Мастер-класс на тему Рефлексия на уроках русского языка


Мастер-классРефлексия как этап урока русского языка
Цель мастер-класса: продемонстрировать виды рефлексии на современных уроках и основные способы организации и работы с ней (на примере нескольких форм рефлексии)
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас в этой аудитории и хочу надеяться, что наша встреча будет для всех интересной и полезной.
У вас на столах лежат светофоры – индикаторы настроения. Покажите мне, пожалуйста, смайлик, соответствующий вашему настроению на начало занятия.
Слайд 2 Мы все понимаем важность того, чтобы каждый ребенок в классе чувствовал себя успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная задача учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Раскрытие темы мастер-класса.
Слайд 3 Тема нашего мастер-класса “Рефлексия как этап урока русского языка».
Я хочу продемонстрировать вам виды рефлексии на уроках и способы организации работы с ней.
Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое “рефлексия”? Знакомо ли вам значение этого понятия? Что вы о нем уже знаете?
Рефлексия содержания мастер класса.
 Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу “Знаю” по данной теме.
Понятие Знаю Хочу узнать Узнал
Рефлексия      
Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Заполните третью графу «Хочу узнать». Я надеюсь, что ваши ожидания оправдаются.
Слайд 4 Итак, что же такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Слайд 5 Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Каковы же задачи этого этапа этого этапа?
- В результате взаимодействия по типу «учитель-ученик», «ученик-ученик» инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, а также своей деятельности на уроке;
- Обеспечить усвоение школьниками принципов саморегуляции и сотрудничества.
Слайд 6  При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. 
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.
Слайд 7 В зависимости от обстоятельств при взаимодействии с учащимися учитель использует один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическая (успел – не успел);
- сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
- интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя или других).
Как видите, это полное управление собой.
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить очень осторожно, индивидуально и без огласки результатов.
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
Слайд 8  Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Слайд 9 Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности
Слайд 10 Что можно применять?
“Мои ожидания”:
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце занятия.
Слайд 11 Рефлексия деятельности.
Следующий вид – рефлексия деятельности. Ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на всех этапах урока. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Слайд 12 Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
“Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.
«Закончи предложение»
Слайд 13 Рефлексия содержания учебного материала.
Используется для выявления уровня осознания содержания изученного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Приемы такой рефлексии:
Слайд 14 – 15 “Плюс-минус-интересно Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
+ (плюс) - (минус) (интересно)
     
Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии. 
В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
Слайды 16 – 18 Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия).  Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Слайд 19 Духовная рефлексия
Комплекс упражнений, направленных на развитие духовной рефлексии:
1. Автопортрет
2. Карусель
3. Три имени
4. Качества
5. На какой я ступеньке?
Итог мастер-класса.
Слайд 20 Подведем итог нашего занятия в форме синквейнаСлайд 21 Педагогическая рефлексия - способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети и другие люди. В центре педагогической рефлексии - осознание того, что школьник воспринимает в учителе и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия педагога.
Рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Рефлексия мастер-класса.
Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса? (заполнить последнюю графу таблицы).
Понятие Знаю Хочу узнать Узнал
У вас на столе лежат лепестки ромашки розового и жёлтого цветов. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите лепесток желтого цвета. Ну а если что-то осталось непонятным или вы не будете это применять в своей практике – возьмите розовый. Прикрепим на доску. Получился цветок.
Всем спасибо за работу.
Список литературы.
Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос".
Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.