Технологическая карта по биологии на тему Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение ( 7 класс)

Урок № 23 Федоринова Т.И., учитель биологии МБОУ Кутуликская СОШ,
п. Кутулик.

Технологическая карта урока по учебному предмету « Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. » в 7-ом классе на тему « Многообразие видов голосеменных растений , их роль в природе и практическое значение».

Тип урока:
Урок изучения нового учебного материала, контроль знаний.

Авторы УМК:
Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. » . 7 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.

Цель урока:
Изучить многообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека; развитие умений работать с дополнительной литературой.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Личностные -формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета, формирование ценностно-смысловых установок по отношению к растительному миру, осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны;
Метапредметные- умение находить нужную информации из текста учебника ; формирование умений узнавать изученные растения и обосновывать их принадлежность к определенному отделу, формирование умений работать в парах, формирование приемов умственной деятельности : анализа, синтеза ,сравнения, обобщения.
Предметные- рассмотреть многообразие видов голосеменных и особенности их распространения, определить роль голосеменных в природе и их значение для человека.

Оборудование:
мультимедийный проектор, дидактический материал, компьютер.

Образовательные ресурсы:
Презентация учителя, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000389-1000-4ddd-536f-250046bb2fdb/08_1.jpg
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Отчёт о работе пар.
Вернёмся к нашим учебным задачам. Какие из них мы решили?

Слайд 8
Физкультминутка.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она (подняли руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней (встали на носочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал (повороты туловища в стороны. )
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет (наклоны туловища в стороны)
Будем вместе приседать
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души,
И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты).
Назовите представителей хвойных растений. Слайд 9, 10,11,12,13,14,15.
Вывод : Роль хвойных растений очень велика. Хвойные растения относятся к отделу голосеменных растений.
Работают с текстом учебника, «Классификация голосеменных растений»

Слушают сообщения учащихся и записывают представителей групп голосеменных растений.

Работают с оценочными листами.


Работают в парах. Оценивают правильность выполнения заданий.




1 обучающийся выходит к доске и составляет кластер.







Оцените свою работу ( оценочный лист).





















Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
Регулятивные УУД:
1.Искать пути решения
проблемы


Познавательные УУД:
1 .Извлекать и
преобразовывать
информацию из одной
формы в другую (текст
в кластер)
2.Владеть разными
видами чтения
(поисковым,
изучающим)
Коммуникативные
УУД:
1 .Работать в паре,
помогать друг другу,
координировать
действия. Слушать и
слышать других.
2.Выступать с
небольшим
сообщением перед
аудиторией
сверстников



5
Первичное
закрепление знаний

Слайд 16.
Решение задач ТРИЗ.
1. Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу Почему? Прав ли он?
Ответ: хвойные растения выделяют за год 5 кг фитонцидов. Можжевельник до 30 кг. Фитонциды это вещества убивающие бактерии.
2. Почему пихта очень чувствительна к огню?
Ответ: Кора молодых пихт пронизана смоляными ходами, которые, переплетаясь, образуют смоляные желваки, заметные снаружи по небольшим отчетливым бугоркам. Пихта – дерево с тонкой и смолистой корой. Поэтому очень она чувствительна к огню.

Решают задачи.
Познавательные УУД.
Использование общих приемов решения задач.
Коммуникативные УУД.
Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.
Личностные УУД.
осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.


6
Рефлексия.
Обратимся к оценочным листам. Какие вы получили результаты?
Определим уровень успешности работы, пользуясь таблицей.
100-85%-высокий уровень - «5»
84-75%- повышенный уровень - «4»
74-65% базовый - «3»
64-50%-пониженный -«2»
Ниже 50%- недостаточный
- Кто получил сегодня «5»? «4»? «3»? (ребята ,поднимите руки)
Оценка учителя .
Спасибо за работу! Прошу вас сдать оценочные листы. Успехов вам при
выполнении домашнего задания.
Работают с оценочным листом, определяют уровень успешности.








Ребята поднимают руки.

Регулятивные УУД:
1.Соотносить цели и
результаты своей
работы
2.Вырабатывать критерии оценки и
определять степень
успешности работы



7
Домашнее задание.
Стр. 86-88, прочитать, повторить сорбонки.
Дополнительное задание: составить кроссворд по теме «Голосеменные растения». Слайд 17




Приложение 1

Тестовое задание.

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

1. Отдел Голосеменные относится к
А) Низшим растениям
Б) Высшим растениям
В) Споровым растениям
Г) Водным растениям
2. К голосеменным относится
А) Щитовник мужской
Б) Сосна обыкновенная
В) Кочедыжник женский
Г) Все ответы верны
3. Листья сосны преобразованы в
А) Иголки
Б) Хвоинки
В) Колючки
Г) Присоски
4. Большинство видов хвойных - это
А) Травы
Б) Кустарники
В) Деревья
Г) Кустарнички
5. У голосеменных между коркой и камбием находится
А) Луб
Б) Сердцевина
В) Древесина
Г) Годичные слои
6. Древесина голосеменных состоит из
А) Пор
Б) Живых клеток
В) Трахеид
Г) Спор
7. Листья хвойных покрыты
А) Корой
Б) Коркой
В) Камбием
Г) Кутикулой
8. Сосна является
А) Обоеполым растением
Б) Раздельнополым растением
В) Женским растением
Г) Мужским растением
9. В мужских шишках сосны образуются
А) Плоды
Б) Микроспоры
В) Мегаспоры
Г) Зигота
10. В женских шишках сосны образуются
А) Плоды
Б) Микроспоры
В) Мегаспоры
Г) Зигота
11. Из микроспор формируются
А) Яйцеклетки
Б) Пыльцевые зерна
В) Пыльцевые мешки
Г) Заростки
12. Из мегаспор сосны формируются
А) Яйцеклетки
Б) Пыльцевые зерна
В) Пыльцевые мешки
Г) Заростки

. Текст для работы в парах.
Род сосна (Pinus) – включает 100 видов. Сосновых лесов в России более 116 млн. га. Деревья, достигающие сорокаметровой высоты (а бывают и восьмидесятиметровые). Сосны экономно расходуют влагу, встречаются иногда на скалах, стойко переносят сильные ветры, низкое плодородие почвы. Только одно пугает сосну - темнота. Ей надо много света. Как и у других светолюбивых растений, у сосны ажурная крона, хорошо пропускающая солнечные лучи. Поэтому сосновый лес светлый.
Благодаря мощным, длинным и разветвлённым корням сосна скрепляет сыпучие пески дюн на морском побережье, не даёт весенним паводкам и дождевым потокам размывать почву. Сосны – хранители вод, под их сенью не высыхают и не мелеют реки.
Как говорили в старину: “Где сосна взошла, там и в дело пошла”. А дел для неё всегда хватало. Древесина сосны прочная, используется в виде круглого леса (столбы, брёвна). В распиленном виде (балки, брусья, доски, тёс). Используется для постройки домов, в судостроении, вагоностроении, мебельном производстве. Древесина при перегонке даёт скипидар, сосновый дёготь, смолу, канифоль.
В хвое сосны содержатся эфирные масла, дубильные вещества, ряд микроэлементов, витамины.
Даже сосновый воздух – драгоценность. У сосны есть способность очищать воздух от бактерий.
Сосна сибирская (Pinus sibirica) отличается от сосны обыкновенной тем, что в пучке у них по пять хвоинок, а не по две.
Достигает 35 м в высоту и 1,5 м в диаметре. Кора у них буровато-серая, шишки крупные – 8 – 13 см в длину и 5 – 8 см в ширину.
Древесина лёгкая, прочная высоко ценится как строительный и поделочный материал. Только древесина кедра используется для производства карандашных палочек. Обладая превосходными резонансными качествами, кедровая древесина применяется при изготовлении музыкальных инструментов, в частности роялей.
Хвоя кедра используется для получения витаминов, для приготовления лечебных экстрактов. Семена тёмно-бурые граненые, орешки до 1 см в диаметре.
Семена кедра – питательное лакомство не только для людей, но и для животных (птиц, бурундуков, белок, соболей, медведей). “Где нет кедра, - говорят охотники, - там нет и соболя”. Кедровые орешки не только вкусны, но и полезны: их ядра содержат 28% масла, а также белки, крахмал, витамины и микроэлементы.
В Сибири это дерево называют не только кормильцем, но и врачевателем. В кедровых лесах воздух практически стерилен – эфирные масла, содержащиеся в хвое, уничтожают микробов.
Ель сибирская (Picea obovata) распространена от Скандинавии до побережья Охотского моря. Высокой и стройной она вырастает лишь в том случае, если её самая верхняя почка развивается нормально. Ель растёт всю жизнь. И каждый год отрастает прямой однолетний побег. Если у молодого дерева эта почка была повреждена или срезан побег, на котором она находилась, рост главного стебля прекращается, ветви непомерно толстеют, изгибаются.
Лакомятся семенами ели дятлы, мышевидные грызуны, белки и многие другие обитатели лесов, парков, скверов.
Главная ценность ели – её древесина. Мягкая, лёгкая, малосмолистая древесина, однородного белого цвета, волокна распределены равномерно. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Самые лучшие скрипки, в том числе и инструменты знаменитых итальянцев Амати и Страдивари, изготовлены из ели. Используется в целлюлозно-бумажной промышленности, судостроении, столярном производстве, строительстве, для получения искусственного шёлка. Из еловой живицы поучают скипидар и канифоль.
Пихта сибирская (Abies sibirica) распространена почти по всему Российскому Северу. Любит плодородные и незаболоченные почвы, холодостойка и теневынослива, чувствительна к запылённости загазованности воздуха. Живёт до 300 лет.
Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это, пожалуй, листья. Только издалека они похожи на иголки-хвоинки. Но это узкие, 1,5 – 2 миллиметра плоские листочки. На разных побегах они разные. На побегах, где нет шишек, они слегка вогнуты. На побегах с шишками листья четырёхгранные с беловатыми полосками.
Лёгкая и мягкая древесина служит сырьём для изготовления бумаги, представляет собой неплохой строительный материал. Из ветвей с хвоей получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары и всевозможных кремов, зубной пасты и др. Пихтовая смола преломляет лучи света, это её свойство нашло применение для склеивания оптических стёкол в микроскопах, биноклях.
Лиственница (Larix sibirica) включает 16 видов. Дерево достигает высоты 30- 40 метров.
Кора у молодых лиственниц гладкая, но с возрастом покрывается трещинками. Хвоинки однолетние, мягкие, узкие; расположены спирально на удлинённых побегах и пучками на укороченных. Возраст отдельных лиственниц достигает 900 лет, но чаще 300 лет.
Древесина имеет хорошие механические свойства, очень тяжёлая, трудна для обработки, склонна к растрескиванию. Практически не подвергается гниению. Используется при возведении гидротехнических сооружений, в судостроении. Именно из высоко прочной и хорошо противостоящей гниению древесины лиственницы были построены в Древнем Риме амфитеатры. В Венеции дома строились на лиственничных сваях, и они, пробыв в одной среде полтысячи лет, начали разрушаться только в настоящее время.
Кажется, какое отношение имеют к лиственнице шёлковые ткани, виноградный сахар, целлофан, спирт, уксусная кислота, красители, сургуч, удобрения, корма и многие другие изделия? Оказывается, самое непосредственное. Но при помощи химических превращений.
В настоящее время из лиственницы получают лекарственные препараты, укрепляющие хрупкие капилляры при лечении гипертонической болезни
Кипарис вечнозелёный (Cupressus sempervirens) – могучее дерево 30 – метровой высоты с густой кроной из тянущихся вверх ветвей с мелкими, чешуевидными сизо-зелёными листочками и шишками-шариками. Древесина кипариса содержит эфирные масла, убивающая микробов, отпугивает насекомых. Древесина гниёт очень медленно и сохраняет нетленным предмет, положенный в посуду или ящик из неё. В кипарисовых гробах хоронили людей знатного рода.
Кипарис житель южных стран, не терпящий морозов. Вблизи границ России он растёт лишь на Черноморском побережье Кавказа и в Крыму, куда впервые был привезён греками, а широко распространился уже в XVIII в. благодаря заботам князя Григория Потёмкина Таврического.
Всего же семейство кипарисовых включает 19 родов и более 130 видов, к которым принадлежит не только кипарисы, но также туя и можжевельник.
Род можжевельник (Juniperus) включает 60 видов.
Вид можжевельник обыкновенный имеет тонкий ствол, конусообразную вечнозелёную крону. У можжевельника хвоинки расположены редко, но по три. На его ветвях не шишки, а висячие на короткой ножке ягоды – видоизменённые шишки. Они имеют сладковато-пряный вкус. Ягоды можжевельника используют в кулинарии и медицине. Хвоя и шишки можжевельника обладают дезинфицирующим, противомикробным действием. Из древесины можжевельника люди изготавливают искусственный мрамор, который невозможно отличить от настоящего. Применяется можжевельник и для изготовления различных сувениров, посуды и лекарств.
В можжевеловом лесу за сутки растения выделяют до 30 кг фитонцидов. Воздух в хвойных лесах практически стерилен.



15