Урок истории в 11 классе на тему Творческая интеллигенция и власть в эпоху застоя

Урок истории в 11 классе.

Игнатова Елена Анатольевна, учитель истории МАОУ СОШ №3 г. Калининграда
Вьюнкова Татьяна Эгмонтовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №3 г. Калининграда

Тема урока: Творческая интеллигенция и власть в «эпоху застоя». (2 часа)

Цели: 1. У учащихся должна сложиться целостная картина общественно-политического развития СССР в 1960-1980-е гг. Учащиеся должны усвоить основные направления духовного развития страны, взаимоотношения между обществом и властью, выявить несоответствие официального курса и реального развития советского общества. Ответить на главный вопрос: в чем проявились застойные явления в жизни общества 1960-1980-х гг.
2. Развитие навыков подбора и анализа информации, умения делать выводы, синтезировать информацию, критически к ней подходить. Применять конкретно-исторический подход. При анализе художественных произведений видеть социальный и политический подтекст, учитывать время, которое они были созданы. Развитие коммуникативных навыков, умений работать в группе.
3. Способствовать формированию гражданской ответственности, уважения к личности другого человека, его правам, его точке зрения.
Тип: проблемный семинар.

Оборудование: магнитофонные записи, пластинки, книги, портреты.

Предварительное задание: класс делится на 5 групп:
1 группа – историки – социально-политический анализ обстановки в СССР в 1960-1980-е гг.
2 группа – литераторы – развитие литературного творчества в 1960-1980- е гг.
3 группа – литераторы – авторская песня – особенности жанра. Творчество А.Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого.
4 группа – историки – диссидентское движение, самиздат.
5 группа – артисты – исполнение произведений бардов.

Ход урока:
Эпиграфы:
Но гудит недопетое вполголоса,
Но гремит прочитанное шепотом.
А. Галич
Ст.50. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантируются свободы: слова. Печать, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Из Конституции СССР 1977 г.

«Литература, которая не есть воздух современного ей общества, которая не смеет предать обществу свою боль и тревогу, в нужную пору предупредить о грозящих нравственных и социальных опасностях, не заслуживает даже названия литературы, а всего лишь – косметика»
А.И. Солженицын

Застой – всякая продолжительная или вредная остановка в движении чего-либо.
В.И. Даль
Пока Брежнев дремал, его страна переживала настоящую социальную революцию.
М.Уокер

Вступительное слово учителя:
Вселенский опыт говорит,
Что погибают царства
Не оттого, что тяжек быт
Или страшны мытарства.
А погибают от того
(и тем больней, чем дольше),
Что люди царства своего
Не уважают больше.
Б. Окуджава

«Эпоха застоя» - это последний период в истории существования могучей советской империи. Булат Окуджава сравнил СССР той эпохи с «Римской империей времени упадка».
Из наблюдений американского коммуниста М. Дэвидоу: «В советской экономике было нечто, что работало хорошо. Я думаю, что огульное отрицание зачеркивает это положительное нечто. Но для меня явилось большим шоком, когда я вернулся через 8 лет (в 1982 г.) и увидел резкий поворот в худшую сторону – к застою. Это было очевидно не столько в материальном упадке, сколько в духовном. Это было заметно в жалком состоянии лиц»
Для России, державшейся всегда духовностью и нравственностью, это было страшно. Носителями этих качеств была интеллигенция. В советский период отношения между интеллигенцией и властью складывались весьма сложно. Она всегда первая попадала под удар власти. Тема нашего семинара: «Творческая интеллигенция и власть в «эпоху застоя». В ходе семинара мы должны сделать вывод о:
Взаимоотношениях между интеллигенцией и властью в этот период
Основных направлениях духовной культуры страны
О чертах застоя
Наш разговор хочу начать с характеристики власти. Точка отсчета – октябрь 1964 г. Что произошло 14 октября 1964 г.? (Выступление 1 группы)
Хрущевский период, хоть и непродолжительный, но оставил глубокий след в истории СССР. Сам Хрущев о периоде своего правления говорил так: «Одни освобождение людей вспомнят, другие – кукурузу, третьи – жилищную политику, четвертые – как я, когда с мясом стало плохо, начал с абстракционистами бороться. Все было. Но самое главное – все мы, весь народ, и те, кто был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха здесь, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это главное. Это не пропадет, прорастет».
О чем говорит Хрущев?
Итак, Хрущева снимают, какие силы, какие люди приходят к власти, каковы их взгляды на изменения?
Выступает 1 группа с характеристикой политического режима Брежнева.
Итак, новая власть стремилась уничтожить последствия хрущевской политики, вернуться к тому, что было, законсервировать удобное для них состояние, снова поставить общество под тотальный контроль. Недаром говорили о возвращении к сталинизму.
Эту политику они продолжили в области идеологии, вместо построения коммунизма, выдвигается идея «развитого социализма», закрепленная в Конституции 1977 г.
Какие теоретические положения включала в себя концепция «развитого социализма»? Почему она была разработана?
Выступает 1 группа с сообщением о концепции «развитого социализма».
( Из Конституции 1977 г.: «В СССР построено развитое социалистическое общество. Это – общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности.
Это – общество, в котором сложилась новая историческая общность людей – советский народ.
Это – общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся.
Это – общество, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех.
Это – общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом.
Высшая цель Советского государства – построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление. Одна из главных задач: воспитание человека коммунистического общества».)

Римская империя времени упадка
Сохраняла видимость твердого порядка:
Главный был на месте, соратники рядом,
Жизнь была прекрасна судя по докладам.
Б. Окуджава
Тем не менее, в народе об этом говорили:
- Где проходит граница между развитым социализмом и коммунизмом?
- По Кремлевской стене.
Что позволяло сделать такой вывод? В чем проявился разрыв между теоретическими положениями марксистско-ленинской теории и практикой реальной жизни?
Выступление 1 группы.
Итак, мы видим несоответствие между тем, что заявляет власть, и тем, что происходит на самом деле. И первой увидела этот разрыв интеллигенция.
Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины», выработанной еще при Хрущеве. Это означало отказ от двух крайностей – очернительства. С одной стороны, и лакировки действительности – с другой. Однако, в выступлениях руководителей региональных партийных организаций на XXIII съезде КПСС в 1966 г. прозвучал призыв «давать решительный отпор фальсификаторам истории» (критики сталинизма), требовательно относиться к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино, не показывать тех произведений, которые искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм, упадничество, искажают отдельные этапы советского общества.
На каких принципах брежневское руководство собиралось строить отношения с творческой интеллигенцией?
Что нового появилось в литературе 1960-1980-х гг.?
С какими явлениями общества можно связать литературные новации? Почему?
Какие трудности испытывали поэты и писатели того времени?
Выступление 2 группы.
Однако интеллигенция находит выход из-под тотального контроля. Специфической чертой культуры 1960-1980-х гг. было появление авторской песни.
Выступление 3 группы:
Каковы особенности жанра авторской песни?
В чем проявилась «оппозиционность» авторской песни?
Назовите лидеров авторской песни.
Что вы знаете об их творчестве?
Какие проблемы в своих произведениях поднимали исполнители авторской песни?
Здесь могут подключиться историки-эксперты. Звучат песни.
Какие права человека записаны в Конституции 1977 г.?
Эта глава появилась в Конституции в связи с тем, что в 1975 г. СССР подписал Хельсингский акт СБСЕ, требующий гарантии прав и свобод человека. В Европейских странах появляются общественные организации, занимающиеся этой проблемой и даже государственная должность – омбудсмен – уполномоченный по правам человека. Однако, когда Анатолий Черняев предложил своему тогдашнему шефу Борису Пономареву создать новую общественную организацию – Комитет по защите прав человека, реакция Пономарева его ошеломила: пожилой уже человек выбежал из-за стола и с неподдельным возмущением воскликнул: «Да вы в своем уме, Анатолий Сергеевич?! От кого, по-вашему, нужно защищать права человека в социалистическом обществе?»
Функции защиты прав человека взяла на себя общественность.
Выступление 4 группы:
Кто такие диссиденты?
Каковы причины диссидентского движения; когда и в связи с чем оно появилось?
Кого из активных деятелей, лидеров этого движения вы знаете?
Какие общественные организации 1960-1980-х гг. вы знаете?
Каковы идейные основы диссидентского движения?
Какие новые формы воздействия властей на творческую интеллигенцию появились в эти годы?
Как вы думаете, почему диссидентов было немного?
Были ли выступления правозащитников «бунтом одиночек»? О чем говорил этот «бунт»?
Чем была вызвана твердая установка властей на подавление инакомыслия, ведь инакомыслящих было немного?
Подводим итоги семинара: В чем проявились признаки застоя в духовной сфере общества?
Чем объясняется нарастание сопротивления властным структурам со стороны различных слоев населения в середине 1960-1980-х гг.?