Урок по литературному чтению для 1 класса по теме «Весна. Разучивание стихотворения по выбору»

Урок литературного чтения для 1 класса
«Весна. Разучивание стихотворения по выбору.»
Краматорская общеобразовательная школа I-III ступеней № 19
Учитель Гридюшко Ирина Викторовна
Урок изучения нового материала,посвящен весенней поэзии. На основе поэтических текстов продолжаем учить первоклассников выразительному и осознанному чтению, обогащаем словарный запас; совершенствуем умения анализировать, сравнивать, понимать текст прочитанного.Работа ведется с произведениями Федора Тютчева, Алексея Плещеева, Тараса Шевченко, Леси Украинки.
Используется богатый иллюстрационный материал по теме, раздаточные карточки; учебник, музыкальное сопровождение.
Воспитывается эстетический вкус, чувство красоты, желание сохранять и приумножать природные богатства родного края.

Тема:
Весна. Разучивание стихотворения по выбору. Словесное рисование картин природы весной.

Цель:
Привлечь детей к изучению и обсуждению темы «Весна». На основе поэтических текстов учить выразительному и осознанному чтению, совершенствовать навыки чтения; обогащать словарный запас; совершенствовать умения анализировать, сравнивать, понимать текст прочитанного.
Способствовать развитию у детей коммуникативных навыков.Развивать речь, внимание, творческое воображение, память.
Воспитывать эстетический вкус, чувство красоты весенней природы, желание сохранять и приумножать природные богатства родного края.

Оборудование: иллюстрации по теме, раздаточные карточки; учебник, музыкальное сопровождение, презентация к уроку.
Ход урока

I. Организация класса
Ребята, сегодня я приглашаю вас прожить вместе этот урок и почувствовать красоту сердцем.
II. Мотивация учебной деятельности
Отгадайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?

III. Сообщение темы и цели
Сегодня мы будем говорить о весне и о том, что она нам
приносит, познакомимся со стихотворениями о весне.

ІV.Актуализация опорных знаний учащихся
Весна приглашает нас в своё царство. (Видео на музыку Вивальди)
. 1.- При помощи чего композитор показал приход весны? (Музыки)
-Какие изменения в природе говорят о приходе весны?(Солнце, ручьи,трава, птицы)
-Какие весенние месяцы вы знаете?
-Рассмотрите картину И. И. Левитана «Март»
-Как вы думаете, при помощи чего художник показал красоту, неповторимость этого времени года? (красок)
-Сразу ли после зимы к нам приходит весна? (Нет, она приходит постепенно).
2.Действительно, весна – это волшебная пора года, когда всё оживает и расцветает. Говорят, что весна – это утро года.

В марте весна пробуждается от зимнего сна, разливается водой.
В апреле надевает зеленый наряд,
в мае уже прилетают все певчие птицы, все цветет.

3. Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.Правильно соедините строчки поговорки о весенних месяцах.
Март - с
цветами,

апрель - с
водой,

май - с
травой.

Прочтите на экране правильный ответ. У кого получилось так же?
4.Теперь я предлагаю вам попробовать превратиться в первоцветы. Под музыку П.И. Чайковского, которая называется «Подснежник», покажите, как цветы растут, раскрывают свои лепесточки, тянут головки к солнышку, радуются весне.

V.Работа над стихотворениями
Слушание текстов
А сейчас мы узнаем как поэты рассказывают о весне. Посмотрите на эти портреты


– Со стихотворениями каких поэтов мы будем сегодня знакомиться?(Ф. Тютчев, А. Плещеев, Т. Шевченко, Л. Украинка).
Откройте букварь с.146-147.
- Как называется стихотворение Федора Тютчева? (Весенние воды.)
А) ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Начинает читать учитель.
Остановка «Словарик». Словарная работа: брег – берег; гонцы – посланцы, которые быстро доставляли сообщение, новость; гласят – громко говорят.
- Как вы думаете, в этом стихотворении говорится о начале, середине или конце весны?
- Какие строчки подсказывают, что это начало весны?
- Посмотрите на илл. в букваре: какой главный образ этого стихотворения?
- Найдите в тексте слова-действия: что делают воды? (Шумят, бегут, будят)
-О чем они гласят?
-Как вы думаете, какая интонация должна быть во время чтения? (Радости)
Чтение а)цепочкой; б)с экрана по бегущему полю, в)индивид. выразит. чтение.Учитель оценивает чтение.
Работа в парах.
Обсудите изображение на карточке, обведите лишний предмет.(Рыба)








- На какие 2 группы можно разделить остальные предметы? (Зимующие и перелетные птицы)
-Каких перелетных птиц узнали? (Ласточка)
3. Физпауза
Когда я буду называть зимующих птиц, вы – присядете. А когда перелетных – подниматься на носочки.
(Сорока, аист, дятел, ворона, кукушка, воробей, скворец, грач, синица, ласточка)
4. Информация о ласточке (илл.)
Ласточка - это маленькая птичка, которая прилетает к нам в конце весны из далекой Африки. Отличает ласточку от других птиц черный шелковый фрак, белая грудка и острый раздвоенный хвост. Это ловкая, изящная птица, беспрестанно парящая в воздухе, способная на лету напиться и даже на мгновение окунуться в воду.
Говорят, что ласточка приносит весну на крыльях, т.к. с её прилетом устанавливается теплая весенняя погода.
Послушайте, о чем поет ласточка? (Видеозапись)
Б) ВЕСНА – стихотворение Алексея Плещеева.
Чтение учителя.
Остановка «Словарик». Словарная работа: сени – входное нежилое помещение; прощебечь с дороги - спой после дальнего перелета.
- О каких приметах весны говорится в 1строфе?
- О чем просят ласточку?
- Что предлагают ласточке за пение?
Это стихотворение так понравилось композитору П. Чайковскому, что он сочинил к нему музыку и получился романс. Послушайте его.
5. Выучим стихотворение наизусть. Чтение а)строфами по рядам; б)мальчиками; в)девочками; г)с подсказками-рисунками.

Чтение наизусть некоторыми учениками.Вербальое оценивание учителем.
VI.Работа в группах
Составьте словесный рисунок природы весной
- Дополните предложения подходящим словом .
(Учитель читает начало фразы; ведущий ученик показывает движениями, мимикой пропущенное слово; группа дает ответ.)
В небе стало выше подниматься (солнце)
Весело зажурчали(ручейки)
На лесных полянах появились (цветы)
Проснулся от зимнего сна (медведь)
Прилетели из далёких стран(птицы)
Какое чудесное время года!Это (весна)

VII. Стихи украинских поэтов.
В) ТОПОЛЬ
- Кто автор этого стихотворния?
Остановка «Словарик».Словарная работа: дубрава – дубовый лес, роща.
Учитель читает по строфам:
1) -Каким поэт изобразил тополь?
2) -Почему он одинок?
3) -О чем думает одинокий тополь?
4) –Каким тоном нужно прочитать всё стихотворение?
Самостоятельное чтение.
Индивидуальное выразительное чтение уч-ков.
А теперь послушайте это стихотворение на украинском языке.

Г) ОЙ, ВИШЕНКИ – ЧЕРЕШЕНКИ
1) Прочтите это стихотворение шепотом.
- Между кем происходит разговор?
- Как называется разговор 2-х действующих лиц?
- Прочитайте, почему вишенки выросли так высоко?
2) Чтение украинского варианта. Найти эти фразы в переводе на русском языке.
3)Чтение по ролям.
VIII. Рефлексия
- Понравилась вам красота, волшебство весенней природы? Что помогло нам это прочувствовать?
1. Сейчас мы сами станем поэтами и сочиним сенкан «Весна» по схеме.Работать будем в группах.




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






















Чтение сенкана.
2. Стратегия «Микрофон»
- Что вы теперь знаете, умеете, чувствуете
3. Закончите предложение:
Мне нравится весна, потому что

Самооценка
если вы считаете, что ваша работа была активной, то украсьте луг красными цветами.
если считаете, что необходимо было лучше поработать –жёлтыми цветами;
и если вы не очень старались сегодня на уроке – сиреневыми.
Поэты, композиторы и художники восхищаются красотой родной природы.
Вы сегодня тоже сумели увидеть неповторимость весенней природы, расскажите об этих чувствах родным дома.


Прощебечь























Левитан - МартРисунок 1D:\1.Интернет\Школа\Будущие 1-классн. 2012\ОТКРИТЫЙ УРОК 2013\ЧТЕНИЕ 1 кл\Флешка для урока\Левитан - Март.jpgКуинджи - Ранняя веснаРисунок 2D:\1.Интернет\Школа\Будущие 1-классн. 2012\ОТКРИТЫЙ УРОК 2013\ЧТЕНИЕ 1 кл\Флешка для урока\Куинджи - Ранняя весна.jpg