Тема урока : Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы


Тема урока : Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы
Задачи: раскрыть особенности внутреннего строения млекопитающих как высокоорганизованных позвоночных животных.
Средства обучения: таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки», «Тип хордовые. Системы кровообращения позвоночных»; влажный препарат «Внутреннее строение крысы»; таблица «Внутреннее строение собаки».
Основное содержание урока
Строение пищеварительной системы млекопитающих.
Строение дыхательной системы млекопитающих.
Особенности строения кровеносной системы.
Выделительная система. Особенности строения и функции.
Обмен веществ.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Фронтальная проверка знаний.
Какие отделы различают в скелете млекопитающих?
Каковы особенности их строения в связи с выполняемыми функциями?
В чем сходство в строении черепа у собаки, кролика и коровы?
Из каких отделов состоит позвоночник?
Какие кости образуют грудную клетку? Каково ее назначение?
Какие особенности строения позвоночника характерны только для млекопитающих?
Какие кости образуют пояс передних конечностей, пояс задних конечностей?
Чем отличается скелет собаки от скелета прыткой ящерицы? В чем выражается более сложное строение зубов млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?
Какие мышцы наиболее развиты у млекопитающих и почему?
Индивидуальная работа учащихся.
Заполните таблицу.
Сходство и различие в строении скелета млекопитающих и пресмыкающихся
Черты сходства Черты различия
Ответьте на вопрос: почему млекопитающие занимают господствующее положение в животном мире?
Изучение нового материала
Пищеварительная система. Ее значение. Особенности строения основных органов пищеварительной системы: дифференци- ровка зубов, хорошо развитые слюнные железы, сложный желудок у жвачных парнокопытных, наличие прямой кишки. (Рассказ учителя с элементами беседы, использование таблиц, рисунков 194 и 195 учебника.)
Усложнение дыхательной системы позвоночных по сравнению с рептилиями: появление бронхиол, которые заканчиваются альвеолами. (Объяснение учителя.)
Особенности строения кровеносной системы, ее назначение, усложнение строения по сравнению с кровеносной системой рептилий. (Рассказ учителя с использованием таблицы.)
Органы выделения. Особенности строения и функции. Особенности обмена веществ (интенсивность) у млекопитающих. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
Закрепление знаний
Перечислите черты усложнения внутреннего строения млекопитающих по сравнению с рептилиями.
В чем отличие дыхательной системы млекопитающих от дыхательной системы пресмыкающихся?
Приготовьте контурные рисунки и раскрасьте разными цветами системы внутренних органов млекопитающих: зеленым — органы пищеварительной системы, красным — органы кровообращения, голубым — органы дыхания, коричневым — органы выделения). (Или выполните задание 2 § 52 в рабочей тетради.)
Обобщение знаний по теме урока Ключевой вопрос
Признаки усложнения строения и жизнедеятельности систем внутренних органов — свидетельства прогрессивного развития млекопитающих в процессе эволюции.