Методическая разработка урока по дисциплине «Физическая культура» на тему ««Волейбол» Методика обучения передаче и подаче мяча, нападающему удару, приему мяча с подачи»


-414655-169545Государственное автономное профессиональное образовательное учреждениеЧувашской Республики «Канашский транспортно-энергетический техникум»Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики

Рассмотрено:
на заседании ЦМК естественнонаучного цикла
протокол №от «» 2016г.
Председатель _________________О.С.Самаева
Методическая разработка урокапо дисциплине «Физическая культура» на тему ««Волейбол» Методика обучения передаче и подаче мяча, нападающему удару, приему мяча с подачи»

Выполнила: Магомедова З.М.Преподаватель физической культуры

Канаш 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА3
ВВЕДЕНИЕ4
1 ЗАНЯТИЕ 15
2 ЗАНЯТИЕ 211
3 ЗАНЯТИЕ 313
4 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ15
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с федеральной программой, составленной для средних специальных учебных заведений. Данный комплекс является составной частью раздела: «Спортивные игры».
Изучение тем этого раздела планируют в следующей последовательности:
  1. Обучение техники прямого нападающего удара. 2 часа.
  2. Закрепление техники прямого нападающего удара.  2 часа.
  3. Совершенствование техники верхней передачи и прямого нападающего удара 2 часа.
На занятиях используется поурочная форма обучения, при этом используется рассказ, показ, практическое выполнение заданий, тренировка.
Занятия проводятся в спортивном зале.
Занятия по разделу «волейбол» способствует развитию у студентов скоростно-силовой подготовки, координации движений, точности, ловкости, содействует воспитанию волевых, моральных качеств, чувства коллективизма и взаимопомощи необходимых для укрепления здоровья и самосовершенствования.
ВВЕДЕНИЕ
Волейбол является, пожалуй, самой сложной технической игрой. На уроках физкультуры много времени уделяется отработке технических элементов. Это необходимо, но монотонно и быстро надоедает детям, которые сразу же хотят играть. Можно ли обучать волейболу в игровой форме? Автор статьи предлагает сочетать упражнения по обучению техническим элементам с подвижными играми. 
1 ЗАНЯТИЕ
Тема: «Ознакомление с техникой прямого нападающего удара.»Задачи урока:
Физическая подготовка.
Обучение техники прямого нападающего удара.
Развить “чувство мяча”, ловкость, точность передач, координацию движений.
Воспитать настойчивость, волю, трудолюбие, товарищескую взаимопомощь.
Место проведения: Спортивный зал.
Продолжительность урока – 90 мин.
Инвентарь и оборудование: Волейбольные, набивные, тенисные мячи.
Части урока Содержание урока Дозировка Организационно-методические указания
Организа-ционныймомент
Активи-
Зация на
занятие
Подгото-
вительнаячасть
мин. 1.Построение, сообщение задач урока, проверка присутствующих.
2.повороты на месте.
3.бег в медленном темпе.
4.  Ходьба:
I. на носках, руки за голову.
II. на пятках руки назад.
III. в полуприседе.
IV. в полном приседе.
5. перестроение для выполнения ОРУ.
6. ОРУ:
I. И.п. ноги на ширине плеч руки на пояс.
1-4 круговые вращения головой вправо.
5-8 тоже влево.
II. И.п. ноги на ширине плеч кисти рук к плечам.
1-4 круговые вращения руками вперёд.
5-8 тоже назад. 2мин.
30с.
1мин.
20м.
15-20м.
15-20м.
10-15м.
10-15м.
20с.
6мин.
4-5 повторений
5-6
повторений
Обратить внимание на внешний вид учащихся.
На право, на лево, кругом.
Следить за выносом маховой ноги, постановкой ступни, работой рук.
Руки вверх вдох, руки вниз выдох
В колоны по четыре.
Глаза открыты.
Кисти от плеч не отрывать.
III. И.п. ноги на ширине плеч руки перед грудью
1-2 отведение локтей назад
3-4 тоже но прямыми руками.
IV. И.п. ноги на ширине плеч руки на пояс.
1-2 поворот туловища вправо
3-4 тоже влево
V. И.п. ноги на ширине плеч руки на пояс.
1 наклон к правой ноге
2 наклон к середине
3 наклон к левой ноге
4 И.п.
VI. И.п. ноги вместе руки на пояс.
1-4 круговые движения туловищем вправо.
5-8 тоже влево.
VII. И.п. выпад правой ногой вперёд руки на пояс.
1-4 пружинистые покачивания.
5-8 тоже со сменой положения ног.
7. СБУ- СПУ.
I. Прыжки: на двух, правой, левой, с ноги на ногу, с вращением рук вперёд и назад.II. Бег: обычный; толчком одной, прыжок вверх-потянуться рукой к сетке; то же, толчком двумя (объяснить работу ног, как в нападающем ударе).
III. Перемещения: правое, левое плечо вперёд приставными шагами в средней стойке волейболиста;
Ускорения- имитация передачи мяча через сетку- перемещения спиной вперёд в основной стойке волейболиста 5-6
повторений
5-6
Повторений
5-6
Повторений
4-5
Повторений
5-6
Повторений
7мин.
2*30м.
2*30м.
2*30м. Локти выше.
Спина прямая.
Ноги в коленях не сгибать.
Амплитуда как можно больше.
Нога ставится под углом 90 градусов, спина прямая.
Прыжки как можно выше.
Обратить внимание (О/в)
на приземление.
О/в на технику перемещений.
Основная
часть
65 мин.
Заключи-тельнаячасть
5мин. IV. Прыжки в парах вдоль волейбольной сетки
8. Упражнения с набивным мячом.
1. Передача двумя руками с низу.
2. Передача снизу правой, то же- левой.
3. Передача двумя руками сверху.
9. Упражнения с волейбольным мячом.
1. Жонглирование: приём и передача мяча сверху, снизу.
2. Передача сверху над собой.
3. Передача в парах.
4. Передача после отскока от пола.
5. Передача со сближением и расхождением.
10. Прямой нападающий удар.
1. Верхняя подача в стену.
2. Верхняя подача в парах (лёгкая, удар ладонью).
3. Броски мяча двумя руками, ударом об пол.
4. Броски мяча двумя руками, ударом об пол в прыжке.
5. Мяч в прямой руке, удар правой рукой по мячу.
6. Прямой нападающий удар с собственного набрасывания.
7. В парах. Бросок теннисного мяча в прыжке с разбега через сетку.
8. Нападающий удар по мячу находящемуся в руке партнёра (на возвышении- стул на расстоянии 1,5м. от сетки).
9. Нападающий удар по мячу, наброшенному партнёром.
10. Нападающий удар из зоны 2 с передачи из зоны 3.
1. Ходьба.
2. Построение, подведение итогов, выставление оценок, окончание урока.
2подхода
15 мин.
7-8 раз
7-8 раз
5-6 раз
25 мин.
10-12 раз х2пдх.
15-20раз х2пдх
20-25 раз
10-12 раз
8-10 раз
25 мин.
10-12 раз
8-10 раз
10-12 раз
8-10 раз
8-10 раз
8 раз
8 раз
5-6 раз
5-6 раз
5-6 раз
2 мин.
3 мин. О/в на скрестный шаг.О/в- кисть не выше уровня плеч.
О/в на «захлёст» кистей рук.
О/в на кисть.
О/в на высоту передачи.О/в на точность передачи.О/в на сосредоточенность, наблюдательность, готовность,
сообразительность,
внимательность, быстроту, координацию движений.
О/в на предплечье, кисть.О/в на «захлёст» кистей рук.
О/в на место удара.
О/в на «захлёст» кистей рук.
О/в на удар в высшей точке броска, стопы параллельно, прыжок вертикальный, приземление мягкое.
О/в на безостановочный переход от разбега к прыжку. Бросок производить прямой рукой с активным движением кистью.
О/в на отталкивание.
О/в на приземление.
О/в на согласованность движений с траекторией полёта мяча.
Восстановление дыхания
Заключение по уроку, ошибки, задания на дом, отметить положительные результаты.
2 ЗАНЯТИЕ
Тема: «Закрепление техники прямого нападающего удара»
Задачи урока:
         1. Физическая подготовка.
         2. Закрепление техники прямого нападающего удара.
         3. Развитие быстроты, точности по средствам игры в волейбол.
Место проведения: Спортивный зал.
Продолжительность урока – 90 мин.
Инвентарь и оборудование: волейбольные, теннисные мячи, гимнастическая скамейка, волейбольная сетка.
Части урока Содержание урока Дозировка Организационно-методические указания
Организа-ционныймомент
Подгото-
вительнаячасть
20мин. 1. Построение сообщение задач урока.
2. Подготовительная часть урока № 1. 1мин.
Наличие спортивной формы, выявление больных и освобождённых.
Основная
часть
65 мин.
Заключи-тельнаячасть
5мин. Закрепление техники прямого нападающего удара.
1.Достование подвешенных предметов одной рукой в прыжке, отталкиваясь двумя ногами, с разбега в один два шага.
2. Прыжки через гимнастическую скамейку «змейкой» (с продвижением вперёд).
3. Броски волейбольного мяча двумя руками из-за головы в прыжке с места через сетку.
4.Удары в прыжке с места по мячу наброшенному партнёром.
5.Метание теннисного мяча через сетку.
6. Учебная игра.
Построение подведение итогов, выставление оценок, завершение урока.
5-6 раз
2-3 раза
5-6 раз
10-15 раз
8-10 раз
30 мин.
5 мин. О/в на активное движение руками назад-вперёд-вверх.
Туловище прогибается в поясничном грудном отделах позвоночника. Бросок выполняется активным разгибанием туловища и движением рук вперёд и заканчивается коротким усилием кисти.
О/в на удар прямой рукой. Мяч находится несколько впереди атакующего.
Активная работа рук, наскок.
Заключение по уроку, ошибки, задания на дом, отметить положительные результаты.
3 ЗАНЯТИЕ
Тема: «Совершенствование техники прямого нападающего удара»
Задачи урока:
       1. Физическая подготовка.
       2. Совершенствование техники прямого нападающего удара.
       3. Развитие индивидуальных качеств посредством ОРУ.
Место проведения: Спортивный зал
Продолжиельность урока – 90 мин.
Инвентарь и оборудование: волейбольные мячи, волейбольная сетка.
Организа-ционныймомент
Подгото-
вительнаячасть
20 мин. Построение сообщение задач урока.
Подготовительная часть из урока № 1. 1мин.
Наличие спортивной формы, выявление больных и освобождённых.
Основная
часть
65 мин. 1.Совершенствование прямого нападающего удара.
2. Работа в парах с мячом.
3. Учебная игра в волейбол 15 мин
15 мин.
35 мин. Судейство из числа освобождённых.
Заключи-тельнаячасть
5мин. Построение, подведение итогов, выставление оценок, завершение урока. 5 мин. Повторить правила соревнований по изученному виду.
1.спринт.
2. эстафетный бег.
4 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Сумей принять»
Команды парами располагаются на боковых линиях волейбольной площадки друг напротив друга. По команде игроки одной команды посылают мяч игрокам другой, которые стремятся принять его и отправить его в обратном направлении. Каждый выполняет по 10 подач, затем игроки меняются местами. В каждой команде побеждает тот, кто большее количество раз принял мяч без ошибок.
«Кто лучше»
Трое игроков располагаются на задней линии в зонах 6, 5, 1. Каждый принимает по 10 подач. За это начисляются очки: при ошибке на приеме – 2 очка; при приеме без технических ошибок, но мяч не доведен до зоны нападения – 3 очка; при приеме без ошибки, мяч доведен до зоны нападения – 4 очка; дана хорошая передача сразу на удар – 5 очков. Затем игроки меняются местами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Техника обучения нападающему удару – один из главных этапов в овладении волейбольным искусством. Основной принцип здесь – системность и последовательность. Любые действия обучающегося и учителя должны быть комплексными и методически выверенными.
Начала техники обучения связаны с «расщеплением» техники насоставляющими, неким спортивным анализом техники. Таким образом, рассматриваются мельчайшие технические подробности, которые затем оформляются в комбинации, движения, позиции и т.п.
Под последовательность техники обучения нападающему удару подразумевается порядок выполнения тех или иных действий игрока. Принципиально важным с точки зрения методики является овладение навыком технических приемов каждым из команды, что связано с переходом игроков.
Следующий крупный пласт в технике обучения нападающему удару в волейболе – навыки движения. Их необходимо правильно сформировать у игрока с самого начала, так как в последующем все движения выполняются «на автомате», а вместе с ними и неисправленные ошибки.
Техника выполнения нападающего удара в волейболе, как впрочем и других технических приемов, достаточно сложна, но вполне доступна для многих, что и обусловливает всенародную любовь к этой игре.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
А.Г.Айриянц «Волейбол». Учеб.для физ. ин-ов. Изд. 2-е, доп. М.: «Физкультура и спорт», 1976-230с.
Ашмарин В.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для студентов факультета физической культуры. М.: Просвещение, 1990.
Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол.- М.: Физкультура, образование, наука, 2000.-368с.
Беляев А.В. Волейбол на уроках физической культуры.- 2-е изд. - М.: Физкультура и Спорт, 2005.- 144с.
Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол. Учебник для вузов.- 4-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2009.-360с.
Бугаев К.Е., Шепило И.Н. Возрастная физиология. Учебное пособие.- Ростов, 1975.
Васильев В.В. Физиология человека.- М.: физкультура и спорт, 1977.
Всероссийская Федерация Волейбола. Волейбол (сборник статей). Москва, 2000.
Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр Академия, 2004.- 400 с.
Железняк Ю. Д. Юный волейболист. М., Физкультура и спорт, 1988.