Урок производственного обучения Опиливание плоских поверхностей

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Новочебоксарский политехнический техникум» Министерства образования
и молодежной политики Чувашской Республики






План-конспект открытого урока
учебной практики мастера п/о
Адаксиной Любови Николаевны





Новочебоксарск

Дата проведения:
Место проведения: Слесарная мастерская
Тема учебной программы: «Опиливание металла».
Тема урока « Опиливание плоских поверхностей».
Тип урока: урок изучения трудовых приемов и навыков
Цели урока:
I. Обучающая цель:
Научить учащихся практическим навыкам выполнения приемов опиливания плоских поверхностей.
Задачи:
Научить учащихся применять ранее изученные знания и умения в процессе выполнения работы.
Продемонстрировать приемы опиливания плоских поверхностей.
Научить учащихся производить контроль во время работы, используя измерительные инструменты.
II. Развивающая цель:
Развивать конкурентоспособные качества личности учащихся.
Задачи:
Развивать познавательную активность учащихся.
2. Развивать умение работать самостоятельно.
3. Развивать умение работать с раздаточным материалом.
III. Воспитывающая цель:
Формировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства.
Задачи:
Воспитывать ответственность за свои действия.
Воспитывать аккуратность и точность в работе.
Воспитывать трудовую дисциплину (ответственность, добросовестность, инициативность).
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижений, определенных руководителем.
Методы обучения:
наглядно-демонстрационный;
практический.
Форма обучения:
- фронтально-групповая.
Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, устный опрос, письменная проверка.
Материально-техническое оснащение урока: интерактивная доска, плакаты, образцы, эталоны, инструменты и приспособления слесаря.
Межпредметная связь: Спецтехнология, черчение, математика, материаловедение.
Внутрипредметная связь:
-освоение приемов владения инструментами;
-ознакомление с инструментами, приспособлениями и оборудованием для выполнения слесарных работ;
- сущность опиливания; виды опиливания.


ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Построение группы. Приветствие.
Рапорт бригадира.
Фиксация отсутствующих.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка внешнего вида.
После проверки внешнего вида и состояния спецодежды, учащиеся занимают свои места.
Эмоциональный настрой, включение учащихся в деловой ритм.

II. Вводный инструктаж.
1. Сообщение темы и целевая установка на урок.
Тема нашего урока: «Опиливание плоских поверхностей».
Сегодня на уроке вы научитесь практическим навыкам опиливания, соблюдая технологическую последовательность и технические условия опиливания.
2. Мотивация.
Слесарные работы – незаменимый технологический процесс, без применения которого нельзя создавать современные конструкции. Применимы во всех профессиях строительного и машиностроительного профиля. Эти знания вам будут необходимы как на работе, так и дома в быту.
3. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, повторим пройденный материал.
Вам будет предложено 6 вопросов, на которые вы должны ответить письменно (работу дается 10 мин.):
1. Что называется опиливанием? (Опиливание – это снятие слоя с поверхности заготовки посредством режущего инструмента – напильника).
2. Какие виды напильников применяются при опиливании?
(По форме сечения (плоские, квадратные, треугольные, квадратные, круглые, полукруглые, ромбические, трехгранные).
3. Положение корпуса при опиливании.
( Угол между ступнями 60° - 70 °; подбор высоты тисков производится по росту).
4. Положение рук при опиливании.
(Одна рука обхватывает ручку напильника, другая сверху, не доходя 20-30 мм до края рабочей поверхности).
5. Распределение усилия нажима при опиливании. (Усилие только при движении вперед).
6. Правила техники безопасности при работе с напильниками.
(Требования безопасности при работе ручным инструментом: ручка без трещин, сколов, заусенцев; на основании ручки - кольцо)
7. Правила техники безопасности при очистке поверхностей от металлических опилок.
(Опилки не сдувать).
4. Изучение нового материала.
Молодцы, все справились. Приступим к изучению нового материала. Перед вами находится раздаточный материал (чертеж «Изготовление шестигранного стержня»). Внимательно изучите чертеж и ознакомитесь с последовательностью выполнения работы.
5. Показ трудовых приемов с комментариями. У шестигранника с каждой грани снимаем по 1мм. У нас должен получиться шестигранник с меньшими параллельными поверхностями длиной 40 мм.
Закрепляем заготовку в тиски. Один торец обрабатываем под чистую под углом 90°. Контроль осуществляем угольником. Это базовая поверхность. Далее от угла при помощи линейки и чертилки отмечаем 41 мм и зажимаем заготовку в тиски. Начинаем обрабатывать всю длину поверхности, начиная с одной грани шестигранника. Далее, разворачивая заготовку на 180 градусов, обрабатываем следующую параллельную поверхность и так все шесть поверхностей. Далее обрабатываем второй торец. По окончании производим контроль выполненной работы.
6. Первичное закрепление знаний
Вызвать 2-3 человека для показа трудовых приемов:
Подобрать тиски под свой рост.
Положение корпуса при опиливании.
7. Техника безопасности при работе с колющими инструментами.
8. Задание на текущий инструктаж:
- Изготовить шестигранный стержень, соблюдая технологическую последовательность.
9. Критерии оценки.

Балл

Правильность приемов и способов работы

5
Безошибочное, уверенное и вполне самостоятельное выполнение всех приемов и способов опиливания поверхностей.

4
Правильное и самостоятельное выполнение основных приемов опиливания поверхностей при наличии несущественных недочетов.

3
Выполнение приемов с нарушениями, не приводящим к браку: закрепление заготовки с перекосом, неумение без помощи мастера выполнять приемы опиливания поверхностей, затруднения в пользовании контрольно – измерительными инструментами.

2
Грубые ошибки в приемах и способах опиливания поверхностей.


III. Текущий инструктаж:
Самостоятельная работа учащихся – опиливание плоских поверхностей.
Обходы мастера производственного обучения с целью:
- проверка организации рабочего места;
- проверка соблюдения правил ТБ;
- проверка правильности выполнения работы;
- соблюдения санитарных требований;
- соблюдения правил внутреннего распорядка;
- контроль за выполнением процесса опиливания;
- проверка конечного результата работы.
Уборка рабочего места.
IV. Заключительный инструктаж:
1.Выставление оценок по предварительному определению уровня знаний.
2. Анализ работ учащихся.
3. Разбор типичных ошибок.
4. Выявление лучших работ.
5. Объявление и комментирование оценок за урок.
Итак, сегодня на уроке вы научились выполнять работу по опиливанию плоских поверхностей. Все вы были очень активными, внимательными и справились с поставленной задачей. Я считаю, цель урока достигнута, об этом говорят ваши результаты:
Отличных работ –
Хороших работ -
Удовлетворительных работ – нет.
Всем спасибо за активное участие на уроке.
Домашнее задание:
Повторить §§ 37-41 Н.И. Макиенко «Общий курс слесарного дела».


Мастер п/о Адаксина Л.Н.


























Схема конспекта урока
Таблица 1

Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)

1.
Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)




определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
























описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)


Научить учащихся практическим навыкам выполнения приемов опиливания плоских поверхностей.


- Выполнять работы по различным видам технического обслуживания
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижений, определенных руководителем








I. Обучающая цель:
Научиться практическим навыкам выполнения приемов опиливания плоских поверхностей.
Задачи:
- Научить учащихся применять ранее изученные знания и умения в процессе выполнения работы.
- Продемонстрировать приемы опиливания плоских поверхностей.
- Научить учащихся производить контроль во время работы, используя измерительные инструменты.

II. Развивающая цель:
Развивать конкурентоспособные качества личности.
Задачи:
- Развивать познавательную активность учащихся.
- Развивать умение работать самостоятельно.
- Развивать умение работать с раздаточным материалом.


III. Воспитывающая цель:
Формировать стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства.

Задачи:
- Воспитывать ответственность за свои действия.
- Воспитывать аккуратность и точность в работе.
-Воспитывать трудовую дисциплину (ответственность, добросовестность, инициативность).



Методы обучения:
- наглядно-демонстрационный;
.
Форма обучения:
- фронтально-групповая.




2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;



определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Научить учащихся практическим навыкам выполнения приемов опиливания плоских поверхностей.
Проверка теоретических знаний.
Задачи:
-Научить учащихся применять ранее изученные знания и умения в процессе выполнения работы.
- Продемонстрировать приемы опиливания плоских поверхностей.
-Научить учащихся производить контроль во время работы, используя измерительные инструменты.




Выполнение практических приемов выполнения опиливания плоских поверхностей.



Применение ранее изученных знаний и умений в процессе выполнения работы.
Демонстрация приемов опиливания плоских поверхностей.
- контроль во время работы, используя измерительные инструменты.



«5». Безошибочное выполнение трудовых приемов с соблюдением всех технических требований к изделию.
«4». Правильное выполнение всех трудовых приемов при наличии единичных и несущественных отклонений от технических требований.
«3». Выполнение трудовых приемов с несущественными недочетами и единичными случаями невыполнения технических требований.
«2». Грубые ошибки в выполнении трудовых приемов и неумение обеспечить технические требования.

Повторное объяснение темы







Объяснение, с показом трудовых приемов








Слесарные работы – незаменимый технологический процесс, без применения которого нельзя создавать современные конструкции. Применимы во всех профессиях строительного и машиностроительного профиля. Эти знания вам будут необходимы как на работе, так и дома в быту.



«5». Наличие твердых знаний и умений применять их на практике без посторонней помощи.
«4». Наличие твердых знаний и умение применять их на практике с незначительной помощью мастера.
«3». Недостаточные знания и неумелое применение их на практике. Требуется значительная помощь мастера.
«2». Слабые знания и неумение применять их на практике.




3.
Объяснение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
.- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;








Описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала




Научиться практическим навыкам выполнения приемов опиливания плоских поверхностей.



- Научиться практическим навыкам выполнения приемов опиливания плоских поверхностей.
- Развивать конкурентоспособные качества личности.
- Формировать стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства.
Приступим к изучению нового материала. Перед вами находится раздаточный материал (чертеж «Изготовление шестигранного стержня»). Внимательно изучите чертеж и ознакомитесь с последовательностью выполнения работы.
Показ трудовых приемов с комментариями. У шестигранника с каждой грани снимаем по 1мм. У нас должен получиться шестигранник с меньшими параллельными поверхностями длиной 40 мм.
Закрепляем заготовку в тиски. Один торец обрабатываем под чистую под углом 90°. Контроль осуществляем угольником. Это базовая поверхность. Далее от угла при помощи линейки и чертилки отмечаем 41 мм и зажимаем заготовку в тиски. Начинаем обрабатывать всю длину поверхности, начиная с одной грани шестигранника. Далее, разворачивая заготовку на 180 градусов, обрабатываем следующую параллельную поверхность и так все шесть поверхностей. Далее обрабатываем второй торец. По окончании производим контроль выполненной работы.


наглядно-демонстрационный;
практический.


Форма обучения:
- фронтально-групповая.
Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, устный опрос, письменная проверка.






Педагог, владеющий современными методами обучения и воспитания учащихся. владеющий профессиональным мастерством, имеющий высокий интеллектуальный уровень, знание возрастных особенностей подростков и любовь к ним.








Высокое профессиональное мастерство, доступность объяснения, простота в объяснении, взаимное уважение.








Как можно чаще давать учащимся почувствовать радость успеха.
















































4.
Закрепление учебного материала, предполагающее:
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;



описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.




Научиться практическим навыкам выполнения приемов опиливания плоских поверхностей.








-обеспечение отработки и освоения всеми учащимися правильных приемов и способов выполнения изучаемой операции, а также операции в целом;
- Организация упражнений по отработке отдельных (новых. сложных) приемов и способов выполнения изучаемой операции.

- Показ трудовых приемов
- демонстрация наглядных пособий













«5». Безошибочное выполнение трудовых приемов с соблюдением всех технических требований к изделию.
«4». Правильное выполнение всех трудовых приемов при наличии единичных и несущественных отклонений от технических требований.
«3». Выполнение трудовых приемов с несущественными недочетами и единичными случаями невыполнения технических требований.
«2». Грубые ошибки в выполнении трудовых приемов и неумение обеспечить технические требования.



- Повторный показ мастером трудовых приемов на рабочих местах учащихся.
- Приучение учащихся постоянно использовать документацию письменного инструктирования при выполнении упражнений.



5.
Задание на дом, включающее:
постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Повторить §§ 37-41 Н.И. Макиенко «Общий курс слесарного дела».

Составить технологическую карту последовательности выполнения работы.








Подведение итогов выполнения учебных задач урока.
Вовлечение учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока.




Инструктирование учащихся о способах выполнения домашнего задания.



Заголовок 115