнем профессиональной подготовки учителей школы, результаты обучения ребенка не совпадают с ожиданиями родителей. Большинство родителей считают, что групповая работа может оказать положительный результат на процесс обучения.
Необходимо было выяснить мнение учащихся о работе в группе. Для этого мы провели опрос учеников. (Приложение2) В результате выяснили, что нравится, а что не устраивает учащихся при работе в группе, помогают ли ученики друг другу. Учащиеся оценили свою работу в сотрудничестве. Большинство учащихся считает, что совместная работа способствует достижению цели, выявляет способности каждого члена группы, позволяет внести свой вклад, высказать мнение.
9017033286702. Анкета учеников
2. Анкета учеников
17716589090500 Узнать мнение учеников о других сторонах процесса обучения мы решили с помощью анкетирования. В анкетирование учащихся были привлечены ученики 6, 8, 10, 11 классов (144 человека). Учащимся была предложена анкета в которой они должны были указать:1) характерные черты хорошего учителя, 2)факты положительно влияющие на урок, 3) каким образом им бы хотелось, чтобы учитель управлял поведением вклассе, 4) о виде оценивания в школе. Затем после обработки анкет провели интервью. Цель данной работы: выяснить мнение учащихся о школьной жизни, чтобы понять как ее можно улучшить и определить к какой категории относится большинство учеников. Полученные данные позволили сделать выводы, что большинство учащихся относится к принимающим ученикам 63%, к равнодушным 25%, 8% к воздействующим, 4% к отрицающим. (Приложение3)
Около 63% учащихся считают, что учителя оказывают поддержку, вдохновляют, слушают, понимают то, что они говорят, педагоги могут четко донести идеи, по необходимости помогают ученикам.
С другой стороны, около 37%, не согласны с тем, что с учителями легко поговорить на различные темы, им кажется, что не все учителя заинтересованы в них, как в личностях, и не все педагоги полны энтузиазма в отношении преподаваемого предмета.
4953027495500914401941830 SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Анкетирование учащихся 11 класса
SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Анкетирование учащихся 11 класса
По второму вопросу ответы детей среднего и старшего звена значительно отличаются. 56% опрошенных учащихся 6-8 классов считают, что между ними и учителями постоянное взаимодействие, ученикам предоставлены необходимые ресурсы ( книги, доски, Интернет-ресурсы), устраивает их работа в группах, и темп урока они считают подходящим. Учащиеся 10-11 классов 68% считают, что учителя ставят ясные цели, побуждают работать самостоятельно, содержание урока интересное, но в то же время 32% учащихся 10-11 классов утверждают, что между ними и учителями отсутствует полезное взаимодействие, учителя не предоставляют различные виды заданий. Из этого следует, что не на всех уроках, не у всех педагогов учащиеся являются партнерами в учебном процессе, интеллектуальные потребности учеников удовлетворены не полностью. 78% учащихся считают, что большинство учителей справедливы, одинаково относятся ко всем ученикам, помогают при необходимости. (Приложение4)
-3810110109000Вызывает тревогу и следующий факт, около 23% учеников отметили, что некоторые учителя применяют одни и те же традиционные формы и методы работы, не готовы меняться и как считают дети, очень требовательны. 45% отметили, что учитель поощряет хорошую работу, но не обеспечивает хорошую обратную связь в отношении работы, не всегда комментирует выставленные оценки. Чаще учитель использует письменное оценивание и оно проводится не во время работы, а по окончании урока. Ученикам достаточно трудно понять, на каком этапе обучения они находятся в данный момент. А из этого следует, что оценивание проводится формально. Хотелось бы обратить внимание на факт, на уроках учителя (не прошедшие уровневые курсы) применяют чаще всего суммативное оценивание. При оценивании очень редко используют взаимооценивание и самооценивание, в основном конечную оценку ставит учитель. Практически половину опрошенных учеников не устраивает существующая система оценивания, эти данные дают возможность воздействовать на развитие навыков взаимооценивания и самооценивания, которые вполне возможно будут способствовать развитию вычислительных навыков учащихся.
Так как наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет повседневная работа самого учителя, то необходимо было узнать мнение учителей о процессе обучения, поэтому я провела анкетирование учителей. В анкетировании учителей приняли участие 18 сотрудников школы. (Приложение 5)Мнение коллег было очень важно, так как, по моему мнению, только сообща можно решить ту или иную проблему образовательного процесса, но никак не одному.
Проанализировав анкеты учителей, в которых говорилось об атмосфере в школе, об использовании учителями инструментов и стратегий критического мышления, о значимости лидерства в обучении и об участии в исследованиях можно сделать выводы, что атмосфера в школе у нас, поддерживает процесс обучения - более 75% респондентов ответили утвердительно на этот вопрос, около 65% учеников и учителей ответили, что сделать урок интересным в силах учителей нашей школы; 92% учителей показали в своих ответах, что всегда учитывают эмоциональное состояния учеников. Тревожность у меня вызвал тот факт, что 52% коллег ответили, что большинство учеников не могут самостоятельно определить тему, цели и задачи урока. На основе этого можно предположить, что учителя преподносят детям уже готовые знания, не дают возможности ученикам самостоятельно формулировать цели и делать выводы, как следствие, задания представленные ученикам не побуждают их мыслить.
При анкетировании также выяснилось следующее. Довольно часто обсуждается качество преподавания ( 75%), 72% опрошенных отметили, что часто уделяют время, анализу собственной работы в классе . 90% указали, что планирование развития школы является важным, и столько же человек осведомлены о приоритетах развития школы, но при этом только 65% отметили, что принимают участие и вносят свои дополнения в планы . 75% опрошенных утверждают, что атмосфера, установившаяся в школе располагает желанию обучаться.
Большинство респондентов ответили «нет» или «частично» на вопросы связанные с лидерством. 44% опрошенных ответили, что мы не делимся познаниями о значимости лидерства в практике обучения с коллегами, не исследуем факторы школьной жизни, которые препятствуют развитию лидерства в обучении, не принимаем участия в систематических исследованиях с целью установления взаимосвязи между лидерством и обучением в нашей школе. Могу предположить, что не все учителя получают максимум удовлетворения от педагогической деятельности, не у всех есть возможность полностью раскрыться, не все учителя позитивно реагируют на сложности, особенно если они сопряжены с рисками и отсутствием гарантий в успешности их решения. 84% учителей систематически стремятся к формированию и развитию познавательного интереса на уроках, но в то же время только 55% регулярно используют инструменты КМ для формирования и развития познавательной деятельности.(Приложение 6) Конечно, есть у нас в школе учителя, которые стараются разнообразить свои уроки, применяют новые подходы и методы, находят пути решения проблем, используя различные источники информации, но также есть и те, кто придерживается старых методов преподавания.
Несмотря на все преимущества метода анкетирования нельзя не сказать о недостатках. Иногда респонденты относятся формально к заполнению анкет и получить достоверную информацию сложно. Поэтому для определения типа школы я провела опрос.
По типу школы можно определить стартовый уровень школы и наметить пути улучшения работы. Так как готовых опросников я не нашла, то у меня возникла необходимость составить вопросы самой и провести опрос среди учителей. Проведя беседы с сотрудниками можно предположить, что наша школа относится к типу, в которой преобладает «коллективные, но ограниченные знания». Беседу я проводила как с учителями прошедшими уровневые курсы, так и с теми, кто курсы не проходил. В опросе приняли участие 15 учителей. Охватывали следующие моменты: делятся ли учителя мнениями, идеями, применяемыми методами работы с коллегами, гордятся ли они своей школой, достижениями коллег и учеников, часто ли учителя критично оценивают свою практику, все ли учителя привлекаются в процессы развития школы.
Учителя обмениваются мнениями, идеями учатся друг у друга. Творчески работающие применяют на своих уроках нововведения. Учителя гордятся школой и достижениями коллег и учеников. С другой стороны есть и такие педагоги, которые с осторожностью внедряют в практику новые методики. Они отстраняются от процессов развития школы, если это не касается обучения и интересов их классов. Но меня радует тот факт, что таких учителей очень мало, от общего числа опрошенных они составляют 12%. Если заинтересовать их, правильно организовать работу, то часть этих педагогов, в скором времени изменит свое отношение к процессу обучения. Проведя беседы с руководителями МО можно сказать, что учителя принимают участие при составлении планов работы методических объединений, вносят свои предложения. Это говорит о том, что учителя имеют возможность и занимаются совместной разработкой, реализацией, управлением, планированием процесса обучения с коллегами.
Подводя итоги анкетирования учителей, можно сказать, что не все коллеги готовы играть лидирующие роли. На мой взгляд, необходимо повысить самооценку учителей, и возможно – это позволит многим из них пересмотреть свои взгляды на стандартное ведение уроков. Учителей необходимо научить реализовывать потенциал, а для учащихся создать все условия для учебы, предлагая работать в командах, в группах, в парах. При этом необходимо учитывать и предполагать, какие могут встретиться риски, и что может помочь их избежать. В ходе проведенного исследования выявилось несколько проблем: при оценивании учеников учителя в основном используют суммативное оценивание, не используют самооценивание и взаимооценивание на должном уровне, традиционные методы обучения в полной мере не устраивают ни учеников, ни учителей, ни родителей.
Систему преподавания и педагогические подходы надо менять, мы должны растить творчески мыслящих личностей, ученикам нужно давать возможность самостоятельно добывать знания, уметь применять их на практике. Планировать уроки таким образом, чтобы ученики вникали в суть дела, предоставлять им возможность обдумывать каждое новое явление. Ученики должны уметь пользоваться дополнительными источниками и ориентироваться с легкостью в незнакомом материале. Необходимо учить учеников работать в группах, в коллективе, воспитывать у них лидерские качества. Нужно привлекать к процессу обучения и воспитания родителей.
Проведенное исследование и анализ отчетов за прошлый год и первое полугодие 2014-2015 учебного года и показывает, что в среднем и старшем звене наблюдается снижение качества знаний. Вероятно, изменить ситуацию можетдифференциация и индивидуализация обучения, рост профессиональной компетентности учителей, разработка системы выявления одаренности детей и обеспечение условий, способствующих их раскрытию и развитию, а это возможно при изменении отношения учителей к процессу обучения и оценивания.