Конспект занятия «Камушек в ботинке» педагога – психолога с младшими школьниками по профилактике агрессивного поведения и способам его выражения.

Конспект занятия «Камушек в ботинке» педагога – психолога с младшими школьниками по профилактике агрессивного поведения и способам его выражения.

Цели занятия:
– профилактика агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста в школе.
– научить детей разнообразным способам выражения в приемлемой форме
агрессии, гнева, своих эмоций, желаний и делиться ими с одноклассниками.
– установление телесного контакта, переключение, снижение агрессивности.
– формирование дружного коллектива.
В эту игру полезно играть, когда ребёнок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт. Эта игра особенно полезна для тревожных детей.
Игра проходит в два этапа.
1 этап (подготовительный).
«Случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть это, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам – то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями». Далее вы говорите ребёнку: «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а придя домой, просто снимали ботинки?».
Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.
2 этап.
«Когда мы сердимся, чем – то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.
Далее говорится: «Давайте договоримся: если кто – то из «вас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что им что – то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какое – то неудовольствие, чего – то такое, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам. Например, «у меня камушек в ботинке; мне не нравится, что Олег стукнул меня портфелем». Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке». Вместе оговариваете способ, как можно избавиться от «камешка». Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем имеют потребность рассказывать о своих проблемах.
Коррекционно – развивающие занятия.
Занятие 1: «Дом дружбы».
Цель занятия: профилактика агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста в школе.
Упражнение 1: «Сказки о добре и зле».
Вспомним сказки, где добро побеждает зло. Например, «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Чебурашка и крокодил Гена» и другие. Назовите хороших, положительных героев, какими качествами они обладают? А теперь назовите отрицательных героев сказок и какими качествами они обладают?
Упражнение 2: «Разукрась шары».
Цель: научить детей разнообразным способам выражения агрессии.
Нарисуйте и разукрасьте шары. Каким цветом могут быть злые шары? Каким цветом будут добрые шары? Необходимо подобрать цвета и объяснить почему.
Упражнение 3: «Считалочка».
Цель: установление телесного контакта, снижение агрессивности.
Все дети встали в круг, взялись за руки и приговаривают считалку:
Мирись, мирись, мирись,
И больше не дерись,
А если будешь драться,
То я буду кусаться!
А кусаться не причем,
Буду драться кирпичом.
А кирпич ломается –
Дружба начинается!
Упражнение 4: «Бумажка».
Цель: учить выплескивать гнев в приемлемой форме.
Нужно со всей силы, со всей злости скомкать бумажку. Выплеснуть всю свою агрессию на лист бумаги и посмотреть, что с ним будет.
Упражнение 5: «Бумажный волейбол».
Цель: учить детей выплескивать гнев в приемлемой форме.
Сделанные бумажные шары используются и в этом упражнении. Площадка делится пополам и дети на 2 команды, у каждого свой бумажный шар. Задание перебросить все свои шары на поле противника. По сигналу игра прекращается и подсчитываются шары. У кого меньше шаров, тот выиграл.
Упражнение 6: «Крестики – нолики».
Цель: переключить детей с агрессивного состояния на иное.
Ведущий: «Я буду на бумаге рисовать крестик и назову его злом, обидой! А ты быстрее этот крестик заключи в кружочек, обведи забором. Чем больше крестиков обведем, тем быстрее вернем хорошее настроение».

Занятие 2: «Наш дружный класс».
Цель: формирование дружного коллектива.
Задачи: учить умению договариваться, обсуждать замысел работы и выполнение; развитие личностной и групповой активности; снижение уровня агрессивности, повышение терпимости друг к другу через совместные виды деятельности.
Вводная беседа.
У каждого из нас есть дом, своя квартира. Мама и папа строили ее. Какие усилия они прилагали, чтобы квартира стала уютной, чтобы в нее хотелось приходить снова и снова? Сегодня и мы попробуем построить свой школьный дом, но пока он будет из бумажных кирпичей. Каждый сделает свой неповторимый кирпичик. В результате у нас получится свой классный дом.
Упражнение 1: «Дом из кирпичей» (коллективная работа).
Каждому учащемуся дается картонный кирпичик. Надо разукрасить и украсить его как сам пожелает. Из кирпичей выстраивается на ватмане дом.
Упражнение 2: «Спасибо за работу».
Все встают в шеренгу. Каждый по очереди пожимает другим руку и говорит «спасибо за работу» и встает в конец шеренги. Упражнение заканчивается, когда первый ребенок встает на свое место.
Упражнение 3: «Нарисуй, я отгадаю».
Участники строятся в колонну затылоком друг другу. Ведущий выводит какую – либо геометрическую фигуру на спине замыкающего колонну. Тот в свою очередь должен молча угадать фигуру и «нарисовать» ее на спине впереди стоящего. И так далее «по цепочке». Последний называет фигуру.
Упражнение 4: «Закончи предложения».
Я злюсь в школе от ___________________________________________________ .
Я терпеть не могу, когда _______________________________________________ .
Я не хочу слышать, когда ______________________________________________ .
Я просто психую, когда _______________________________________________ .
Когда я злюсь, я ______________________________________________________ .
Упражнение 5: «Покажи, где в твоем теле прячется злость».
Учащиеся указывают на руки, на кулаки, на ноги, на голову, на рот и т.д. и объясняют.
Упражнение 6: «Прогоним нашу злость».
Дети выгоняют из своего тела злость: кричат, топают, хлопают в ладоши, надувают щеки, сжимают кулаки, высоко встают на носочки и со всей силы тянуться вверх.
Занятие 3: «Наш добрый класс».
Цель: формирование детского коллектива.
Задачи: содействовать формированию навыка самоуправления; снятие психоэмоционального напряжения; повышение учебной мотивации; формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.
Вводное слово.
На прошлом занятии мы построили наш классный дом. Теперь очередь поселить в него человечков. Сейчас каждый из вас сделает из пластилина своего человечка и расскажет про него: как зовут, что он любит, его любимые занятия дома, какие у него друзья, какой он этот человечек (добрый, злой), нравиться ли ему учиться, как он учиться, что ему нравиться больше всего в школе.
Упражнение 1: «Пластилиновый человечек».
Каждый лепит своего человечка и рассказывает про него.
Упражнение 2: «Зеркало».
Сначала работают в паре. Один показывает – другой повторяет. Потом один показывает – все повторяют и по команде «стоп» все должны замереть. Далее ведущий ищет самую похожую фигуру, т.е. лучшее зеркало и кого выбрали становиться ведущим.
Упражнение 3: «Спасибо за работу».
Все встают в шеренгу. Каждый по очереди пожимает другим руку и говорит «спасибо за работу» и встает в конец шеренги. Упражнение заканчивается, когда первый ребенок встает на свое место.
Упражнение 4: «Джунгли».
Все звери защищаются или нападают, но, когда они это делают, они издают звуки. Представьте, что вы звери, и вы нападаете, рычите. А теперь вы жертва, как вы будете отпугивать хищников.
Упражнение 5: «Руки».
Дети работают в парах, берут друг друга за руки и проговаривают:
«Эй, рука трясись, трясись – только больше не дерись!
Расслабляйся рука и больше не кусайся!».
Потом меняются в парах, и упражнение повторяется 2 – 3 раза.
Упражнение 6: «Где вокруг прячется зло».
Учащиеся работают с раздаточным материалом, смотрят на картинки, и указывают, в какой из них прячется зло.
Занятие 4: «Наш добрый класс».
Цель: формирование детского коллектива.
Задачи: содействовать формированию навыка самоуправления; снятие психоэмоционального напряжения; повышение учебной мотивации; формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.
Вводное слово.
На предыдущих занятиях мы сделали наш классный домик, населили его человечками. Но чтобы он был красивым, интересным давайте посадим свой сад.
Упражнение 1: «Дерево настроения».
Цель: научить детей разнообразным способам выражения своих эмоций через цвет.
Детям раздаются лепестки из бумаги, это листья дерева. Каждый ученик – это листочек, а дерево с листочками – это класс. Учащиеся должны разукрасить свои листочки так, чтобы было видно какое у него настроение. Оформляется дерево.
Упражнение 2: «Цветки желаний».
Цель: научить детей разнообразным способом выражать желания и делиться ими с одноклассниками
Детям раздаются шаблоны цветков из бумаги, они должны написать в середине цветка свое желание. Каждый отвечает на вопрос «Я хочу, чтоб в моем классе______________________________________________________________».
На ватман с домом прикрепляются цветки.
Упражнение 3: «Цыпленок из яйца».
Цель: установление телесного контакта, снижение агрессивности.
Дети делятся на пары. Один учащийся – цыпленок в скорлупе, другой учащийся курочка – наседка. «Цыпленок» садится на стул и группируется (подтягивает ноги к себе), «наседка» обнимает его и старается согреть своим теплом. В течение 1 – 2 минут происходит это действие, а потом из скорлупы вылупляется цыпленок. Скорлупу может имитировать белая туалетная бумага. Потом дети меняются ролями.
Упражнение 4: «Спрячь обиду».
Цель: стимуляция положительных эмоций у жертвы и отрицательного подкрепления агрессора.
Ведущий берет мелкий предмет (прищепка, заколка, линейка и т. п.) и обращается к обиженному ребенку «Давай – ка обиду возьмем и обидчику незаметно под рубашку спрячем». Остальные дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Когда предмет спрятан, дети говорят версии, у кого спрятан и почему.
Завершение занятия.
Обсуждение занятия, обмен впечатлениями и с произошедшими изменениями. В конце фото на память.
Список литературы
Газета «Школьный психолог», №44, 2012г.
Настольная книга практического психолога. ВЛАДОС. М.Битянова, 2006.
Сборник методических рекомендаций. «Вместе». Р.З. Хисаметдинов, Э.Р.Абдуллина, 2004г.


Педагог – психолог МБОУ НОШ с.Стерлибашево З.Т.Файрузова














13PAGE \* MERGEFORMAT14615








15