Конспект урока по ИЗО на тему Художник в театре. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке Снегурочка

Технологическая карта урока

Предмет : Изобразительное искусство
Класс : 5
Тема урока: Художник в театре. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке "Снегурочка"
Цель урока: Информация о сказочных героях. Главные характерные черты облика героя.
Задачи урока:
- формировать навык рисования эскиза по представлению сценического костюма персонажа к постановке сказки «Снегурочка»;                       
- развивать пространственное мышление, образное представление и воображение;
- развивать чувство прекрасного, творчество, фантазию, воображение;
- усидчивость, аккуратность;
- творческое отношение к выполнению задания;
- приучать внимательно наблюдать и анализировать;
- взаимоуважение, уважение к труду художников, традициям и обычаям русской культуры и искусства;
- художественный вкус;

Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Вид деятельности: Индивидуальная работа.
Необходимое оборудование:

Для учителя:
- иллюстрации художников;
- образцы детских работ;
- карандаш, форматы.

Для учащихся:
- карандаш, форматы.



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

1
2
3
4
5

1.
Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на урок.
Л -способность к самооценке;
- положительное отношение к уроку.
К- организовывать контакт с одноклассниками.

2.
Повторение. Подведение к теме.
(2 мин.)
Предлагает обучающимся ответить на вопросы:

- что такое театр?
(Театр - это место, где можно насладиться балетом или оперой. Спектакль – это результат труда людей из разных профессиональных областей).
- люди каких профессий принимают участие в создании спектакля?
(Возможные варианты ответов: сценарист, драматург, режиссер, театральный художник, осветитель, актеры, музыканты и т.д.)
- какую роль играет художник?


- Спектакль шел в чудесных декорациях, выполненных художником В.М. Васнецовым (которые мы с вами и выполняли на уроках). [Слайд №8 «Васнецов»]
- Обращение В.М. Васнецова к опере-сказке Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» возникло в результате увлечения художника близкой ему по духу сказочно-романтической пьесой А. Н. Островского, а также изучения и освоения народных художественных традиций. Воедино слилось всё: и слова, и музыка, и краски. Получилась совершенная гармония.
Позитивно настраиваются на урок.                  
Отвечают на вопросы учителя.
Осмысливают и объясняют значение слов «памятник», «архитектура», «музей»

Л- положительное отношение к уроку;
- положительное отношение к познавательной деятельности;
- уважение к русской культуре, осознание себя гражданином России.
Р-умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы.
К- вступать в учебный диалог с учителем.
-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

3.
Актуализация знаний.(2 мин.)
- На предыдущем уроке мы начали знакомство с произведением "Снегурочка". Существует несколько вариантов изложения этого произведения. Какие это могут быть варианты?
Учитель произносит определения вариантов изложения сказки, а учащиеся дают свои ответы, что это может быть.
Беседа:
- Устный народный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, он учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов (Народная сказка).
- Драматическое произведение для постановки в театре, оно может транслироваться по телевидению... (Пьеса).
- Это некое яркое представление, где участвуют много актеров, которые поют во время своей игры (Опера).
Рассуждают об актуальности новых умений и знаний.
Л- желание приобретать новые знания, умения;
- положительное отношение к познавательной деятельности.
К- вступать в учебный диалог с учителем
-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
П- делать обобщения, выводы.


4.
Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
(8-10 мин.)

- Всем вам известна русская народная сказка "Снегурочка". По её мотивам писатель А.Н. Островский в 1873 году написал пьесу и назвал её «Весенней сказкой».
- В том же году пьеса впервые была напечатана для широкой публики в популярном в то время журнале «Вестник Европы», а музыку к первой театральной постановке написал П.И. Чайковский. В 1881 г. русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков создал по пьесе Островского оперу «Снегурочка», однако пьеса ему понравилась не сразу. Вот, что писал композитор в своих воспоминаниях: «В первый раз «Снегурочка» была прочитана мной в 1874 году. <> В чтении она мне мало понравилась. <> В зиму 1879 – 80 г. Я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот удивительный сюжет». По признанию Римского-Корсакова не было для него «лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна» и не было «лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царём». [2, 23] Композитор написал оперу быстро и легко. Премьера состоялась в Мариинском театре и прошла с большим успехом.
- Спектакль шел в чудесных декорациях, выполненных художником В.М. Васнецовым (которые мы с вами и выполняли на уроках). [Слайд №8 «Васнецов»]
- Обращение В.М. Васнецова к опере-сказке Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» возникло в результате увлечения художника близкой ему по духу сказочно-романтической пьесой А. Н. Островского, а также изучения и освоения народных художественных традиций. Воедино слилось всё: и слова, и музыка, и краски. Получилась совершенная гармония.
Просмотр детских работ (декорации).
- Ребята, мы просмотрели декорации, выполненные на предыдущих уроках. Как вы думаете, кого нам не хватает? (Героев сказки)
- Сегодня мы снова попытаемся поработать театральными художниками и выполнить персонажей оперы-сказки "Снегурочка". Давайте вспомним героев этой сказки.
Учащиеся перечисляют героев сказки: Снегурочка и Лель, царь Берендей, Бирючи, Купава, Мизгирь, берендеи – ребята, берендейки, Мороз, Весна, Леший.
Слово учителя:
- Посмотрим эскизы костюмов и героев, которые выполнил для постановки пьесы великий художник В.М. Васнецов.
- Ребята, в каком стиле выполнены сценические костюмы героев сказки? (Русский народный костюм)
- Да. С русским народным костюмом мы уже знакомились раньше на уроках. На эскизах костюмов В.М. Васнецова узнаем знакомые элементы народного костюма. Это рубаха, сарафан, украшенные вышивкой. Головные уборы напоминают кокошники и девичьи повязки.
- Рубаха была главной частью костюма, и мужского, и женского. На Руси было принято отделывать рубахи вышивками, Полагалось, что это будет служить хозяину или хозяйке оберегом от злых сил. На отделке изображались символы солнца, и например, птиц.
Однако художник не копируют подлинные костюмы и их узоры, он создаёт выразительные образные характеристики персонажей и декоративную зрелищность.
- «Когда Репин собственными глазами увидал васнецовские декорации и костюмы к «Снегурочке», он 6 января 1882 года написал Стасову из Москвы в Петербург: «Не могу не поделиться с Вами одной новостью: здесь, у Мамонтовых, затеяли разыграть «Снегурочку» Островского. Васнецов сделал для костюмов рисунки. Он сделал такие великолепные типы восторг Я уверен, что никто там у вас не сделает ничего подобного. Это просто шедевр».


Слушают рассказ учителя. Просматривают презентацию по теме урока, рассматривают произведения зрительного ряда.
Высказывают суждение об особенностях архитектурных произведений, мастерстве древних русских зодчих.
Анализируют увиденные сооружения. Отвечают на вопросы учителя.
Л-положительное отношение к познавательной деятельности.
П- осознавать познавательную задачу;
-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;
- делать обобщения, выводы;
- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;
- слушать, извлекая нужную информацию;
- осмысление и переработка полученной информации.
К- вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

5.
Динамическая пауза.(1 мин.)
Проводит физминутку.
Выполняют упражнения.
Л: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

6.
Целеполагание.
(1 мин.)
Ответьте на вопросы:
- какая общая идея свойственна художникам, выполнявшим сценический костюм?
- какова роль орнамента, цвета в разработке сценического костюма?

Создает проблемную ситуацию.

Учитель предлагает определить задачи, с которыми необходимо справиться при выполнении работы.

Отвечают на вопросы учителя.
К- вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- отвечать на вопросы, полно и точно выражать свои мысли;
Л-признание для себя общепринятых морально-этических норм.
П-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;
- делать обобщения, выводы;
- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;
- осмысление и переработка полученной информации.

7.
Планирование работы.(1 мин.)
- Выбор персонажа. Определить главные характерные черты его облика.
- В соответствии с образом героя продумать силуэт фигуры, тип одежды, цветовые сочетания, детали, которые пдчеркнут выразительность образа.

Примеры:
Эскиз костюма Снегурочки. Героиня холодная, на шубке висят сосульки, на шапочке и воротничке – иней.
Эскиз костюма Лешего. Фантастическое существо, сродни лесу. Одежда вся из веток и листьев.


Запоминают последовательность работы над заданием. Задают вопросы. Определяют принципы организации листа. Определяют первый план, решают, что будет изображено на переднем, среднем, заднем планах рисунка. Выполняют творческое задание согласно условиям.
Л- освоение новых видов деятельности;
- участие в творческом, созидательном процессе;
Р- принимать и сохранять учебную задачу;
- действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.
К- доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль посредством рисунка..

8.
Творческая работа (25 мин.)
Выполнение графических зарисовок по памяти или представлению деревянной постройки.

Учитель контролирует работу учащихся, консультирует, оказывает необходимую помощь.


Выполняют задание, выстраивая работу по намеченному плану
Л- освоение новых видов деятельности;
- участие в творческом, созидательном процессе;
Р- принимать и сохранять учебную задачу;
- действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.
К- доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль посредством рисунка.

9.
Рефлексия деятельности.
(1-2 мин.)
Организует закрепление пройденного материала (что нового узнали):
- что сценический костюм помогает актёру в воплощении образа персонажа театрального спектакля на сцене;
- что сценические костюмы В.М.Васнецова отражают стилистику образного языка народного искусства, создают декоративную зрелищность спектакля.

Организует обсуждение качества работ в процессе просмотра рисунков:

- компановка;
- пропорции;
- передача образа героя через костюм.

Ребятам предлагается защитить свой эскиз. Рассказать, как цвет, орнамент, силуэт фигуры отражают сказочное, диковинное. Можно ли в эскизе увидеть добрых, жизнерадостных жителей Берендеевки?

Учитель подводит краткий итог урока и даёт домашнее задание.
Спасибо за работу!
Участвуют в оценке своей деятельности на уроке. Дают оценку результатам своей творческой деятельности.
Л- положительно относиться к учению.
Р- адекватно оценивать свои достижения.
К- адекватно и справедливо оценивать достижения сверстников, радоваться чужим успехам.


15