ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики в рамках сотрудничества детский сад — школа»


инновационный проект
«Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики в рамках сотрудничества детский сад - школа»
Учитель-логопед
МБОУ «СОШ №1»
Г. Осташкова Тверской обл.
Захарова Любовь Анатольевна

Цель и эффективность инновации.
Цель разработки – создание максимальных условий для формирования речи детей раннего возраста.
Уровневая цель для детей – формирование речи дошкольников путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Уровневые цели для педагогов – овладение методикой логоритмики, внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий.
Уровневая цель для родителей – организация систематической педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с недостатками в психофизическом развитии.
Уровневая цель для муниципального образовательного пространства – создание условий для взаимодействия образовательных учреждений города путем распространения педагогического опыта.
Эффективность инновации будет проявляться в следующем:
Повышение статуса муниципального образовательного учреждения, предоставляющего услуги в рамках сотрудничества.
Повышение эффективности и качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг.
Модернизация воспитательно-образовательного процесса путем внедрения новых технологий и направлений.
Организация систематической педагогической поддержки семей,
воспитывающих детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии.
Создание условий для своевременной диагностики детей с тяжелыми нарушениями речи.
2. Характеристика объекта инновации
В последние годы вырос интерес к речи детей раннего возраста и к ранней диагностике речевых нарушений. По статистике, с каждым годом здоровых детей становится меньше. Увеличивается количество детей с нарушениями речи. У детей со слабым здоровьем практически во всех случаях идет отставание в речевом развитии. В социально неблагополучных семьях, в которых имеет место дефицит общения взрослых с ребенком, как правило, всегда у таких детей имеются недостатки в речевом развитии. Проблемы в речевом развитии важно решить в раннем возрасте, чтобы ребенок смог успешно обучаться в дальнейшем.
Поэтому проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики в рамках сотрудничества детский сад-школа» является одним из компонентов программы детский сад – школа.
Были разработаны этапы работы над проектом:
- подготовительный – (2009г.) - разработка замысла проекта, поиск образовательных и социальных партнеров, оформление нормативно-правовой базы, организационные пробы (организация предварительной работы с детьми раннего возраста на базе МБДОУ детский сад № 4 «Солнышко» город Осташков Тверской области); составление перспективного планирования, пополнение материально-технической базы;
- запуск проекта (2010г.) - описание проекта, доработка нормативных материалов проекта, презентация проекта;
- основной – (2011г.) - разворачивание основных механизмов проекта: организация логопедической помощи в рамках сотрудничества «Детский сад – школа» на базе МБДОУ детский сад № 4 «Солнышко» город Осташков Тверской области; повышение профессионального роста педагогов через консультации, семинары, мастер-классы; оказание педагогической помощи родителям через родительские собрания, индивидуальные консультации, открытые просмотры занятий;
- развитие проекта – до 2014 г. – функционирование проекта: идет процесс воспитания и обучения ребенка в пространстве детского сада; привлечение узких специалистов (инструктора по физической культуре, медсестры) к реализации проекта; определение уровня развития детей при выходе в школу.
3. Технология (механизм) внедрения новшества
Основанием для разработки проекта «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики в рамках сотрудничества детский сад - школа» послужили следующие факторы:
- ранняя диагностика речевых нарушений;
- внедрение эксперимента «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики в рамках сотрудничества детский сад - школа» на базе МБДОУ детский сад № 4 «Солнышко» город Осташков Тверской области.
Основная деятельность по внедрению разработки.
Всестороннее изучение проблемы роста детей с нарушениями речи.
Создание системы взаимодействия детей, родителей, педагогов на муниципальном уровне, позволяющей повысить эффективность реализации проекта;
Поиск и разработка новых форм взаимодействия субъектов образовательного пространства города;
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Привлечение узких специалистов (инструктора по физической культуре, медсестры) к реализации проекта;
Расширение образовательного пространства, внедрения элементов проекта в начальной ступени обучения родному языку как элемент здоровьесберегающих технологий (музыкально-ритмические движения на уроках музыки, физкультминутки на уроках чтения и русского языка).
Функции участников проекта.
Образовательное учреждение:
Организационная;
Ресурсного обеспечения;
Контрольная;
Аналитико-результативная.
Мотивационно-целеваяРегулятивно-коррекционная
Методическая служба:
Информационно-аналитическая;
Методическая;
Диагностическая;
Планово-прогностическая;
Деятельностная.
Продолжительность внедрения разработки.
Этапы:
Проектирование – разработка замысла проекта, поиск образовательных и социальных партнеров, оформление нормативно-правовой базы,
Запуск проекта - описание проекта, доработка нормативных материалов проекта, презентация проекта.
Основной этап проекта – разворачивание основных механизмов проекта.
Заключительный этап - перевод в режим функционирования.
Развитие проекта – до 2014 г. Проект сопровождает формирование речи конкретной группы детей, от дошкольного уровня до поступления в школу. Этапное воплощение проекта связано с муниципальным образованием этих детей на разных возрастных периодах.
4. Ресурсное обеспечение объекта.
Нормативно-правовое обеспечение:
Конституция РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Билль о правах ребенка;
Закон РФ «Об образовании»;
Семейный кодекс РФ;
Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»;
Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй. Письмо Минобразования РФ от 31 января 2001 г. № 90\30-16;
Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп. Утверждено на ГМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов.
Информационно-методическое обеспечение:
Повышение квалификации педагогов;
Педагогические просвещения родителей.
Медико-психологическая поддержка образовательного процесса.
Организационное обеспечение:
Анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта.
Кадровые:
Учитель-логопед;
Музыкальный руководитель
Воспитатели;
Инструктор по физической культуре;
Медсестра;
Куратор проекта.
Материально-технические:
Помещения для занятий;
Технические средства;
Музыкальные инструменты;
Шумовые инструменты;
Демонстрационный материал по лексическим темам;
Элементы костюмов;
Фонотека.
5. Основные риски от внедрения инновации
Кадровая проблема, вызванная условиями малого города.
Неосознанность некоторыми родителями важности данной проблемы.
6. Инвестиционная характеристика объекта инновации
Проект будет инвестиционно привлекателен для муниципального образовательного пространства, т.к. воспитание детей раннего возраста – одно из направлений деятельности по реализации обеспечения равного доступа к образованию.
Проект позволит своевременно формировать речь детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Реализация проекта будет способствовать укреплению здоровья детей.
7. Социальная оценка инновации
В основу проекта положены идеи создания условий для образования детей раннего возраста с недостатками психофизического развития в муниципальной системе образования, через организацию логопедической помощи на базе МБДОУ детский сад № 4 «Солнышко» город Осташков Тверской области.
Предполагается оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики.
Практическая реализация этой идеи состоит во включении детей в активную социально-значимую деятельность, формирование навыков общения и в дальнейшем социализация личности.

8. Основные приложения к проекту.
Программа дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Логоритмика для малышей».
Перспективное планирование занятий;
Конспекты занятий.