Конспект урока по русскому языку на тему Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабых позиций (2 класс)




(система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Составитель:
Гламаздина Людмила Николаевна,
учитель начальных классов
Разработала:
Гламаздина Людмила Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №7» г. Салавата
Республика Башкортостан
250874mila@mail.ruКонспект урока по русскому языку
Класс: 2
Тема урока: Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабых позиций.
Цель: формирование умения выполнять проверку орфограмм слабых позиций
1) совершенствовать уровень овладения способами проверки          орфограмм слабых позиций.
          2) развивать умение выделять значимые части слова и учитывать
              состав слова при проверке орфограмм слабых позиций.
          3) воспитывать доброжелательность, умение выслушивать друг друга,  
              задавать  вопросы, работать в группах.
 Планируемые результаты:
Личностные: 
Умение проявлять познавательную инициативу; формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Предметные:
Знать основной закон русского письма; освоить способ проверки орфограмм слабых позиций без словаря.
Уметь использовать общий способ проверки орфограмм слабых позиций.
        Метапредметные:
  Формирование регулятивных УУД:
умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия;
умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.
   Формирование коммуникативных УУД:
умение работать в парах, умение высказывать свои суждения,   умение слушать и понимать других.
Формирование познавательных УУД:
формулировать правило на основе выделения существенных признаков; выполнять задания с использованием модели и схем; строить объяснение в устной форме по модели; строить логическую цепь рассуждений.
   
Ход урока.
І. Организационный момент.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, на доске написаны числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к 10. Но для этого необходимо поработать. Я желаю вам удачи, чтобы каждый остался доволен соей работой.
ІІ. Актуализация опорных знаний и умений.
  1. У: В русском языке очень много слов. И все они разные. Что называют слова?
Детские ответы:
Название предметов. 2) Название действий. 3) Название  признаков
а) записать слова в три столбика, дав название каждой группе слов:
петух, живёт, молоко, готовить, хороший, пальто, посуда, черный, русский, Москва, печь (блины).Проверка задания.
 Обсуждение. Выводы.  
ІІІ Постановка учебной задачи. Выделение способов проверки орфограмм.
- Выделите в словах  окончание и основу.
- Что такое окончание?
- Что такое основа?
- Сначала, что вы должны выделить основу или окончание?
- Как они изменяются?
(дети выделяют значимые части)
- Какие интересные необычные слова среди них заметили?
  Ответы детей:1.Слово пальто - неизменяемое слово.
  2. Молоко – изменяется только в единственном числе.
- А для чего выделяют основу и окончание?
 Д: Чтобы правильно определить, где находится слабая позиция, подобрать способ проверки слабых позиций.
- Как мы умеем проверять слабые позиции?
  1) по сильной позиции.
  2) по словарю.
по правилу.
ІV. Физминутка.
 V. Самостоятельная работа учащихся.
Проверка орфограмм слабых позиций.
На доске текст упр. 266 с пропуском орфограмм (упражнение на выделение основы и окончания значимых частей слова).
- списать, проверяя орфограммы слабых позиций, где это возможно.
- проверка
- найти синонимы.
VІ. Работа в группах.
- У каждой группы  карточки с заданием.
 - Вам нужно проверить орфограммы слабых позиций. Над каждой  проверенной орфограммой укажите способ ее проверки.  
   
      На б_регу  р_ки новы_ ог_роды. На гря_ках расту_  п_мидоры, _гурцы  и другие ов_щи. Дети работа_т на уборк_  б_гатого ур_жая.
1.Обсуждение в группах, выполнения задания.
2. Публичная защита работы.
3. в каких словах не удалось проверить орфограммы? (незнакомое слово)
4. где можно посмотреть его значение? ( в толковом словаре, происхождение – в этимологическом)
5. Правило – с. 42 (окончания у прилагательных во мн. числе)
VІІ. Самостоятельная (допустима парная) работа – упр. 270
Проверка выполнения задания.
VІІІ. Итог урока.
- Что вам понравилось? Что у вас хорошо получается? Что еще вам нужно повторить?
- Давайте оценим, как вы работали на этом уроке. Самооценка учащихся.
Домашнее задание: выполнить упражнение 271.