Методические рекомендации Экзерсис в народно-сценическом танце

Экзерсис в народно-сценическом танце

Экзерсис в народно-сценическом танце - это постоянная и последовательная тренировка костного и суставно-мышечного аппарата, а также психическая настройка юного танцора, способствующая развитию волевых качеств, двигательной (мышечной) памяти, музыкальности, ритмичности, координации. Это освоение танцевальной техники, закладывающее основы выразительного движения. Экзерсис создает основной пластический фундамент и дает возможность каждому гармонически развивать и совершенствовать свой двигательный аппарат, «воспитывать свое тело».
В настоящее время современный экзерсис представляет собой отточенную и совершенную систему элементов, упражнений и комбинаций, созданную в процессе длительного хореографического опыта. Все элементы экзерсиса прошли «естественный отбор». Выжили и вошли в состав экзерсиса действительно необходимые элементы, целенаправленно развивающие психофизический аппарат обучающегося народному танцу.
Конечно же, экзерсис подчинен задачам хореографического воспитания, одной из которых является «создание музыкального тела», способного выражать сущность музыкального произведения в народной пластике.
Экзерсис в народном танце складывается из двух компонентов:
упражнения народного танца, составляющие экзерсис, в который непременно добавляются элементы классического экзерсиса;
тщательно подобранный музыкальный материал, на основе которого исполняются элементы и упражнения экзерсиса.
Специфическое воздействие этих компонентов сливается в единый процесс пластического танцевального развития, обязательно подчиненный нюансам и акцентам музыкального произведения. Соединение движений и музыки создает ту основу, которая в процессе развития и усложнения становится «изюминкой» будущего народно-сценического танца.
Простейшие элементы экзерсиса составляют азбуку танцевальной лексики. Элемент экзерсиса есть та техника, из которой создается танец. Техника, воспитанная при совершенствовании элементов и упражнений экзерсиса, является основой для воплощения в пластических формах танцевальной композиции, подчиненной законам создания художественного образа и необходимой для выполнения сценической задачи.
Элементы экзерсиса являются основными танцевальными навыками. Каждый элемент создает простейшее и конкретное пластическое положение тела танцующего, включающее характерные для данного и отличительные от других элементов сочетания частей тела: рук, ног, корпуса и головы. Совершенствование техники этих положений является средством обучения простейшим танцевальным навыкам.
Важнейшим условием перевода элемента экзерсиса в танцевальные навыки является строгое требование идеально правильного выполнения танцевальных движений в характерной манере исполнения. Организм ребенка, подчиненный жёстким условиям идеальной правильности в исполнении, шаг за шагом непременно совершенствуется. Непрерывное развитие этой правильности и сценической манеры создает совершенную в смысле «скульптурности» форму тела и способствует точному и грамотному выполнению танцевальных движений.
Народно-сценический экзерсис воспитывает высокий уровень координации движений, технику, музыкальность – все то, что так необходимо исполнителю народного танца.
Важнейшим условием должна быть строгая последовательность обучения народно-сценическому танцу на фундаменте обучения классическому танцу.
Важнейшие признаки народного танца, с точки зрения техники, выражаются в относительной свободе рук, ног, корпуса и головы, танцевальных ракурсов. Это качество, смыкающееся с важнейшими признаками сценической пластики, может быть правильно воспитано только на основе хорошо закрепленных строгих канонов классического танца. Здесь должна прослеживаться глубокая интеграция между народным и классическим танцем.
Композиции народно-сценического экзерсиса всегда выражают конкретную национальную принадлежность с характерными для нее темпоритмическими особенностями - протяженность, резкость, синкопирование и т.д. Эти особенности заложены в музыкальном отрывке, на основе которого создается танцевальная комбинация. Лирическое, радостное состояние, нотки юмор, грусти и другие настроения, заложенные в музыке, легко раскрываются средствами народного танца. В экзерсисе совершается переход к композициям, основанным на конкретном материале того или иного национального народного танца.
Техническое исполнение комбинации становится средством к танцу в образе, сценическому действию.
Народный экзерсис развивает те мышцы, суставы и связки, которые были не полностью развиты упражнениями классического экзерсиса.
Первый год обучения.
В начале изучения движения корпус и руки находятся в статичном положении, все движения проучиваются лицом к палке, упражнения исполняются только ногами.
На первом году обучения в первом полугодии больше работы проводится на середине зала, все элементы проучиваются лицом к палке, во 2 полугодии экзерсису у палки отводится большая часть времени.
Задачами экзерсиса первого года обучения является изучение основ и формирование первоначальных профессиональных навыков, а также развитие суставно-связочного аппарата, выработки пластичности, силы мышц и натянутости ног.
Все упражнения экзерсиса исполняются в медленном темпе, так называемом, «чистом» виде или в простейших комбинациях.
В начале изучения движения корпус и руки находятся в статичном положении, упражнение исполняется только ногами. По мере усвоения можно включать несложные port de bras в характере комбинации, но, усложняя движение, необходимо помнить, что в начальной стадии обучения не следует ставить несколько задач одновременно.
А начать нужно с главного – правильной постановки корпуса, и положения рук и головы в народно-сценическом танце. 4 пальца впереди, большой палец сзади, локоть направлен точно в сторону. Корпус должен быть подтянут. Это достигается за счет подтянутости ягодичных мышц и мышц брюшного пресса. Плечи и лопатки опущены. Подбородок чуть приподнят – так называемая гордая посадка головы.
Характерные ошибки:
В положении корпуса:
1. недостаточно подтянуты ягодичные мышцы и мышцы брюшного пресса.
2. спина не подтянута, а прогнута в области поясницы (нижней части позвоночника)
3. лопатки не достаточно опущены и поэтому не до конца ощущается положение спины.
В положении рук:
при движении руки в 1 позицию плечо (ключица) поддается вперед
во 2 позиции рука от плеча поднимается, в то время как плечо, так и лопатка должны быть сильно опущены
в положении рука на талии локоть направлен либо назад, либо вперед
во 2 позиции локоть опущен, кисть в классическом положении, а не повернута ладонью наверх
голова не достаточно провожает руку
тыльная сторона ладони не достаточно прижата к талии
4 пальца «растопырены», а не плотно сжаты


Demi-plie, grand-plie
Plie – приседание способствует развитию эластичности связок, укреплению мышц, развитию выворотности. Правильно и в разумных количествах исполняемое, оно укрепляет коленный сустав.
Исполняется по всем выворотным и невывортным позициям (на первом году обучения – преимущественно по выворотным).
Представляем вашему вниманию комбинацию на приседания 1 года обучения в характере белорусского танца «Перепёлочка».
Характерные ошибки
При исполнении мышцы расслаблены, особенно часто при подъеме, колени не достаточно развернуты.
При резком отрывистом плие недостаточно подтянуты мышцы корпуса, и в момент резкого подъёма происходит «встряхивание» корпуса.
в момент подъема нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы лопатки были предельно опущены, а мышцы брюшного пресса – сильно напряжены.
при исполнении плие на 1 г.о. перемена одного из одной позиции в другую осуществляется через движение battement tendu.

Второй год обучения.
Основная задача экзерсиса у станка на втором году обучения заключается в закреплении профессиональной основы, заложенной ранее. В работе над каждым движением экзерсиса необходимо добиваться точности и чистоты исполнения. Только после этого можно усложнять упражнения коордиционно и композиционно.
На этом этапе обучения идет освоение более сложных форм ранее изученных движений и новых элементов и упражнений, предназначенных для выработки силы ног, особенно стопы, развития гибкости и пластичности корпуса, координации и танцевальности.
В комбинации шире вводятся port de bras, повороты, наклоны и перегибы корпуса, что расширяет исполнительское мастерство студентов.
На этом этапе обучения при составлении комбинаций рациональнее применять сочетание plie по выворотными и невыворотным положениям. Переход из одной позиции в другую делается через положение «каблуки», «полупальцы».
Представляем вашему вниманию студентов 2 года обучения, которые сейчас покажут вам комбинацию с различными видами приседаний в башкирском характере.
Третий год обучения.
Основной задачей экзерсиса у станка на 3 году обучения является дальнейшее развитие профессиональных навыков.
С этой целью, помимо движений, изученных ранее, включаются новые, более сложные упражнения. Композиция комбинаций усложняется, берутся новые более сложные характеры, темп движений ускоряется. Большое значение предается выразительности выполнения каждого элемента, т.е – внесению «творческого начала».
Сейчас студенты 3 года обучения представят комбинацию с различными видами приседаний в характере восточного танца.
Комбинация построена на контрастных сочетаниях плавных и отрывистых приседаний, с подъёмом на высокие полупальцы, с наклонами и перегибами корпуса, различными port de bras, растяжкой, полные приседания с опусканием одной стопы на подъём, полное приседание с разворотом коленей и круговыми наклонами корпуса.



Вattement tendu
Движение способствует развитию силы мышц ног, эластичности связок, подготавливает мышцы и связки для дальнейшей работы. Характер движения – резкий, четкий, энергичный.
При исполнении battement tendu следует добиваться от учащихся максимального напряжения всех частей ноги – от мышц верхней части ноги до кончиков пальцев.
Характерные ошибки
Движение исполняется недостаточно резко (сильно).
Нет одновременности и скоординированности в движении рабочей и опорной ног.
В момент отведения бедра не сохраняется положении, так называемых, 4 точек: плечи – тазобедренные суставы.
Корпус во время резкого опускания пятки «сотрясается».
Тяжесть корпуса переносится на работающую ногу.
Итак, студенты 1 года обучения представляют комбинацию на развитие подвижности стопы в характере белорусского танца «Лявониха».

Маленькие броски - battement tendu jete
Движение развивает силу мышц ног, «разогревает» их и служит подготовке к дальнейшем упражнениям, вырабатывает «натянутость» ног, умение бросать их на 25 – 45 градусов (от jete – бросать).
Характерные ошибки.
Нога «бросается» выше, а затем опускается в нужную точку.
В момент броска «сотрясается» корпус.
Нога качается после броска.
Недостаточно сильно вытянута рабочая нога.
1 курс представляет комбинацию маленьких бросков в русском характере.

Возращаемся к battement tendu.
На 2 г.о. изучаем battement tendu с выносом ноги на каблук поворотом бедра в невыворотное положение, при этом развивая подвижность суставов. Для этого элемента очень присущи характер танцев народов Поволжья и Западной Украины. Уже на 2 году обучения можно сочетать battement tendu с различными видами маленьких бросков. И сейчас 2 курс представит комбинацию на развитие подвижности стопы в сочетании с маленькими бросками в характере калмыцкого танца.
2 курс представит комбинацию на развитие подвижности стопы в характере калмыцкого танца.

3 год обучения еще более усложняет нагрузку на весь мышечный аппарат. Еще более активно вводится в упражнения работа рук, корпуса, головы, координируя при этом работу ног. В комбинации на развитие подвижности стопы в сочетании с маленькими бросками различные виды на 3 году обучения в характере грузинского танца:
battement tendu с работой пятки опорной ноги;
battement tendu с переводом ноги с носка на пятку и обратно;
в сочетании с работой рук, с использованием «туров», «гасм»;
маленькие «сквозные» броски в сочетании с фуэтэ;
с касанием пола вытянутым носком работающей ноги (piqe).

Rond de jambe par terre

Если мышечный аппарат готов, то во втором полугодии 1 года обучения в экзерсис вводится rond de jambe par terre – круговые скольжения ногой по полу, которые развивают выворотность тазобедренного сустава, а особенности характерного rond de jambe служат развитию подвижности голеностопного сустава. При исполнении Rond de jambe par terre ступня рабочей ноги проводится ребром внешней стороны от пятки до носка опорной ноги (положение скошенного подъема) и далее вытянутым подъемом проводится по полукругу до 2 позиции (деми ронд) или назад. В результате попеременного сокращения мышц внутренней и внешней стороны развиваются и укрепляются мышцы стопы, вырабатывается подвижность в голеностопном и тазобедренном суставах. Важно учитывать возможности исполнителей, их уровень подготовки.
Характерные ошибки.
Нога опускается на носок, а не на ребро все стопы.
Нога недостаточно сильно вытягивается вперед на круазэ и наблюдается «оседание» на бедре опорной ноги.
Нарушается положение корпуса анфас.
Тяжесть корпуса передается с опорной ноги на рабочую.
1 курс представит комбинацию rond de jambe par terre в русском характере.
Ронд 2 курс. Из глубины веков дошло до нас традиционное искусство народов Севера, населяющих огромные пространства тундры и тайги от Кольского полуострова на западе и Чукотского на востоке. В далёком прошлом исполнение песен, танцев, театрализованных действ у этих народов, конечно же, связано с их хозяйственным циклом и носило ярко выраженный обрядовый характер, т.е. танец был составной частью обрядового искусства. Позвольте представить комбинацию rond de jambe par terre на материале танцев народов Севера в исполнении студентов 2 года обучения.
Третий год обучения.
Усложняются rond de jambe par terre rond de pied, их исполнение усложняется подворот опорной стопы в невыворотное положение и затем равномерным возвращением в исходное положение.
Главные методические требования – синхронность в работе ног. Все движения исполняется на небольшом plie. Тяжесть корпуса точно на опорной ноге. Это же движение исполняется с кругом по воздуху на 25 – 45 градусов с затянутой и сокращенной стопой.
Добавляя в комбинации Rond de pied усиливается работа голеностопного сустава и стопа из вытянутого положения переходит в сокращённое.
3 курс подготовил комбинацию различных видов круговых скольжений ногой по полу и по воздуху в сочетании с «верёвочкой» в дагестанском и грузинском характерах.
В комбинации представлены несколько видов рондов:
на полуприседании с поворотом пятки опорной стопы;
rond de pied на полуприседании с поворотом пятки опорной стопы;
rond de pied с поворотом на 360 градусов;;
круговые движения ногой

На 1 курсе проучивается подготовка к «веревочке», которая развивает подвижность в коленном и тазобедренном суставе. Только после усвоения подготовки разучивается сам элемент «веревочка» в чистом виде.
На 2 курсе начинается усложнение элемента «Веревочка», который исполняется в характере русского и украинского танцев, сначала у станка, а затем выносится на середину зала.
Характерные ошибки.
Не сохраняется единый уровень корпуса.
Отсутствует «проскальзывание» на опорной войне.
Нога не фиксирует положение у колена, опускаясь вниз.
Нога не фиксируется «сзади» и «впереди», а болтается где-то с боку.
2 курс представит вам комбинацию на элемент «Веревочка» на мужском материале Башкирского танца.
Каблучный батман.
Исполняется на полуприседании, участие принимает обе ноги. Развивает подвижность в коленных, тазобедренном суставах, укрепляет голеностоп, ахиллесово сухожилие, икроножную мышцу, мышцы бедра. Различают 3 вида каблучного – низкие, средние и высокие.
2 курс представит вам комбинацию с каблучными батманами в характере мордовского танца.
Продолжая изучать каблучный батман на 3 году обучении – освоение теники каблучного на 90 градусов, добавление корпуса. В комбинации 3 курса в характере мексиканского танца представлены все 3 разновидности:
Низкие в сочетании с переступаниями и с поочередным переводом ноги с пятки на носок и обратно.
Средние в сочетании с продвижением, прыжками и переступании.
Высокие на 90 градусов.

Занятия на середине зала – экзерсис на середине – важнейшая составная 2 часть структуры урока народно-сценического танца.

На первом году обучения в 1 семестре основу экзерсиса на середине зала, конечно же, составляет русский танец. Как сказала знаменитая Татьяна Устинова: «Мы русские – прирожденные танцоры. Это у нас в крови»
Русский танец удивительно богат своими красками, большим разнообразием движений, композиционных построений и форм (кадрили, хороводы, переплясы и пляски), сюжетов (лирические, игровые, весёлые и удалые). В танцах можно встретить как простые, так и очень сложные движения, с ярко выраженным гротесковым характером. Русский танец может быть представлен достаточно широко. На основе проученных танцевальных элементов, студенты сочиняют простые и сложные танцевальные комбинации на середине и небольшие этюды в русском характере.
Во 2 семестре на первом году обучения в экзерсис на середине зала включается знакомство с хореографическим наследием украинского народа и народов Прибалтийских стран – Эстонии, Латвии, Литвы, и непременное изучение танцевальных элементов в украинском, эстонском, латышском и литовском характерах, с танцевальной культурой Белорусского народа.
Украинское народное творчество отражает многовековую историю народа. Героизм в борьбе за независимость, любовь к своей родине, радость труда, юмор – всё это находит отражение в украинских народных танцах. Исполнение женских и мужских танцев различно. Женские – лиричны, наполнены поэзией, мужские отличаются динамикой исполнения. Широтой движений, большими прыжками и вращениями. Известны такие танцы, как "Гопак", "Ползунец", "Буковинский пляс" и многие другие.
Эстонские, литовские, латышские танцы также сложны технически и доступны для усвоения студентами на втором году обучения. Композиция этих танцев и их игровое содержание помогают развивать координацию и выносливость. Очень многие танцы построены на элементах танцев польки, очень весёлые и жизнерадостные.
На 4 семестре студенты продолжают изучать танцевальную культуру России, Украины. В занятия на середине зала включены танцевальные элементы Западной Украины – гуцульского народа.
Начинается знакомство с танцевальным наследием Молдавии. Молдавские народные танцы известны своим жизнерадостным характером и темпераментом. Медленная "Хора", широкая "Молдавеняска", огневая "Сырба" и «Бэтута» отражают труд, быт и характер людей, выращивающих и собирающих виноград. Элементы молдавских танцев – подскоки, различные ходы, прыжки, множество вращений в сочетании со сложными движениями рук и ритмическими рисунками и частыми сменами медленного и быстрого темпов – помогают студентам выработать танцевальность. Техническое мастерство, чувство позы, выносливость. В основном, молдавские танцы массовые, что приучает исполнителей к ансамблевой дисциплине и технике исполнения.
Второй год обучения посвящен в большей степени региональному компоненту – изучению танцевальной культуры народов Бурятии, Тувы, Якутии, Севера.посвящен региональному компоненту, тем более, что в настоящее время очень актуальной проблемой стала проблема сохранения и развития национального танца. Необходимо знакомить студентов с творчеством народов Бурятии, Якутии и Тувы, с их историей, культурой, бытом, истоками и обычаями этих народов, традиционными национальными праздниками, тем самым, развивая и пропагандируя это богатое и самобытное искусство. В Бурятии и Туве танец распространен повсеместно. Один из самых древних и популярных танцев является "Ёхор", этот танец обязательно нужно изучать со студентами, есть много разновидностей "Ёхора", также в программу включены "Приветственные композиции" в бурятском и тувинском национальных характерах.
Также в этом году студенты изучают элементы танцев народов Поволжья - Калмыкия, Татария, Чувашия, Башкирия.
Танец среди народов Поволжья не имел широкого распространения до революции, запреты мусульманской религии, враждебно относящейся к искусству, униженное положение женщин и другие причины – всё это мешало развитию танца. Имамы и мулы внушали народу – "не пой, не танцуй, ты пугаешь ангелов, это великий грех". Но, несмотря на запреты, народ любил свои песни и пляски. Пляски не были массовыми, т.к. большое скопление молодёжи было заметно. Была прямая зависимость от времени года. После окончания страды, осенними и зимними вечерами сельская молодёжь собиралась на посиделки и затевались игры и пляски. Весной и летом собрать такие вечеринки было трудно, лишь при праздновании "Сабантуя" или во время наборов в рекруты. В наше время танцы народов Поволжья – это в основном, фольклор, прошедший через сцену, исполняются живо, энергично. Женщины танцуют легко, негрубо, кокетливо – осторожное лукавое кокетство, мужчины танцуют с достоинством, чуть петушась, но легко. Студенты знакомятся с танцевальными элементами мужского чувашского танца, а также татарского танца "Шурале" – мужская и женская лексика, женского башкирского танца "Семь красавиц", калмыцкого мужского танца "Чичирдык" и калмыцкого женского танца "Ишкимдык».
3 год обучения - Новый материал составляют элементы танцев народов Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан). Эти танцы отличаются от других народных танцев выразительными движениями рук, кистей, плеч и головы. Ведущую роль в женских танцах играют руки, которые придают танцу не только национальную выразительность, но и передают его характер и содержание. И исполнители восточного танца должны делать это так, чтобы зритель сразу же мог понять, какой национальности принадлежат исполнители танца. Движения кистей рук отличаются поворотами запястий внутрь и наружу, щелчками пальцев, хлопками в ладоши, сгибанием и разгибанием в запястьях, плавными переводами рук в различные положения, резкими акцентированными взмахами и др. Танец юношей более строг .
Следующий сложнейший раздел третьего года обучения – знакомство с характерной манерой исполнения танцев народов Кавказа.
Одной из выразительных особенностей танцев народов Кавказа (Грузия, Абхазия, Осетия, Дагестан) является яркий контраст в исполнении женских и мужских танцев. Девушки, словно лебеди, едва касаются земли, плавно передвигаются по рисунку танца, и только их руки переходят из одного положения в другое. Танец гордых кавказских мужчин, наоборот, наполнен смелыми, энергичными, технически насыщенными движениями с прыжками и вращениями, сопровождаемыми оглушительными выкриками. Только мужчины Кавказа умеют танцевать на мягких подъёмах, это их национальная особенность и предмет гордости. Лёгкий костюм, мягкая кожаная обувь (сапоги выше колена), а также остро ритмическое музыкальное сопровождение барабана, дают возможность активно проявить себя. Изучение танцев этих народностей способствует развитию силы и танцевальной техники студентов.








13PAGE 15


13PAGE 14515




15