Значение логоритмики в системе работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста


Значение логоритмики в системе работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Затрагивая сегодня любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все, без исключения, желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Особенно тяжело приходится детям с нарушениями речи, количество которых значительно возросло в настоящее время.
Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использую различные методы и приёмы. Помимо НОД (традиционных логопедических занятий) по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.
Так как всё, что окружает нас, живёт по законам ритма, любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. И действительно, интенсивные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, перцептивных и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, речевой активности.
Само воспитание ритма вызывает разнообразие кинестетических ощущений – ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных).
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания речи и устранения речевых нарушений.
Логопедическая ритмика содействует всей коррекционно-воспитательной и логовосстановительной работе с детьми, страдающими расстройствами речи. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Целью логоритмического воздействия является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.
Зачастую коррекционная работа, проводимая в логопедических группах, охватывает лишь речевую сторону развития ребёнка, а такие важнейшие направления, как эмоциональное развитие, развитие двигательных навыков, познавательной сферы остаются в стороне.
Использование элементов и методов логоритмики помогает в доступной и интересной форме развивать общие речевые навыки, отрабатывать артикуляционные, мимические, голосовые упражнения, постепенно формировать координацию движения и рефлекс сосредоточения.
В основу нашей деятельности легло положение психофизиологии о речевых процессах как о сложной системе сенсомоторных координаций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Н.А. Бернштейн); положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка; авторские методики по логоритмике О.А. Новиковской, Г.А. Волковой, М.Ю. Картушиной, Н.В. Микляевой, В.Т. Таран, А.Е. Вороновой и др.
Работа в данном направлении представлена в педагогической технологии по коррекции речи дошкольников средствами логоритмики. Она включает в себя три этапа:
Подготовительный этап.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
На подготовительном этапе мы обычно используем упражнения на развитие:
общих речевых навыков, дыхания, голоса;
упражнения на формирование чувства темпа и ритма;
артикуляционные и мимические упражнения;
игры на развитие всех видов внимания и памяти;
упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия;
подвижные игры с разнообразными дидактическими заданиями.
Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.
На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков в основной части логоритмических занятий мы проводим следующие упражнения:
упражнения на выработку длительного направленного выдоха;
упражнения в произнесении вновь поставленных звуков;
упражнения на координацию движений с речью;
упражнения на развитие слухового внимания, а на его основе фонематического слуха.
На этапе формирования коммуникативных умений и навыков идёт работа по автоматизации звука в предложениях и введение его в свободную речь. Очень полезны на этом этапе разнообразные творческие задания: инсценировки стихов, песен, разыгрывание по ролям.
В ходе логоритмических занятий могут быть использованы следующие средства:
ходьба и маршировка в различных направлениях;
упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
упражнения, активизирующие внимание;
речевые упражнения без музыкального сопровождения;
ритмические упражнения;
пение;
импровизация на детских музыкальных инструментах;
игровая деятельность;
развитие творческой инициативы;
заключительные упражнения на расслабление (релаксация).
В структуру занятия мы не всегда включаем все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьируем в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения.
Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ.
При работе над дыханием обращаем особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей.
Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Музыкальным руководителем подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.
Пальчиковые игры и речедвигательные упражнений на занятиях по логоритмике мы также проводим под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
В логоритмические занятия обязательно включаем коммуникативные игры и танцы. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё больше способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребёнку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение. Задачей этих упражнений является сохранение полученного положительного заряда и состояния внутреннего комфорта.
Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатываем не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребёнка, позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребёнка к занятиям, пробуждает его мысли и фантазию. Ещё один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить общий язык и учиться активно взаимодействовать.
Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.
Как известно, отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа. Безусловно, лучшим способом организации работы является сотрудничество.
В нашем детском саду работа по логоритмике ведется комплексно творческой группой педагогов (в которую входят - учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель) и родителями. Все специалисты активно взаимодействуют друг с другом, координируют свои действия: планируют совместную деятельность с целью решения определённых задач, обсуждают составленные планы, вырабатывают единую стратегию и тактику.
У каждого специалиста свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребёнка. Учитель-логопед составляет конспект занятия, задаёт лексическую тему, организует остальных специалистов, проводит занятие. Музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение, рекомендует музыкально-дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий. Воспитатели проводят подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения, оказывают помощь в проведении занятия.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые принимают участие в логоритмических развлечениях, помогают в изготовлении атрибутов и костюмов.
Нами было отмечено, что дети под влиянием музыкальных игр и упражнений заметно преображаются. Игры развивают не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что особенно важно – отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.
Очень важна логопедическая ритмика для детей с речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. У дошкольников увеличивается словарь, воспитывается грамматически правильная речь, развивается фонетическое восприятие и связная речь.
Таким образом, можно говорить о том, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!
Список литературы
5. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми – М.: ТЦ Сфера, 2010.
6. А.Е. Воронова.Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2010.
7. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
8. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи.: СПб.: КАРО, 2005.М.Ю. Гоголева. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2006.
9. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. - СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2009.
15. Боромыклва О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 1999.
16. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. СПб., 2000.
17. Н. Щербакова. Музыкальное воспитание детей с нарушением речи//Музыкальный руководитель 2-2005, 3-2005,4-2005, 3-2006, 1-2007, 2-2008.
18. Г. Погорелова. Музыкально-игровая гимнастика// Музыкальный руководитель 3-2009, 2- 2009, 1-2009, 1-2008, 2-2008, 3-2008, 4-2008, 5-2008, 6-2008, 8-2008.