Судьба человека в тоталитарном государстве (по книге В. Т. Шаламова «Колымские рассказы)


Судьба человека в тоталитарном государстве (по книге В. Т. Шаламова «Колымские рассказы)
Урок – лабораторное занятие
Методический замысел урока и обоснование его темы:
Урок построен на анализе литературного произведения «Последний бой майора Пугачева», который раскрывает тяжелую нравственно-психологическую атмосферу послевоенных лет в зоне ГУЛАГа. Учитель раскрывает страшную трагедию людей, которые стали невольными жертвами жестоких тоталитарных диктатур, но не утратили чувства собственного достоинства и стремления если не жить, то хотя бы умереть свободными людьми. Нравственный подвиг майора Пугачева – это урок молодому поколению, пример того, как человек, подобно древнегреческому герою, идет наперекор судьбе, року, не сгибается, не сдается, тем самым обретая свободу внутреннюю – свободу от тисков жизненных обстоятельств.
Учитель использует широкие возможности урока для постижения учащимися не только нравственных уроков, но и литературных приемов, составляющих характерные особенности авторского стиля и манеры В. Т. Шаламова. Учитель обращает внимание на образность языка писателя (эпитеты, метафоры, сравнения), дает задания творческим группам по их нахождению в тексте, что позволяет ученикам ощутить сильное эмоциональное воздействие не только от самого содержания рассказа, но и от особенностей шаламовской прозы, отличающей его от других писателей. Домашнее задание творческого характера позволяет педагогу лучше выявить личностные особенности детей, развивать их креативные способности, проявить литературные таланты.
ТИП УРОКА:
-урок закрепление знаний и выработка умений по их применению; усвоения способов деятельности с художественным текстом; формирование важнейших ценностных ориентаций и личностных качеств.
ФОРМА УРОКА:
-урок - лабораторное занятие.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- на примере рассказа В. Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева» выяснить, как складывались судьбы бывших военнопленных, попадающих в сталинские лагеря;
- формировать у школьников чувства собственного достоинства, ценности свободы, уважения к личности, способной проявлять несгибаемость человеческого духа, сохранять человеческое начало в нечеловеческих условиях жизни;
- через изучение «Колымских рассказов» В. Т. Шаламова вызвать интерес к творчеству писателя, к лагерной прозе и поэзии;
-обучать школьников подходить к тексту литературного произведения как к сложному информационному ресурсу, его художественным особенностям, позволяющим глубже проникать в творческий замысел автора и раскрывать характеры литературных героев;
- пробуждение чувств сострадания к жертвам репрессий, веры в добро, справедливость, содействовать сохранению исторической памяти.
НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентациями; принятие ценностных идеалов гражданского общества, формирование осознанной мотивации к выбору общечеловеческих ценностей;
-самоуважение и позитивная самооценка, чувство собственного достоинства, протеста против насилия над личностью;
- уровень освоения нравственной культуры, соответствующий возрастным возможностям старшеклассника; умение оценивать с позиций морально-нравственных и этических норм поступки людей;
-овладение умением оценивать с точки зрения произведение литературы и результаты творческого труда писателя;
- овладение умениями и навыками, способами творческой деятельности, отражающими индивидуальные способности и творческий потенциал личности;
- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для изучения новых тем.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-фронтальная;
-групповая.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (ВОСПИТАНИЯ):- описания(словесный);
-практический;
-продуктивно-творческий;
-исследовательских и проблемных заданий;
- оценки творческих процессов, явлений, событий;
- локализация исторических событий в пространстве и времени.
ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ:
- образное повествование;
- фронтальная беседа;
- организация работы с текстом;
-организация работы в группах.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения поставленной задачи;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- учет выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- смысловое чтение и выделение существенной информации художественных текстов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- «Реквием» Моцарта;
- слайд с эпиграфами;
-слайд «Словарь эпохи»;
- мартиролог репрессированных деятелей искусства и литературы;
- кадры из кинофильма «Последний бой майора Пугачева»;
- презентация.
ХОД УРОКА:
(звучит «Реквием» Моцарта; слайд 1.)
Всем,
Кто клеймен статьею полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещаньем особым
Был обречен на тюремную робу до гроба,
Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями.
Им
Наши слезы и скорбь, наша вечная память!
Вступительное слово учителя: Есть в судьбе страны такие события, о которых не говорят под гром фанфар, которые не празднуются парадным маршем. Но они занимают особое, трагическое мест в жизни каждой семьи. Об этих событиях долгое время стыдливо и скорбно молчали, их участники не хотят делиться воспоминаниями и поныне. И сегодня мы с вами задумаемся над вопросами, одна постановка которых, по определению Б. Гурнова, не так давно «могла стоить человеку свободы и даже жизни». Почему это произошло? Как великий народ дал «ввергнуть себя в кошмар взаимоистребления»?
Назовем имена прославленных деятелей и наших земляков, погибших в сталинских лагерях и прошедших ссылки и высылки, склоним головы перед их памятью Почтим их мученичество, серьезно задумаемся «над долгим мартирологом русского народа, столбовой путь которого пролег «через тюрьмы, лагеря и ссылки».
(Слайд1; тема урока записывается в тетрадь; слайд 2: «словарь эпохи».)
Словарь эпохи
Тоталитаризм- политический режим, характеризующийся полным контролем со стороны государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных свобод и прав.
Диктатура – ничем не ограниченная власть.
Репрессии –карательные меры, наказания со стороны государственных органов.
Репатриация-возвращение на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев, эмигрантов.
Террор- политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами.
ГУЛАГ- главное управление лагерей.
Зек – заключенный.
По этапу –под конвоем.
Учитель: Любая тюрьма страшна, условия невыносимы, ежедневно вытравливается из человека все человеческое. Как же можно было пройти не год – десятилетия! - лагерей, выжить, переосмыслить, создать «памятник нерукотворный» своим погибшим друзьям? В судьбе выживших писателей есть какая-то необъяснимая роль Провидения. Выживает Достоевский, чтобы создать «Записки Мертвого дома», благополучно завершает свое путешествие Чехов и садится за «Остров Сахалин». Солженицын, пройдя через войну, лагеря, ссылки, неизлечимо больной раком, чудесным образом исцеляется, чтобы выполнить свой долг перед Богом и людьми – создать «Архипелаг ГУЛАГ». Прошедший 28 лет соловецких лагерей, Олег Волков говорит: «То, что происходит со мной теперь, воспринимается как…необъяснимое проявление Божьего промысла, как доказательство существования Высшего Судьи и Справедливости».
(Слайд 3: список репрессированных деятелей литературы и искусства.)
Ученик: В Доме литераторов в Москве висит мемориальная доска в память о тех писателей, кто погиб на войне -70 имен. Предложили повесить такую же доску с именами репрессированных. Но ведь места не хватит, все стены будут исписаны.
Учитель: Записываем последнее имя в этом списке – Варлам Шаламов. Шаламов неоднократно писал (слайды 4,5): « лагерь - отрицательная школа жизни целиком и полностью Ничего полезного, нужного оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи…»
Известно, что в книге «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицын не стал писать о колымских лагерях, сказав, что все о них написал Шаламов.
(Идет работа с текстом рассказа «Последний бой майора Пугачева»; учитель проводит беседу по вопросам.)
- Кто попадал в 1930 годы в лагеря?
- «На смену им после войны пароход за пароходом шли репатриированные – из Италии, Франции, Германии – прямо дорогой крайний северо – восток», - читаем мы у автора? Кто такие репатриированные?
(просмотр фрагмента из кинофильма «Последний бой майора Пугачева»; учитель проводит беседу по вопросам.)
- Что и кого увидели репатриированные?
-Что отличает их от тех, кто здесь был давно?
- Очень кратко, но в то же время достоверно и точно, показана писателем лагерная жизнь. Что вы узнали о жизни заключенных?
(просмотр фрагмента из кинофильма «Последний бой майора Пугачева»; учитель проводит беседу по вопросам.)
- В центре рассказа майор Пугачев. Какое мнение у вас сложилось о нем?
- в какие минуты автор показывает улыбку майора Пугачева? Что он хочет этим сказать?
(Следует отчет творческих групп)
Анализ портретных зарисовок, характеров героев
Вывод: в произведении не дается конкретного портрета, есть только действия, поступки героев; схожие судьбы, сильные характеры, поэтому они и оказались вместе. Решились убежать; главное – умереть свободным, а не за колючей проволокой, как «враги народа». Смелые и честные люди, они не позволят унизить свое человеческое достоинство.
Пейзажные зарисовки
Вывод: природа одушевлена, она живая, переживает за беглецов, помогает им, но и предупреждает об опасности, трудности пути. Природа отражает и душевные переживания героя. Она не только фон, на котором происходят действия, но и участница событий.
Особенности художественной манеры В. Шаламова
Художественные тропы:
Оксюморон- живые мертвецы;
Метафоры – всю зиму плелась сеть этого, чуть не единственного за 20 лет заговора;
Сравнения – снег лежал , как слитки серебряной руды, они вошли в тайгу, как ныряют в воду.
Эпитеты – огромный молчаливый лес, северный ад
Вывод: художественные тропы помогают ярче, полнее раскрыть и характеры героев, их и стремление к свободе, т. К. конец трагический. Поэтому олицетворения, сравнения, эпитеты создают тяжелую картину происходящих событий, как бы нагнетают обстановку.
Учитель: Чем объяснить, что майор Пугачев думает о своих соратниках и о заключенных , оставшихся в лагере, как о «лучших людях в его жизни»? Эти люди здесь, в этом северном аду, где их считали не за людей, а за скот, где их унижали, морили голодом, смогли сохранить в себе все самое лучшее, где их пытались растоптать, в первую очередь- морально.
Рассказ заканчивается трагично. Беглецы убиты, Пугачев предпочел самоубийство, и другого выхода у него не было. Солдатова вылечили, чтобы расстрелять.
Ценность этого рассказа не только в правдивом изображении минувшего, но и в том, что писатель воспроизвел нравственно- психологическую атмосферу тех «культовых лет». Ничего не забыл бывший зэк Шаламов.
Итак, сегодня вы открыли для себя новое имя и новую тему в литературе – лагерную
ИТОГ УРОКА:
Учитель: Что дало вашей душе, сердцу, уму это знакомство? (Следуют ответы). И как напутствие вам, ребята, строчки Александра Галича:
Если правда у нас на знамени,
Если смертной гордимся гордостью,
Так чего ж мы в испуге замерли
Перед ложью и перед подлостью?
Не замирайте, друзья мои, ни пред ложью, ни перед подлостью. Учитесь мужеству, будьте порядочными людьми!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (по выбору): Сочинение – рецензия на один из рассказов В. Т. Шаламова. Сочинение – размышление «Не замирайте, друзья мои, ни пред ложью, ни перед подлостью. Учитесь мужеству, будьте порядочными людьми!» (А. Галич) (на материале жизни и творчества В. Шаламова).