ПРЕОДОЛЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА В СЦЕНИЧЕСКОМ ВОЛНЕНИИ


ПРЕОДОЛЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА В СЦЕНИЧЕСКОМ ВОЛНЕНИИ
Проблема сценического волнения – одна из актуальных, жизненно – важных для музыкантов – исполнителей, а учащиеся, ваши дети и являются начинающими исполнителями.
Эстрадное волнение весьма многолико в своих проявлениях: оно воодушевляет и в этом случае позволяет раскрыть глубоко скрытые потенциальные возможности ученика, артиста. Но больше всего оно беспокоит исполнителей и педагогов своим угнетающим воздействием и слабой управляемостью. Волнуются все или, по крайней мере, подавляющее большинство артистов, лекторов, спортсменов, учащихся и студентов. Такие высказывания можно найти в высказываниях А. Рубинштейна, К. Станиславского, Г. Нейгауза, Д.Ф.Ойстраха и многих других выдающихся артистов.
Уже с первых шагов музыканту необходимо разъяснить значение исполнительской деятельности, привить чувство ответственности за качество исполнения на эстраде и вместе с тем любовь к публике. Для успеха в решении этой задачи важным условием является проблема преодоления сценического волнения.
Цель нашей нашей работы – выявить способы обнаружения факторов риска и предложить методы преодоления стрессовых ситуаций в концертном выступлении.
В словаре Ожегова дается следующее определение этому термину: «Волнение – это сильная тревога, душевное беспокойство».
Среди психофизических признаков волнения можно выделить: скованность, нарушение координации движений,
рассеянность внимания, частичная амнезия, резкое снижение настроения, внезапная слабость или повышенная суетливость, чувство сильного страха, впадение в жар, холод, потение рук, ног, пересыхание в горле, срывы, уход со сцены. Характер эстрадного волнения существенно зависит от возраста, темперамента, обученности и воспитания человека (как семейного, так и в стенах учебного заведения).
Умение играть на сцене – это в значительной степени умение сосредоточиться на исполняемом. В этом отношении следует брать пример с выдающихся актеров, которые проделывают огромную работу над собой, над освобождением от скованности, чтобы на сцене чувствовать себя непринужденно. Только тогда исполнитель может передать публике содержание произведения.

В педагогической практике нередки случаи, когда на сцену выносятся «сырые» произведения, примерно на стадии «выученного на память разбора текста». За несколько дней до эстрадного выступления начинается усиленная работа с учеником на «отделкой» произведения: ученик получает огромное количество указаний, которые не только выполнить, но и запомнить трудно.
Нагруженный ворохом педагогических советов, учащийся выходит на сцену. И здесь неизбежна катастрофа: кое-как сколоченное здание, наспех воздвигнутое педагогом, рушится; ученик не в состоянии сосредоточиться, ибо ему не на чем сосредоточиться - произведение он еще не умеет исполнять; необычное освещение, малейший шум в зале, слишком низкий или, наоборот, слишком высокий стул - все это способно сбить, дезорганизовать играющего. Инстинктивно пытаясь найти выход из создавшегося положения, учащиеся напрягаются, торопятся, «пыжатся».
Такие выступления очень отрицательно сказываются на учащемся: неудачное выступление обескураживает ученика, и он теряет стимул к дальнейшей работе; результаты волнения( забывчивость, торопливость и т.п.) оставляют след на психике ученика и непременно окажут внимание на его дальнейшие эстрадные выступления; «внешнее» исполнение, маскирующее необработанность музыкального произведения, скажется в дальнейшей работе учащегося.
Для того чтобы воспитать в ученике эстрадную выдержку и самообладание, педагог должен изучить поведение ученика на сцене и выяснить, какие стороны исполнения в первую очередь поражаются волнением. Обычно отсутствие эстрадной выдержки приводит к одному из следующих типичных результатов( или их сочетаний): учащийся забывает текст; перестает владеть временем( ускоряет, замедляет, не выдерживает длительности); теряет нить музыкального произведения, «дробит» исполнение; учащийся играет технически неточно( «мажет», не попадает на лады, теряет ощущение клавиатуры и пр.)
Изучив поведение ученика на сцене, педагог зачастую обнаруживает, что на эстраде ничего нового не произошло, лишь обострилась наиболее уязвимая стороны исполнения ученика. Все те недочеты, которые в классе можно было рассмотреть лишь в «увеличительное стекло», на сцене стали заметны « невооруженным глазом». Задача педагога- укреплять в текущей работе наиболее уязвимые стороны исполнения ученика.
Эстрадная выдержка и самообладание укрепляются эстрадной тренировкой. Разговоры с учащимися об эстрадном волнении, о необходимости «перестать волноваться» и т.п. не только не приносят пользы, но и вредны. Фиксируя внимание учащегося на волнении, они приводят к тому, что он на эстраде и пред эстрадным выступление думает только о том, чтобы « не волноваться», конечно, еще больше волнуется.
Следовательно, в воспитании в ученике эстрадных навыков- неотъемлемая и чрезвычайно важная часть педагогического процесса
Будет полезным выделения наиболее типичных факторов, порождающих стресс в концертном зале. Наличие в них общих признаков не включает индивидуальный характер, их проявление: отсутствие четких представлений о публичном выступлении или чрезмерная переоценка такой ситуации; смутное представление об основных причинах, вызывающих скованность и порождающих страх; излишнее «самоедство» от предыдущего выступления, боязнь нового провала; неверие в собственные силы (« не получится», «не доучил», «сорвусь», «не доиграю» и т.п.); слабый самоконтроль за сущностью игровых операций и исполнительских ориентиров.
Представленные выше негативные факторы могут быть ослаблены или даже нейтрализованы соответственно антистрессовыми факторами с позитивной силой сопротивления.
Назовем их:
Осмысление физиологии страха и само регуляция эмоциональных состояний;
Сознательное продвижение к ощущению внутренней закрепощенности и сильное стремление оправдать ожидания окружающих( преподавателей, друзей, коллег, близких);
Формирование в себе умения четко осознавать последовательность исполнительских действий и предвосхищение конкретных композиционных частей исполнения;
Тщательная тренировка самоконтроля посредством прослушивания и анализа многоразовых аудиозаписей своего исполнения и обязательное сопоставление с нотным текстом;
У музыканта-исполнителя особая миссия – на сцене он представляет не себя, он служит музыке, таланту композитора, демонстрируя своя артистическое амплуа.
Исполнительская деятельность музыканта - неимоверно сложный, напряженный и вместе с тем ответственный процесс. Готовясь к выходу на сцену, исполнитель затрачивает огромное количество энергии, как физической, так и эмоциональной. Чтобы самостоятельно определить слабые стороны своей творческой индивидуальности и выбрать наиболее полезную и продуктивную методику психофизиологической подготовки учащегося к концертному выступлению, нужно обладать немалым объёмом знаний об этой проблеме.
Дать однозначный рецепт для того чтобы выступление учащегося всегда имело успех не возьмется, пожалуй, ни один из методистов, педагогов и музыкантов-исполнителей. Каждый человек неповторимая индивидуальность и, следовательно, методы подготовки учащихся всегда должны основываться на индивидуальных качествах внутренней и внешней среды ребенка. Поэтому, изучая себя, свои сильные и слабые стороны, анализируя и запоминая ощущения, которые предшествовали удачному выступлению, мы можем затем сознательно воспроизводить подобные состояния перед последующими выступлениями. Общение с публикой, зрительской аудиторией - всегда творческий процесс и предполагает взаимную связь. Учащийся-музыкант не только воздействует на аудиторию, но и испытывает на себе ее влияние. Музыка для исполнителя является связующим звеном и одновременно средством общения со слушателями. Преодоление эстрадного волнения у учащегося должно идти по пути творческого желания общения с аудиторией. Именно общение несет в себе истинный и непреходящий смысл всей подготовительной работы музыканта-исполнителя. Полная отдача воплощения музыкального образа, непрекращающийся диалектический процесс открытия прекрасного в исполняемом, жажда выявить все это в реальном звучании - вот путь преодоления сценического волнения.