Районная олимпиада по окружающему миру 3 класс.( на русском и якутском языках)


Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса
2016 – 2017 учебный год
ФИ участника ________________________школа________________________________________
Учитель_____________________________________________________
Задание № 1
Ответь на вопросы:
К какому царству относятся организмы, состоящие в основном из шляпки и ножки?____________________________________________________________
Назови «цветные моря»_________________________________________________
________________________________________________________________________
Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? Почему?_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Чистота воздуха во многом зависит от здоровья леса. А зависит ли здоровье леса от чистоты воздуха? Почему?____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2
«Доскажи словечко»
все предметы, которые нас окружают, называются _______________________
поверхностный плодородный слой земли ________________________________
выведенные человеком растения, называются _____________________________
водная оболочка Земли ________________________________________________
растения – вредители на полях __________________________________________
воздушная оболочка Земли _____________________________________________
часть дерева, в которой производятся органические вещества ________________
Задание № 3
Найдите в каждой строчке "лишнее слово"
Ухо, язык, нога, глаз, нос.
Термометр, ножницы, флюгер, микроскоп.
Сосна, пихта, ольха, лиственница.
Луна, Земля, Солнце, Колумб.
Россия, Франция, Санкт-Петербург, Германия.
Пингвин, кит, страус, аист.
Гейзер, компас, барометр, термометр.
Осина, ольха, лиственница, берёза.
Метель, роса, снеговик, сугроб.
Задание № 4
Допиши нужное слово, сохраняя смысловую связь
автомобиль – бензин, девочка - _______________________________________
гвоздь – металл, льдина - ____________________________________________
сахар – чистое вещество, почва - _____________________________________
бульон – жидкость, кислород - ________________________________________
Задание № 5
Подчеркните явления природы: Солнце, дождь, лягушка, снег, прилив, грибы, землетрясение, листья, ураган, платье, радуга.Задание № 6
Напиши определения к указанным понятиям
Заповедник________________________________________________________________
Флора - ___________________________________________________________________
Фауна - ___________________________________________________________________
Глобус - __________________________________________________________________
Задание № 7
Собери из букв как можно больше названий рек России (буквы можноиспользовать несколько раз). Запиши эти названия.
НЛИОВАГБЬЕСЙДУМР
__________________________________________________________________________________
Задание № 8
Ответьте, верны ли утверждения (Запишите в таблице: да или нет)
Смена времён года происходит потому, что Земля вращается вокруг своей оси.
Перелётные птицы (ласточки, аисты) улетают на юг, чтобы вывести там потомство.
Природа может обойтись без человека, а человек без природы - нет.
Россия расположена на материке Евразия.
В лесу растут древесные и травянистые растения.
Зимой крот впадает в спячку, потому что не может в этот период найти пищу.
1 2 3 4 5 6
Задание № 9
Узнай загадочных животных и подчеркни правильный ответ
1)   Какое животное может поднять груз почти в 100 раз больше    собственного веса?
РАЙВЕУМ          КАБЕЛ          ВЕОРБОЙ          КЯМОХ
2) Какое животное может жить без пищи семь лет?
КУЛОСЯ          ВЕЛ          КЩЕЛ          ЗОКА          ДЕВЬДЕМ
4)  У кого из этих животных мозг похож на человеческий?
РАНБА          ЁЛОС          ЛИФДЕНЬ
Задание № 10
Соедини линиями слова в правом и левом столбиках
Орган зрения
Орган слуха
Орган обоняния
Орган вкуса
Орган осязания
Язык
Кожа
Глаза
Уши
Нос
Задание № 11
Распредели растения по ярусам, записывая их номера.
Деревья________________ 1.сосна 2.кислица 3.ель 4.голубикаКустарники________________ 5.берёза 6.брусника 7.ландыш 8.дубКустарнички_______________ 9.черника 10.пролеска 11.орешникТравянистые растения_____________ 12.ветреница
Задание № 12
Укажи стрелкой, что к чему приводит.
Браконьерство Обмеление рек
Выброс выхлопных газов автомобилями Исчезновение видов животных
Заготовка древесины Загрязнение воздуха
Вырубка леса по берегам рек Уменьшение количества лесов на земле
Тулалыыр эйгэ предметигэр олимпиаднай сорудахтар.
3 кылаас.
Кыттааччы фамилията,аата…………………………………………………………………………
Оскуолата………………………………………………………………………………………
Учуутала…………………………………………………………………………………………
СорудахЫйытыыларга хоруйдаа:
Аңардас сэлээппэчээннэртэн, атахчааннартан турар үүнээйини ханнык бөлөххө киллэрэбитий?________________________________________________________
Өңнөөх муоралары ааттаталаа.________________________________________-____________________________________________________________________
Айыл5а5а үрүң эһэ уонна маңан пингвин бииргэ көрсүөхтэрин сөп дуо?
____________________________________________________________________
Тулалыыр ойуурбут чөл туруктаа5ыттан тыынар ыраас салгыммыт быһаччы тутулуктаах. Онтон эһиги санаа5ытыгар, ойуур доруобуйата ыраас салгынтан төһө тутулуктаа5ый? То5о?__________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-__
СорудахИс хоһоонунан сирдэтэн точкалар оннуларыгар тылларда ситэрэн биэр.
Биһигини тулалыыр предметтэри………………………. диэн ааттыыбыт.
Сир үрдүн быйаңнаах араңатын………………………. ааттыыбыт.
Дьон үүннэрэн таһаарбыт үүнээйилэрин көрүңүн……….......... ………………. диибит.
Сир уу бүрүөһүнүн ……………………………. диибит.
Ыһыы бааһыналарыгар буортулуур үүнээйилэри ……………. ………………. диибит.
Сир салгын бүрүөһүнүн ……………………………. диибит.
Мас ханнык чааһыгар органическай веществолар оңоһуллалларый?
СорудахХас биирдии строка5а «ордук» тыллары булаттаа , аннынан тарт :
Кулгаах, тыл ,атах, харах, мурун.
Термометр, кыптыый, флюгер, микроскоп.
Бэс, пихта, ольха,тиит.
Ый, сир, күн, Колумб.
Россия, Франция, Санкт-Петербург, Германия.
Пингвин, кит, страус, аист.
Гейзер, компас, барометр, термометр.
Тэтиң, сиһик (ольха), хатың, тиит.
Тыал, сиик, хаар киһи, күрдьүк.
СорудахИс хоһооннорунан көрөн сөптөөх тыллары булан суруй.
Автомобиль – бензин
Кыыс - ……………………
Тоһо5о – металл
Муус - …………………….
Саахар – ыраас вещество
Почва - ……………………
Эт миинэ – уба5ас
Кислород - ………………….
СорудахАйыл5а көстүүлэрин аннынан тарт:
Күн, ардах, ба5а, хаар, таһымнааһын, үллүү (муора5а окаеңңа), тэллэйдэр, сир хамсааһына, сэбирдэхтэр, күүстээх тыаллар, былааччыйа, кустук.
СорудахБэриллибит өйдөбүллэри быһаар:
Заповедник …………………………………………………………………………………
Флора ……………………………………………………………………………………….
Фауна……………………………………………………………………………………….
Глобус………………………………………………………………………………………
СорудахБуукубалартан Россия өрүстэрин ааттарын суруйтаа. Биир букваеы хаста да туттуоххун сөп:
Н Л И О В А Г Б Ь Е С Й Д У М Р……………………………………………………………………………………………………
СорудахБэриллибит этиилэр төһө сөптөөхтөрүй? (эппиэккитин «сөп» «суох» диэн тылларынан бигэргэт.)
Сир бэйэтин киинин тула эргийэриттэн дьыл кэмнэрин уларыыйалара буолаллар.(……..)
Көтөрдөр со5уруу төрүү-ууһуу көтөллөр. (…………..)
Айыл5а киһитэ суох тутайбат, онтон киһи айыл5ата суох сатаан олорор кыа5а суох. (………)Россия Евразия диэн сүрүн материка сытар. (……….)
Ойуурга мастар уонна оттуңу үүнээйилэр үүнэллэр. (………….)Күтэр кыһыңңы кэмңэ ас булунар кыа5а суо5уттан, кыһыны утуйан туоруур.(………)
СорудахСөптөөх эппиэккин аннынан тарт, харамайдар ааттарын таай, дьиктилээх харамайдары бил.
Ханнык харамай бэйэтин ыйааһыныттан сүүс төгүл ыарахан таһа5аһы көтө5үөн сөбүй?
Р А Й В Е У М, К А Б Е Л, В Е О Р Б О Й, К Я М О Х.
Ханнык харамай аһылыга суох 7 сыл тухары тыыннаах сылдьарый?
К У Л О С Я, В Е Л, К Щ Е Л, З О К А, Д Е В Ь Д Е М.
Бу харамайдартан хайаларын мэйиитэ киһи мэйиитигэр маарыңныырый?
Р А Н Б А, Е Л О С, Л И Ф Д Е Н Ь.
Сорудах Уңа уонна хаңас столбиктарга бэриллибит тыллары өйдөбүллэринэн көрөн сурааһыннарынан холботолоо.
Көрөр орган тыл
Истэр орган тирииСыты билэр орган харахАмтаны билэр орган кулгаахБигээн билэр орган мурунСорудахНүөмэрдэрин ыйан туран үүнээйилэри бэрээдэгинэн дьаарыстаа.
Мастар - ……………………………………………………………………………………………….
Ыар5алар - …………………………………………………………………………………………….
Ыар5атыңы үүнээйилэр - …………………………………………………………………………….
Оттуңу үүнээйилэр - ………………………………………………………………………………….
1.Бэс 2. Кииһилэ 3. Тиит 4. Сугун 5. Хатың 6. Уулаах отон 7. Ландыш 8. Дууб 9.Черника 10. Эдэр ойуур 11. Эриэхэлээх ойуур 12. Ветреница.
СорудахТуох туохха тириэрдэрин стрелканан ыйан көрдөр.
Браконьердааһын Өрүстэр улара уолааһына
Массыыналар таһаарар гаастараСорох кыыллар көрүңнэрэ сүтээһинигэр.
Ойуур маһын кэрдээһин Салгын киртиийиитэϴрүс биэрэктэринэн маһы кэрдии Сиргэ ойуур тыа а5ыйааһына
Ответы к олимпиадным заданиям
Задание № 1 (по 1 баллу за верный ответ) 4 балла

Грибы
Чёрное, Красное, Жёлтое, Белое
Нет, медведи – север, пингвины – Антарктида
Да, из-за задымленного воздуха, содержащего ядовитые газы, гибнут леса.
Задание № 2 (по 1 баллу за верный ответ) 7 баллов
все предметы, которые нас окружают, называются телами
поверхностный плодородный слой земли почва
выведенные человеком растения, называются культурными
водная оболочка Земли гидросфера
растения – вредители на полях сорняки
воздушная оболочка Земли атмосфера
часть дерева, в которой производятся органические вещества листья
Задание № 3 (по 1 баллу за верный ответ) 9 баллов
Ухо, язык, нога, глаз, нос.
Термометр, ножницы, флюгер, микроскоп.
Сосна, пихта, ольха, лиственница.
Луна, Земля, Солнце, Колумб.
Россия, Франция, Санкт-Петербург, Германия.
Пингвин, кит, страус, аист.
Гейзер, компас, барометр, термометр.
Осина, ольха, лиственница, берёза.
Метель, роса, снеговик, сугроб.
Задание № 4(по 1 баллу за верный ответ)4 балла
автомобиль – бензин, девочка - пища
гвоздь – металл, льдина - вода
сахар – чистое вещество, почва - смесь
бульон – жидкость, кислород - газ
Задание № 5 (по 1 баллу за верный ответ)6 баллов
Солнце, дождь, лягушка, снег, прилив, грибы, землетрясение, листья, ураган, платье, радуга.Задание № 6 (по 1 баллу за верный ответ)4 балла
Заповедник – место, где запрещена охота на редких животных.
Флора - растительный мир.
Фауна - животный мир.
Глобус - уменьшенная модель земли.
Задание № 7 (по 1 баллу за верный ответ)6 баллов
Амур, Нева, Енисей, Волга, Лена, Обь
Задание № 8 (по 1 баллу за верный ответ) 6 баллов
1 2 3 4 5 6
нет нет да да да да
Задание № 9 (по 1 баллу за верный ответ) 3балла
1)   Какое животное может поднять груз почти в 100 раз больше    собственного веса?
муравей         КАБЕЛ          ВЕОРБОЙ          КЯМОХ
2)   Какое животное может жить без пищи семь лет?
КУЛОСЯ          ВЕЛ          Клещ          ЗОКА          ДЕВЬДЕМ
3)  У кого из этих животных мозг похож на человеческий?
РАНБА          ЁЛОС          дельфин
Задание № 10 (по 1 баллу за верный ответ) 5 баллов
Орган зрения
Орган слуха
Орган обоняния
Орган вкуса
Орган осязания
Язык
Кожа
Глаза
Уши
Нос
Задание № 11 (по 1 баллу за верный ответ)
Распредели растения по ярусам, записывая их номера
Деревья__1,3,5,8______________ 1.сосна 2.кислица 3.ель 4.голубикаКустарники__11____________ 5.берёза 6.брусника 7.ландыш 8.дубКустарнички__4,6,9_____________ 9.черника 10.пролеска 11.орешникТравянистые растения__2,7,10,12__________ 12.ветреница
Задание № 12 (4 балла)
БРАКОНЬЕРСТВО
ОБМЕЛЕНИЕ РЕК
ВЫБРОС ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЯМИ

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ВИДОВ
ЖИВОТНЫХ
ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА
ВЫРУБКА ЛЕСА ПО БЕРЕГАМ РЕК

УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА
ЛЕСОВ НА ЗЕМЛЕ