Конспект Человек в тоталитарном государстве (урок-семинар по творчеству А.И. Солженицына Архипелаг ГУЛАГ



Человек в тоталитарном государстве


(урок-семинар по литературе в 11 классе
по творчеству А.Солженицына
"Архипелаг ГУЛАГ")















Тема: Человек в тоталитарном государстве
(По творчеству А.Солженицына. "Архипелаг ГУЛАГ" - опыт художественного исследования)
Цели урока:
способствовать углублению знаний о тоталитарном режиме, явившемся причиной появления Архипелага ГУЛАГ;
подвести учащихся к решению основных нравственных проблем и пониманию того, что каждый человек ответственен за Историю.
Оборудование урока: репродукции картин художников Советского периода: "Транспорт налаживается" (1923) Б.Н. Яковлева; "Снедь московская: хлеб" (1924) И.И. Машкова; "Новая Москва" (1937) Ю. И. Пиманова; "На стройке новых цехов" (1926) А.Дейнеки; "Колхозный праздник" (1937) С.В.Герасимова; "Рабочий и колхозница" скульптура В.И.Мухиной; "Вся Россия" И. Глазунова.
Ксерокопии фотографий: портрет Ленина; портрет Сталина; А.И.Солженицына (документальный материал из книги В. А. Чалмаева "Александр Солженицын, Жизнь и творчество"); Соловки, расстрелянные в Виннице и другой редкий материал в приложении к "Архипелагу ГУЛАГ".
Грамзапись: "Советская молодёжь 20-х и 30-х годов в социалистическом строительстве"; "Песня о Родине" сл. В.Лебедева- Кумача, муз. И.Дунаевского; "Москва майская" сл. В.Лебедева- Кумача, муз. Дан. Покрасс; "Марш энтузиастов" сл. А. Д Актиля, муз. И.Дунаевского; "Молодёжная" сл. В. Лебедева- Кумача, муз. И.Дунаевского.
Фонограмма продолжительных аплодисментов.
Географическая карта СССР (см. задание для 2 группы).
Фотографии родственников в период 20-30-40 годов. Возможно, в какой-то семье были репрессированные (их судьба). Сымитируем старый альбом. На двух листах ватмана ("эффект старой бумаги" вы получите, смочив бумагу крепкой заваркой) наклейте бумажные "уголочки" и вставьте фото.

Предварительные задания для домашней работы
1-я группа: Выборка материала (цитат) из глав "Арест" и "Следствие".
1. Что такое арест? Состояние человека, его реакция, чувства, мысли.
2. "Простейшие приёмы" на следствии, ломающие волю человека.
3. Объясните метафору: "История нашей канализации".
Фактический материал этой главы необходимо оформить в виде рисунка- схемы (это поможет вам чётко и кратко формулировать ответ): из отверстия сточной трубы хлещет поток (или потоки) бурого цвета. На них проставлены год и условное символическое изображение происходящего. Например, 1918 г. ("чистка" церквей) - нарисуем церковный купол; говорим о продразверстке - нарисуем мешок с пшеницей; говорим о "социальной профилактике" - царский герб и т. д.
4. Выпишите строчки, характеризующие отношение автора к слабостям человека.
2-я группа: Главы "Персты Авроры", "Архипелаг каменеет".
1. На географической карте СССР составьте схему расширения лагерей по всем областям СССР.
2. Кратко о Соловках. Издевательства.
3. Почему автор показывает нам реальные судьбы людей, находящихся постоянно в состоянии выбора: жизнь-смерть. Как человек к этому приспосабливается. (Главы "Туземный быт", "Придурки", "Стук- стук- стук", "Социально- близкие", "Корабли Архипелага", "Зэки как нация", "Малолетки", "Цепи, цепи...".)
3-я группа. По главе "Восхождение".
1. Парадоксы выживания.
2. Слова Бориса Корнфельда.
По главе "Замордованная воля".
3. Что такое духовный рак? Чем грозят его метастазы?



Индивидуальное задание: по главам "Прилагерный мир", "Мы строим".
1. Почему был выгоден труд заключённых?
2. В качестве наглядности на большом листе бумаги составьте список работ, выполненных заключёнными.
Схема урока.

группа
часть, глава


1-я
Часть первая – «Тюремная промышленность»
Глава 1 – «Арест»
Глава 2 – «История нашей канализации»
Глава 3 –«Следствие»
Духовное умирание

2-я
Часть третья - «Истребительно-трудовые».
Главы «Персты Авроры», «Архипелаг каменеет», «Архипелаг дает метастазы», «Туземный быт», «Придурки», «Стук-стук-стук», «Социально-близкие», «Корабли Архипелага», «Зэки как нация», «Малолетки», «Цепи, цепи»
Духовное умирание

3-я
Часть четвертая – «Душа и колючая проволока». Главы «Восхождение», «Замордованная воля»
Ренессанс души





















* Индивидуальное задание.
* Обобщающие вопросы. Вывод.
* Заключительное слово учителя.
Домашнее задание: сочинение (тему формулирует учитель).


Ход урока.
Свобода и законность, чтобы быть
прочными, должны опираться на
внутреннее сознание народа.
А.К.Толстой.
Политическая крепость прочна
только тогда, когда держится
на силе нравственной.
В.О.Ключевский.
1. Вступительное слово учителя.
Учитель Оговоримся сразу, наша задача - не выносить приговор, не судить категорично и жестко бросать оскорбления в адрес прошлого. Нет.
Задача урока - увидеть судьбу человеческой личности в тоталитарном государстве, уродующем, убивающем внутренний мир человека. Задача - увидеть путь к спасению. Итогом нашего семинара будут ответы на вопросы:
В какой мере каждый из нас отвечает за Историю?
К чему призывает А.И.Солженицын?
Музыкальный фрагмент: "Песня о Родине" (1936 г.), слова В. Лебедева- Кумача, музыка И.Дунаевского.
... Эта была эпоха невиданного энтузиазма. Всё соседствовало, всё было рядом - аресты, лагеря, упоение "коммунистической мечтой". Голод в Поволжье, на Украине и массовые праздники в больших городах. Взлёт кинематографа и массовой советской песни...
2. Выступление 1-й группы учащихся.
1. Выступление начинается с диалога:
- Вы арестованы!!
Песня прерывается.
-Я-а?? За что?!?-
вопрос, миллионы раз повторенный... и никогда не получивший ответа.
Что такое арест? "Это прямой удар молнии", "духовное сотрясение", "переброс, перекид, перепласт из одного состояния в другое". Вас "выволакивают как куль, а калитку "в прошлую жизнь захлопывают навсегда"
-Это ошибка! Разберутся! Там же люди.
И человек идёт безропотно, ничего не понимая.
"Арест - это резкий ночной звонок или грубый стук в дверь. Это - взламывание, вспарывание, сброс, срыв со стен... вытряхивание... разрывание". Именно ночью арестуемый в полусонной беспомощности, его домочадцы в ужасе, близкие соседи тоже, а дальше и не знают, скольких увезли. При этом чекисты велят арестованному спускаться на цыпочках - чтобы соседи не слышали. Впрочем, "аресты разнообразны по форме. Крупным чинам, военным... порой давали сперва новое назначение, а в пути арестовывали. Например, симпатичнейший молодой человек:
-Вы не узнаёте меня, Пётр Иванович?
-Как будто нет, хотя...
-Ну, как же, как же, я вам напомню... одну минутку... отойдёмте.
И - навсегда или на 10 лет".
Или: незнакомец кричит вам, распахивая руки:
-Керюха! Сколько лет, сколько зим?!.. Ну, отойдём в сторонку, чтоб людям не мешать.
А в сторонке-то как раз "Победа" подъехала...
Вас арестовывает монтёр, вас арестовывает велосипедист, вас арестовывает кондуктор, шофёр такси или... возлюбленный (приставленный следить за вами оперативник, он же и арестует).
Учитель. (Запись на доске). Что же такое тоталитаризм?
Тоталитаризм (от лат. totalis-весь, целый, полный)- одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся его полным контролем над всеми сферами жизни. В 20 веке ярко выраженным воплощением тоталитаризма были и являются фашистские режимы (в Германии, Италии, Чили и др.) Понятие тоталитаризма используется антикоммунистической пропагандой для клеветы на общественный строй в странах социализма. (Философский словарь, 1986 г.)

2. Знакомство со словарной статьёй из толкового словаря.
Канализация- система каналов и труб для удаления нечистот.
-Ещё в 1918 г. В.И.Ленин провозгласил общую единую цель "очистки земли российской от всяких вредных насекомых".
Аресты, тюрьмы... и вот понесли тюремные каналы "кровь, пот, мочу", в которые выжаты были люди, став теперь отбросами... "Напор то выше проектного, то ниже", но никогда не прекращался.
Три самых больших потока, распиравших некогда "зловонные трубы... тюремной канализации":
поток 1929-30 г. (поток, "протолкнувший в тундру и тайгу миллионов пятнадцать мужиков. Но мужики - народ бессловесный, бесписьменный, ни жалоб не писали, ни мемуаров. Пролился этот поток, всосался в вечную мерзлоту");
поток 1937-38 гг. ("когда бранят произвол культа, то упираются именно в него, потому что прихватил этот поток людей с положением, с образованием... и все теперь пишут, говорят, вспоминают".);
поток 1944-46 гг. ("гнали по сточным трубам целые нации и ещё миллионы побывавших в плену, увезённых в Германию насильно и вернувшихся на родину). Это потоки, но были и "ручейки". Очистку взяла на себя ВЧК - "Часовой Революции". Практиковали внесудебную расправу.
(Устное сообщение продолжается с демонстрацией схемы, содержащей следующую информацию);

1918 г.
"...Начали потрошить и вытряхивать мощи святых угодников и отбирать церковную утварь". При этом чекисты курили в церкви и уж, конечно, не снимали шапок, а взявший череп преподобного Саввы стал плевать в него. Было и другое". ("Закон-ребёнок".)
"В защиту... вспыхивали народные волнения... колоколили набаты... православные бежали с палками, естественно, приходилось, кого арестовывать, кого расходовать на месте".

1919-1920 гг.
Заговоры раскрывались гроздьями.
"... гребли в тюрьму Интеллигенцию: все научные круги, университетские, литературные..."
"С января продразверстка..., встретили... сопротивление деревни. Обильный поток арестованных (не считая расстрелянных на месте)".
Знаменитый расстрел тамбовского восстания.
1921 г.
Приказ ВЧК от 8. 1. 21: "... репрессии усилить!"
Практиковать аресты студентов за "критику порядков".
Расширились аресты инопартийцев (кто не большевик - обречен). 1922 г.
"ВЧК, только переназванная в ГПУ, решила вмешаться в дела церковные: сменить руководство, да поставить, которое одно ухо наставляло бы к небу, а другое а Лубянке". Арестован патриарх Тихон - слал послания комиссарам, священству, пастве, обличающие уничтожение невинных, разорение страны ("Закон - ребёнок"). Проведены громкие церковные процессы с расстрелами. Коренное уничтожение религии все 20-е и 30-е годы - одна из важных целей НКВД-ГПУ. Сажали всех, кто не присягал новой власти; за воспитание детей в религиозном духе давали 10 лет (КРА). Правда, можно было отречься от религии...
1925 г.
Поток за "сокрытие соцпроисхождения", за "бывшее соцположение". "Брали и дворянские семьи, и попросту окончивших университет. ЧК никогда не ошибается!"
1927 г.
"Перетряхивают" всех бывших, сажают анархистов, эсеров, меньшевиков, интеллигенцию... и называют это "социальной профилактикой".
"Эта оздоровительная работа полным ходом пошла... и сразу... показала пролетариату все причины... хозяйственных неудач и недостач". Конечно, вредительство!
Билеты на поезд не достать? Вредительство на железных дорогах. Перебои со светом? Вредительство. Керосина не достанешь? Вредительство в нефтяной промышленности. Не во что одеться рабочему человеку? Вредительство текстильщиков. "Металлургическая, военная, машиностроительная. химическая, горнорудная...- всюду гнойные нарывы вредительства!
Так в несколько лет сломали хребет старой русской инженерии, составляюшей славу нашей страны..."
1928 г.
"Золотой" поток нэмпанов (предпринимателей).
Здесь свой интерес: государству нужно золото.
1929-1930 гг.
Поток раскулаченных, просто не желающих вступать в колхоз, всех тех, кто составлял суть деревни, ее смекалку, ее энергию, трудолюбие, совесть. Схватывали семьями (гнездами), без имущества, голыми, выбрасывали в тундру и тайгу.
А города ничего бы не заметили, если бы не потрясший их трёхлетний странный голод - голод без засухи и без войны.
Докладчик прерывает сообщение.
Учитель. "Потоки льются под землею, по трубам, они канализируют поверхностную цветущую жизнь".
Музыкальный фрагмент песни "Москва майская" (1937)"
"Кипучая, могучая, никем непобедимая..."
Борьба за власть обострилась. Сталин одного за другим убирал возможных кандидатов на первый партийный пост. Он добился главного: вся советская общественность поняла - страна кишмя кишит врагами, вредителями, шпионами всех мастей. Так пузырились и хлестали потоки репрессированных, и всего-навсего одна статья УК была применена в атаке на народ. Пятьдесят восьмая.
"Преступления государственные" (нигде не написано, что она "политическая").

Запись на доске.
Читает учитель.
58-1-а- Измена Родине.
1-б
1-в
1-г
58-2- Вооруженное восстание.
58-3- Способствование... иностранному государству, находящемуся с СССР в состоянии войны.
58-4- Помощь международной буржуазии.
58-5- Склонение иностранного государства к объявлению войны с СССР.
58-6- Шпионаж (ПШ, НШ,СВПШ).
58-7- Подрыв промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения и кооперации.
58-8- Террор.
58-9- Диверсия.
58-10- Пропаганда, агитация, призыв к свержению советской власти.
58-11- Не был самостоятельным, а лишь "довеском" к предыдущим пунктом. Организация.
58-12- Недонесение о любом из вышеперечисленных деяниях (знал и не сказал - все равно, что сделал сам!).
58-13- Служба в царской охранке.
58-14- Саботаж или "экономическая контрреволюция".

Литерные обозначения статей:
АСА - антисоветская агитация;
НПГГ - нелегальный переход государственной границы;
КРД - контрреволюционная деятельность;
КРТД - контрреволюционная троцкистская деятельность;
ПШ - подозрение в шпионаже;
СВПШ - связи, ведущие (!) к подозрению в шпионаже ;
КРМ - контрреволюционное мышление;
ВАС - вынашивание антисоветских настроений;
СОЭ - социально-опасный элемент;
СВЭ - социально-вредный элемент;
ПД - преступная деятельность;
ЧС - член семьи (осуждённого по одной из предыдущих литер).

Сообщение продолжает 1-я группа учащихся.
1937 г.
"Сталин добавил невиданные сроки по этим статьям: 15, 20 и 25 лет".
"Был нанесён крушащий удар по верхам партии, советского управления и самого НКВД". И вот картинка этих лет.
Выступает заранее подготовленный ученик с выразительным чтением отрывка. На стене - портрет Сталина:
Идет партийная конференция. Её ведет новый секретарь райкома вместо посаженного. В конце.. . обращение преданности товарищу Сталину. Все встают. В маленьком зале хлещут аплодисменты.
Звучит фонограмма несмолкаемых аплодисментов.
Три минуты, четыре минуты, пять минут - они все еще бурные. Но уже болят ладони. Однако: кто же первый осмелится прекратить? 7 минут! 8 минут!.. Они погибли! Они пропали! Ещё в глуби зала, в тесноте, можно хоть чуть сжульничать, бить реже, - но в президиуме?!
9 минут! 10 минут! Озираясь друг на друга со слабой надеждой, изображая восторг, руководители района будут аплодировать... Безумие!.. И директор бумажной фабрики на 11-й минуте "опускается на свое место в президиуме. И о, чудо! Все разом на том же хлопке прекращают (выключить фонограмму) и тоже садятся. Они спасены!
В ту же ночь директор бумажной фабрики был арестован. Ему мотают 10 лет, а следователь напоминает:
-И никогда не бросайте аплодировать первым!
1940 -1941 гг.
Поток жен за неотказ от мужей.
Поток окруженцев (это те самые, кого первыми провожали на войну, кому досталось встретить тяжелейшие танковые удары немцев и в общем хаосе сколько-то времени провести в окружении и выйти оттуда). 58-1-б. 10 лет.
1943-1946 гг.
Гражданские, побывавшие под немцами или у немцев. 58-1-а.
Военнослужащие, побывавшие в плену. 58-1-б.
"Провинились" целые нации: калмыки, чечены, ингуши, балкары, карачаевцы, крымские татары - их в 24 часа переселяли в Сибирь, в Казахстан, на Север.
1948-1949-1950 гг.
Повторники. ("Это вы сидели?"- "Я."- "Получите еще десять".)
Поток детей врагов народа (растут ведь - мстить ещё задумают). Опять национальные "
"ручейки".
Вот частные случаи ("политические", "враги народа"):
Студент донес, что лектор цитирует Ленина и Маркса, а Сталина не цитирует - и лектор уже не приходит на очередную лекцию.
У техника-электрика оборвался на его участке провод высокого напряжения. 58-7. 20 лет.
Шесть геологов "за намеренное неоткрытие олова в недрах на случай прихода немцев" (донос). 58-7. По десять лет.
Надежда Юденич арестована за фамилию. Через 9 месяцев установили, что не родственница. Выпустили (ну, там ерунда: за это время от волнения умерла мать).
Полуграмотный печник любил в свободное время расписываться - это возвышало его перед самим собой. Расписывался на газетах. Его газету с росчерком по лицу Сталина обнаружили соседи. АСА. 10 лет.
Водопроводчик выключал в своей комнате репродуктор всякий раз, когда читали письма Сталину. Сосед донес. СОЭ. 8 лет.
ЧС - жены, не отрекшиеся от мужей. 8 лет (без права переписки).
Братья Борушко приехали из Польши еще мальчиками к своим родным. Теперь юношами они получили ПШ, 10 лет.
1941 г., начало войны, паника. Кто не бежал, не эвакуировался из Москвы, а остался в городе, покикутым советской властью - 58-10; солдаты, побывавшие в плену - 58-1; любой гражданин, побывавший под оккупацией - 58-3.
"Не перечесть всех, унавозивших ГУЛАГ..."
Музыкальный фрагмент (только припев): "Песня о Родине".
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.

И вот "недавнего вольного, иногда гордого, всегда неподготовленного человека" следствие пытается "согнуть, протащить через узкую трубу, где б ему драло бока крючьями арматуры, где б дышать ему было нельзя, так чтобы взмолился он о другом конце..."
Достаточно личных признаний обвиняемого, а добывались они двумя методами, "простейшими приемами", которые "сламывают волю и личность арестанта".

№ п\п
Методы психические
Методы физические

1
«Ночью» (именно ночью арест и допрос, человек податливей)
«Звуковой способ» (посадить подследственного метров за шесть- восемь и заставить все громко говорить и повторять. Или два следователя, сделав из картона два рупора, кричат в уши арестанту: «Сознавайся, гад!» Арестант оглушается, иногда теряет слух)

2
«Убеждение в искреннем тоне» («Срок ты получишь все равно, сознавайся. Будешь сопротивляться – здоровье потеряешь. Подписывай»)
Щекотка (например, птичьим пером в носу – будто сверлят в мозг)

3
«Грубая брань» (особенно для людей воспитанных, изнеженных действует отлично)
«Гасить папиросу о кожу»

4
«Удар психологическим контрастом» (один следователь рвет, терзает, другой любезный, называет по имени – отчеству, обещает)
«Световой способ» (в камере (или боксе) круглосуточно светит яркая лампочка, на допросе направляют комнатные прожекторы – воспаляются веки, это очень больно)

5
«Унижение» (например, арестованную в боксе закрыли голой, а надзиратели мужчины стали заглядывать в глазок, смеяться, обсуждать ее)
«Заставляют стоять на коленях» по 12, 24, 48 часов. (Молодого арестанта поставили на колени, следователь измочился ему в лицо! И что же? Не взятый ничем другим, молодой человек был сломлен. Значит, и на гордых хорошо действует)

6
«Запугивание»
Просто стоять (падаешь, уснув, тебя не поднимают, и пока не ослабеет человек и не подпишет протокол)

8
«Ложь» (например, протоколы с показаниями на вас, с подделанными подписями друзей и близких)
«Клопяной бокс»

9
Игра на привязанности к близким. ( «Дочь арестуем!», «У тебя ведь жена и дети?»)
«Карцер» (холодный или с водой по щиколотку)

10

«голод»

11

«битье»

12

«машинки для зажимания ногтей»

13

«смирительная рубашка»

14

«перелом позвоночника»

15

«взнуздание» («ласточка»)





Как правило, все способы совмещались на допросе. И сломленный, обессиленный, человек подписывал самые фантастические заявления...
"Брат мой! Не осуди тех, кто так попал, кто оказался слаб и подписал лишнее...",- напишет автор.
Будущий житель Архипелага даст еще и подписку о неразглашении (под страхом наказания) и о методах следствия, потом и о лагерных порядках...

Учитель. Открывший державу ГУЛАГ должен был помалкивать.
Солженицын всегда политик, его"ковчеги" плывут "сквозь извилистый поток проклятой Истории". С чего началось и что получилось?

3. Выступление 2-й группы учащихся.
В качестве наглядности - географическая карта со схемой расширения лагерей по всем областям.
"5 сентября 1918 г. был издан Декрет СНК о Красном Терроре. Кроме указаний о массовых расстрелах в нем, в частности, говорилось: "обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях". Один из главных терминов 20 века. 1919 г. Постановление ВЦИК о лагерях принудительных работ, которые создавались в каждом губернском городе. При лагере были мастерские, "общие работы", ремонт и строительство в городе. Украшалась лагерная жизнь доносами с одной стороны и хоровым пением с другой".
"Лишенники" ("лишенные свободы") все больше знакомились и сближались с жителями". Жители относились к ним сочувственно, подкармливали, а то и беглых скрывали. А это уже недопустимо. И стали высылать в Северные Лагеря Особого Назначения - СЛОН.
("Персты Авроры".)
И распускаются... слухи: что в лагерях - убийцы и насильники, что каждый беглец - опасный бандит! Запирайтесь, бойтесь, спасайте своих детей! Ловите, доносите, помогите работе ОГПУ!
А кто не помог - о том ставьте в известность!
В 1923 году создают образцово строгий лагерь на Соловецких островах (до этого процветающий монастырь), не убежишь: полгода море подо льдом, морозы, туманы, а летом - белые ночи.
И что же новичок видит? Видит людей в мешках (дырки для рук и головы). "Э-э-.й! Внима-ни-е! Здесь республика не совец-ка- я, а соловец-ка-я!... Знайте! - вы присланы сюда, не для исправления! Горбатого не исправишь!.. Письма писать домой так: жив, здоров, всем доволен!.. Сопли у мертвецов сосать заставлю!
И это - чтобы сломить волю прибывших".
Архипелаг родился на Соловках. К 1930 г. около 50 тысяч зэков. "И как же удержать, чтоб не восстали? Только ужасом! Секиркой. ( На стенде ксерокопия). Это "карцеры: от стены до стены укреплены жерди... и велят наказанным "весь день сидеть на этих жердях. (На ночь ложатся на полу, друг на друга, переполнение). Если арестант теряет равновесие и падает, надзиратели подскакивают и бьют. Либо привязывают по длине человека к бревну и сталкивают (365 ступенек) вниз. Жердочками (ставят на ребристый валун, тоже не устоишь). Комариками (летом, голого под комары). Зимой обливают водой на морозе; целые роты в снег кладут; в топь по горло и держат так.
Новичок раздавлен духом, еще не начав соловецкой жизни". Вот так: "летом тонули, зимой каченели". Расстреливали (стреляли пьяными, неточно - и утром большая яма еще шевелилась). Все это кладбище... было сровнено заключенными под музыку оркестра.
Все что сделано для порядка - то сделано. "Труд-чародей" тоже помогал "исправлять" (или истреблять) зэков. Прокладывали дороги в местах, считавшихся когда-то почти неосуществимыми". Дорожное строительство по Карело-Мурманскому краю в 1926 выполнено на 105 тысяч рублей, в 1930- на 6 млн.! "Труд-чародей"!
Архипелаг, родившийся и созревший на Соловках, начал свое злокачественное движение по стране. Из соловецкой опухоли слали 58-ю в далекие гиблые места открывать новые лагеря".
("Архипелаг возникает из моря".)

На политико-административной карте СССР обозначены главные знаменитые лагеря (см. главу "Предварительные домашние задания"),
Север---- Урал----Сибирь----Дальний Восток.....

Соловки---Новая земля---В устье Енисея;
Соловки---Северный Казахстан-Поволжье (между Камышином и Энгельсом);
Соловки-Джезказган;
Соловки - Бурятия;
Соловки – Моинты;
Соловки - Мариинские лагеря;
Соловки – Балхаш.
Скопление жутких огражденных островов. С острова на остров перевозят невольников, будущих "туземцев", жителей Архипелага ГУЛАГ".
"Коммунисты искали новый стимул для общественного труда. Думали, что это будет сознательность и энтузиазм при полном бескорыстии".
("На чем стоит Архипелаг".)

Учитель. "А вот здесь пусть захлопнет книгу читатель, который ждет, что она будет политическим обвинением. Если бы это было просто..."
Лагерь создан ради убийства. Нацелен на погубление в Человеке его главного - внутреннего мира: мысли, совести, памяти.
И стоит туземец-новичок как былинный герой на перекрестке: "... пойдешь направо - жизнь потеряешь, налево - потеряешь совесть".
Какие это дороги?
Ответ: Это дороги - общие работы, от которых "дойдёшь" и умрёшь; ну а спастись можно, став "придурком" или "стукачом".
Что же такое общие работы, от которых нужно избегать, а "на них ведь 80% всех зэков. И все умирают. Все. И привозят новых взамен - опять на общие работы..." Любой ценой не попасть на общие - об этом думает новичок, уставший от ареста, следствия, пересылок, думая, что в лагере будет легче...
"Общих работ не перечесть. Носилки таскать, кирпичи разгружать голыми руками (покров кожи быстро снимается с пальцев). Ломать из карьеров камень и уголь... Да просто землю грызть..., на дороге Тайшет-Абакан при 40 градусах С мороза - киркой и лопатой...
Тоннели можно рубить для дорог... плавить руды... лить металл...
Три недели лесоповала называли сухим расстрелом. Работали в лесу до полуночи, при прожекторах, чтобы лишь перед утром сходить в лагерь съесть ужин вместе с завтраком да снова в лес. (Замерзших списывали, ползущих на четвереньках, не могущих идти - конвой пристреливал...)
И как же кормили?
Наливалась в котёл вода, ссыпалась в него нечищенная мелкая картошка, а то - просто чёрная, свекольная ботва... Мясо падших животных - это пир. Воспоминания бывшего зэка: «В своё время я много протолкнул с себя дельфиньего мяса, моржового, тюленьего... и другой морской... дряни. Животный кал меня не страшил..."

Как одеты туземцы?
... сами бушлаты одного цвета, рукава к ним - другого... Или бушлат-огонь (лохмотья как языки пламени)... А на ногах - русские лапти... Или кусок автопокрышки, привязанных прямо к босой ноге проволокой...
Ко всему... бронзово-серые лагерные лица. Слезящиеся глаза, покраснелые веки, губы, обметанные сыпью. По зиме - летняя кепка с пришитыми наушниками.

Жильё? Барак, а где и землянка. На Севере палатка. Нары в два этажа, в три этажа. Иные бараки заражены насекомыми; вшей с белья зэки вываривают в своих обеденных котелках".
Жизнь жестока. Здесь, в лагере, она особенно беспощадно преследует все человеческое. Что делает голод с людьми?
"Голод, который затмевает мозг и не разрешает ни на что отвлечься, кроме как о еде, еде, еде.
... Доходяги... дежурят у кухонного крыльца, ожидая, когда понесут отходы на помойку. Как они бросаются, дерутся... Кто-то гибнет в этой свалке.

Болезни: Цинга (вываливаются зубы, гниют десны, язвы на ногах, и будут отпадать ткани целыми кусками. В стационар не кладут, и они ползают по зоне), дистрофия...
Если по лицу соседа твоего на нарах... расползлись головные черные вши - он умер.
Мертвецов конвоир проверял - может, притворяется - проколом туловища штыком или молотком разбивали голову".
"Зато никто не обвинит нас в газовых камерах", - с горькой иронией заметил А.И.Солженицын.
("Туземный быт".)
В Особлагах (с 1948 г. Сталин решил отделить блатных от безнадежной 58-й) применяли наручники, они сдавливали кисти с острой постоянной болью, руки затекали и мертвели (наказывали за каждую мелочь).
Зонные полосы укреплены колючей проволокой, ставились пулеметы. Затем откровенно заимствовали ценный гитлеровский опыт с номерами: белые тряпочки 8 на 15 на спине, на груди, надо лбом на шапку. Надзиратели окликали по номерам. Ещё и собаками травили.
("Цепи, цепи...")
Теперь о тех, кто выживет. Придурки. Те, кто сумел не попасть на общие.
"Зонные придурки это: повара, хлеборезы, кладовщики, врачи, парикмахеры, заведующие банями, посылочные, бухгалтера, инженеры зоны. Вообще каждый, не выходящий из жилой зоны в рабочий день.
Чтобы добыть те посты, нужны пробойность, хитрость, подмазывание; чтобы удержаться - бессердечие, глухость к совести (и чаще всего еще быть стукачом).
("Придурки".)
Сексоты (секретные сотрудники), а на Архипелаге "стукачи" - явление распространенное, замешанное на предательстве.
На воле это обычный человек, не обязательно негодяй, со своим набором слабостей, надавив на которые, можно завербовать его.
Ребята, как вы думаете, каким путем, какими способами легко заставить человека стать сексотом как на воле, так и в лагере, учитывая жизненные ценности?
"Набор инструментов для вербовки - как набор отмычек:№1, №2, №3".

Еще свободному человеку
Уже арестанту

Отмычка №1. «Вы – советский человек?»
Отмычка №2: пообещать то, чего вербуемый много лет бесплодно добивается в законном порядке.
Отмычка №3: пригрозить тем, чего вербуемый больше всего боиться
Отмычка №1 остается: «Вы – советский человек?»
Отмычка №2: обещание взять с общих работ, устроить в зоне, дать дополнительную кашу, приплатить, сбросить срок (ступеньки к жизни).
Отмычка №3: снимем с придурков! Пошлем на общие работы! Переведем на штрафной лагпункт (ступенька к смерти)


(«Стук- стук-стук»)
Учитель. ...Что же в людях, в душах делает выбор? Кто же кого: Лагерь - Человека или Человек - Лагерь. Многих, страшно многих лагерь перемолол в пыль. Немногие выбирали дорогу направо... Чьи законы царят?
(Ответ.)
"В 20-е годы родился термин социально-близкие, их, якобы, можно исправить, среда виновата в том, что они воровали, грабили, насиловали. А 58-ю не исправить, этих инженеров, священников, обывателей... Нож у блатаря - шалость, традиция, а у 58-й - террор. Эти странные гориллоиды ..., жилистые багровые шеи..., татуированные смуглые груди...
... Сует два пальца... рогатиной, прямо тебе в глаза: "глаза выколю, падло!"- вся философия их вера!" Это только пересылка, где тебя ограбят блатные, никто не будет протестовать, защищать. И все с одобрения начальства. "Никто не помнит, чтобы конвой прекратил грабеж политического".
("Корабли Архипелага".)
"Блатарей, особенно паханов, выдвигали "на руководящую работу в лагерях. У него были шестерки-лакеи из работяг, выносившие за ними горшки". Ели они мясо. Мелкая шпана "использовалась для битья отказчиков - то есть тех, кто не имел сил идти на общие работы.
Урки - не Робины Гуда! Когда нужно воровать у доходяг - они воруют у доходяг. Когда нужно с замерзающего снять последние портянки - они не брезгуют. И когда можно бить лежачего. И когда спящего. Умри ты сегодня, а я завтра".
("Социально-близкие".)

В качестве эпиграфа - грамзапись "Советская молодежь 20-30-х гг."
Молодежь у нас - огромная сила.
Мы - молодежь Советского Союза!
Мы любим жизнь, мы радостно живем
и созидаем во имя всего человечества.
Для нас не золото является идеалом,
а человек...
А за пределами наших границ мировая буржуазия
снова готовилась к переделу мира.
Мы... охвачены тревогой и мыслью,
как спасти молодое поколение
от физического истребления и великих страданий.
"От статьи 12 УК 1926г., разрешавшей судить детей с 12-летнего возраста (58-я статья при этом тоже подразумевалась), но судить умеренно, не "на всю катушку..."
Указ от 7.04.35 г. этих же двенадцатилетних судить " с применением всех мер наказания" (т.е. и расстрела тоже).
Указ от 7.06.41 судить с применением всех мер наказания также в тех случаях, когда они совершат преступления... по неосторожности!
А откуда взялись юные преступники?
И за стрижку колосьев (взрослые ночью детей посылали на колхозное поле, не надеясь получить за работу от колхоза)-8 лет.
И за карман картошки - 8 лет.
За десяток огурцов с колхозного поля - 5 лет.
А голодная девочка (14 лет) пошла вдоль улицы собрать вместе с пылью узкую струйку зерна, просыпавшегося из грузовика. 3 года.
ГУЛАГ родил звонкое нахальное слово - малолетка!
Малолетки с ходу переняли и язык Архипелага,- и это язык блатных, и философию Архипелага.
Они быстро врастали в лагерную жизнь: если есть зубы слабей твоих - вырывай из них кусок, он- твой.
До 15 лет содержали их детскими колониями, а старших на смешанных лагпунктах, чаще с инвалидами и женщинами.
Малолетки отлично знают свою силу. Первая их сила - сплоченность, вторая - безнаказанность. Мечта малолетки - стать достойным вором. Нападают все дружно на жертву, валят его, садятся на голову, на ноги, на руки, обшаривают карманы, берут махорку, деньги и исчезают. У плачущего старика отнимают пайку: «Я с голоду умру!" - "А тебе все равно скоро подыхать, какая разница!"
Малолетки не думают оскорбить, они действительно никого за людей не считают, кроме себя и старших воров! Они так ухватили мир! Главная забава - это рогатка: "Глаза выдавлю, падло!"
По 58-й статье вообще никакого возрастного минимума не существовало. В одной из колоний сидел даже 6-летний мальчик. Рекорд! ("Малолетки".)
Часто сажали детей "врагов народа". Например, Нина Перегуд (8 класс). Пришли арестовывать отца. Обыск. Нашли частушку:
В небе звезды засияли,
Свет ложится на траву,
Мы Смоленск уж проиграли,
Проиграем и Москву.
И пожелание:
Чтобы школу разбомбили,
Нам учиться стало лень.
Присудили ей 5 лет.
"В 1927 г. заключенных в возрасте от 16 до 24 лет было 48% от всех заключенных! Никакой мальчик не может - остаться особой личностью - он будет растоптан, разорван..." ("Малолетки".)
Включается грамзапись.
"Да здравствует славная советская молодежь, опора и будущее нашей Родины! Бурные аплодисменты.

Всем укладом своим Лагерь стремится смять, растлить, обессмыслить жизнь, оставив звериное цепляние любой ценой...
"Вообще у зэков вся шкала ценностей - перепрокинутая..."
Автор иронизирует: " не любят своих родных островов" не патриотичны туземцы; отсутствует желание "бескорыстно трудиться для будущего"); "совесть? в личном деле осталась".
Заповеди зэков: "не залупайся", т.е. не спорь с начальством; не стучи; "не лежи мисок"; "не шакаль"; "не суй носа в чужой котелок"; "не верь, не бойся, не проси!"
Учитель. Обратим внимание на ксерокопии фотографий самого автора.
Сравним. Вои фотография "Дорога на фронт. 1942 г." или "Второй Белорусский фронт. 1944 г.". Перед нами крепкий, уверенный в себе, бравый офицер Советской армии. А рядом фото "Зэк Щ-262 в день освобождения" (даже имени нет). Куда делась бравость, гордость?.
"Думай. Выводи что-то и из беды.
Все это бесконечное время ведь не бездеятельна и душа заключенных. Они издали в массе похожи на накопившихся вшей, но ведь они - венец творения, а? Ведь когда-то и в них вдохнута была слабенькая искра божья. Так что теперь стало с ней?"
Солженицын не скрывает, что многие "выводят" из беды, из несчастий и мучений, пропитанные заразной философией блатных, губительные, по сути, результаты: самоубийство (чаще иностранцы!?), другие решают "выжить любой ценой", теряя облик человеческий...
"Кому не хочется дожить? Кто не имеет права дожить? Но в лагере "любой ценой" - это значит: ценой другого".
Парадоксы выживания?
4. Выступление 3-й группы учащихся.
"И если только ты однажды отказался от этой цели - "выжить любой ценой" - и пошел, куда идут спокойные и простые,- удивительно начинает преображать неволя твой прежний характер.
Казалось бы: здесь должны вырастать в человеке злобные чувства... ненависть, раздражение, нервность. А ты и сам не замечаешь, как... неволя воспитывает... чувства противоположные.
Ты был резко-нетерпелив когда-то, спешил... Теперь тебе отпущено времени с лихвой. Терпение.
Ты подымаешься...
Ты никому ничего не прощал прежде осуждал и также... превозносил - теперь всепонимающая мягкость. Ты слабым узнал себя - можешь понять чужую слабость...
Мы подымаемся...
Правило жизни... такое: не радуйся нашедши, не плачь потеряв.
Душа твоя, сухая прежде, от страдания сочает.
... Ты научаешься любить... тех, кто окружает тебя в неволе. И еще тех, близких по крови, кто любил тебя, а ты их тиранил...
Вспомни все, что ты делал плохого и постыдного, и думай - нельзя ли исправить теперь?..
Учитель. Так к чему призывает автор каждого? (К покаянию.)
Возвращаться в лоно православной церкви А.И.Солженицын начал еще в лагере
(Продолжают учащиеся.)
Еще автор вспоминает доктора Бориса Корнфельда, с которым встретился в лагерной больнице. Его последние слова (под утро его зарежут):
- И вообще, вы знаете, я убедился, что никакая кара в этой земной жизни не приходит к нам незаслуженно. (...) Но если перебрать жизнь и вдуматься глубоко - мы всегда отыщем то наше преступление, за которое теперь нас настиг удар.
("Восхождение".)
Учитель. "Берегись, не склоняйся к несчастию, которое ты предпочел страданию". (Библия.)
Душа, оторванная от Бога, выйдет из духовного плена, но перестрадав! "Вот так ударяемся, ударяемся хрюкалками и боками, чтоб хоть с годами стать людьми", - пишет бывший зэк Щ-262.
"Груды жертв! Холмы жертв". Подумайте, после всего услышанного о лагерях, какой вопрос вправе задать свободный, гордый человек?
(Почему терпели, не возмущались и т.д.)
* Действительно, давайте рассмотрим способы сопротивления, нам известные. (Глава "Почему терпели?")
(1. Протест. 2. Голодовка. 3. Побег. 4. Мятеж.)
Все рассчитано все-таки на общественное мнение, особенно пункты 1 и 2. Побеги. С наших островов - это безумие, это безнадежно. К тому же местное население "продавали" беглецов, боялись помогать. Мятежи были, но результаты ничтожны.
* Солженицын задумался о вселенской природе зла, о бесовщине, не знающих границ. Кто же виноват в случившемся?
Система? Ленин? Сталин? Коммунистическая партия? Кто? А вы где были?
Обыграем ситуацию с условным названием "А что я мог один?!" (из ТV программы "Старая квартира"). 6-8 учащихся (заранее подготовленных) по одному выходят к центру класса с громкой репликой: "А что я мог один?!" Образуется толпа, яростно жестикулирующая, бьющая себя в грудь, что-то объясняющая. Затем быстро становятся строем и, маршируя, скандируют все вместе: «Что я мог один?!" (3 раза). (Расходятся по своим местам).
* Делаем вывод из беды, как просил Александр Исаевич: «Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не партиями,- она проходит через каждое человеческое сердце, и через все человеческие сердца..."
Архипелаг ГУЛАГ - это духовный рак, а его метастазы отравляли всю страну. Это было единое целое.
5. Выступление по главе "Замордованная воля".
(Участие всего класса обязательно.)
1. Постоянный страх. На Архипелаге - умереть на общих работах; в стране - страх ареста (Архипелага), проверок, анкет.
2. Прикрепленность.
3. Скрытость, недоверие.
Эти чувства заменили радушие, гостеприимство. Начни кто-нибудь смело высказываться - отшатнуться.
4. Всеобщее незнание.
Таясь друг от друга и не веря никому, сами помогали внедриться негласностию верили газетам, ораторам. Отсюда массовые посадки и массовые одобрения.
5. Стукачество.
Сотни тысяч оперативников вербовали и вызывали для дачи ложных донесений стукачей (сексотов). Поддавшиеся на вербовку, стыдясь своей слабости, будут заинтересованы в незыблемости режима.
6. Предательство.
Самое мягкое - это ничего плохого не делать, но не заметить гибнущего рядом, не помочь ему, отвернуться. Арестовали соседа, друга, родственника - ты молчишь, делаешь вид, что ничего не произошло. У арестованного остались жена, дети, мать. Помочь им? Нет-нет, опасно: это ЧС "врага народа". Пособник - тоже враг. А у тебя дети и жена..."
Сколько было отречений! ("Отрекаюсь от отца (матери) как от врагов народа...".)
7. Ложь. По радио, в кино, в газетах. Бешеные аплодисменты. Это все безопасная форма существования.
8. Жестокость.
Звучит песня "Марш энтузиастов" (из кинофильма "Светлый путь"), 1940 г., сл.А.Д.Актиль, муз. И. Дунаевского.
Ребята, обратите внимание на репродукции картин, рассказывающие о жизни и труде колхозной молодежи, а также о трудовых буднях Советской страны. Рассматривая репродукцию картины И.Глазунова "Вся Россия", процитируем А.И.Солженицына: "Одиннадцать веков стоит Русь, много знала врагов и много знала врагов и много вела войн. А предателей много было на Руси? Толпы предателей вышли из нее? Как будто нет. Как будто и враги не обвиняли русский характер в предательстве, в переметничестве, в неверности..."
* И в продолжение темы "трудовых будней"...

Индивидуальное задание по главам "Прилагерный мир", "Мы строим". Наглядность: впечатляющий список работ, выполненных заключенными.

"...Лагерная зона не может существовать сама по себе - близ неё... посёлок вольных".
Иногда из этих поселков вырастали знаменитые города. Или жил городок еще до всякого Архипелага, но затем оказался в окружении многих лагерей - стал столицей (Караганда) Архипелага. ("Прилагерный мир".)
Труд заключенных был экономически выгодным. Для работ в отдаленных местах, где не нужно строить школ, жилья, больниц, платить зарплату - вот для этого пришелся труд зэков. Кто будет работать на лесоповале по 10 часов при 30 градусах С мороза, без выходных, да еще до леса дойти надо (7км) и обратно.
Беломорканал построен без всякой техники (показать ксерокопию); Волгоканал - киркой, лопатой, тачкой (128 км длиной); корчевали пни зимой; работали в рудниках по 12 часов и, отравляясь силикатом, умирали через 4 месяца; в тундре прокладывали телефонную связь и многое другое. ("Мы строим".)
Музыкальный фрагмент песни "Молодежная" ( из кинофильма "Волга-Волга") 1938 г.
Учитель. Зачем, по-вашему, сегодня на уроке звучали песни
прошлых лет, мы рассматривали репродукции картин советского (давно прошедшего) времени? Зачем нам знать о том, что было?
(В истории общества бывают периоды, когда от людей апатичных, живущих по инерции, ничего не замечающих (или не желающих видеть по каким-то причинам) зависит столь же многое, сколько и от людей активных. Запуганность, скрытность и прочее - неистощимый ресурс для тоталитарной идеологии.)
* Архипелаг Гулаг - русская Голгофа 20 века. Как имя нарицательное оно вошло в определенную знаковую систему 20 века наравне с Освенцимом, Бухенвальдом, Хиросимой...
Эта книга-проповедь. Все воззвания, особенно призывы Солженицына к нравственному сотворению себя, своей судьбы, освящены памятью о подвиге Христа... В человеке одновременно живет и Бог и Дьявол. И если нельзя совсем избавиться от Зла, то потеснить мы его можем "Не хлебом единым жив человек..." И в этом мы убедились.
Эта книга- реквием. "1917-1959 годы без военных потерь, только от террора, подавлений, голода, смерти в лагерях погибло 55 млн. + дефицит от низкой рождаемости. Итого: 66,7 млн.
"Думай. Выводи что-то из беды".












13PAGE 15


13PAGE 141715




рисунок 00115